пятница, 4 марта 2011 г.

Джон Сингер Сарджент (1856-1925)

Джон Сингер Сарджент (англ. John Singer Sargent, 12 января 1856, Флоренция – 15 апреля 1925, Лондон) – американский художник, двоюродный брат известного ботаника Чарльза Сарджента, один из наиболее успешных живописцев прекрасной эпохи.
Его родители родом из Филадельфии всю жизнь путешествовали по Европе, и Сарджент рос и учился в странствиях. Он родился во Флоренции и по настоянию матери рисовал увиденные места. У него почти не было официального образования, но путешествия многому научили его, он знал несколько иностранных языков и увлекался игрой на пианино.  Решив стать живописцем в 1874 году он прибыл в Париж учиться у знаменитого портретиста Каролю-Дюрана (1838-1917). Сарджент проявил невероятную одарённость и уже 23-м годам открыл в Париже свою студию.
Написанная им в 1882 году картина "Дочери Бойт" была тепло встречена в Парижском салоне 1883 года, а Генри Джеймс написал о ней восторженный отзыв для американского журнала "Харперз базар".
Дочери Бойт. 1882 г. 221х 221 см. Масло, холст. Музей изящных искусств, Бостон
За внешней традиционностью этого милого группового портрета стоял свежий, новый подход - признак великого мастерства Джона Саржента. Четыре юные сестры расположены нев центре, их позы сознательно современны, что придаёт картине атмосферу спонтанности и привносит оттенок загадки в их отношениях. Кажется, будто девочек оторвали от какого-то общего занятия, и у них необычный виноватый вид.
Сестёр (слева направо) звали Мэри-Луиза, Флоренс, Джейн и Джулия. Их отец - Эдуард Бойт был другом Саржента и тоже художником, ведущим деятелем среди американских экспатриантов  Парижа и Рима.

Но через год представленный парижской публике портрет Мадам Готро (Мадам Х) вызвал скандал поскольку был сочтён слишком нетрадиционным  и дерзким.
Мадам Х. 1884 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поэтому в  1884 г. по совету Генри Джеймса он переехал в Лондон, где занимает студию разорившегося Уистлера и  быстро становится самым востребованным портретистом британских и американских богачей и аристократов. В то время кисти таких британских мастеров, как Рейнолдс, Гейсборо и Лоренс, стали самыми популярными и дорогими  картинами на международном рынке. Подобные работы быстро раскупали  американские богачи, поэтому британские аристократы с готовностью продавали фамильные ценности. Эта мода была на руку Сардженту, который несмотря на американское  гражданство, считался естественным преемником  великих британских портретистов. Он   изображал своих заказчиков их легко и лестно, когда они наслаждалдись своим "золотым веком" рухнувшим с началом первой мировой войны.
Хотя Саржент провёл большую часть жизни в Европе, он гордился своим американским происхождением и не принял от Эдуарда VII рыцарский титул, так как для этого потребовалось бы отказаться от американского гражданства. Больше всего он ценил свои росписи  общественных зданий Бостона.
 Потрет Теодора Рузвельта
 Газовая атака (1918-1919) Имперский военный музей. Лондон
 Леди Агню (ок.1892-1893) Национальная галерея. Эдинбург
Гвоздика, лилия, лилия, роза. 1885-1886. Галерея Тейт, Лондон
Роберт Льюис Стивенсон со своей женой
Джордж Натаниэль Керзон. 1914 г.
Аристократы, которых изображал Джон Саржент на портретах не имели особых проблем с выбором гардеробы. Однако  и им приходилось потратить немало времени  на примерки у портных и выбор материала.  В этом плане интернет-каталог фирмы Otto  даёт массу преимуществ, так как нет нужды ходить по портным и магазинам в поисках нужного предмета туалета, а представленные там фирменные вещи дешевле, чем в обычном магазине. 

Лит. Роберт Камминг - "Великие художники"

четверг, 3 марта 2011 г.

Колесников (Одесский) Степан Федорович (23.07.1879 - 27.05.1955)

Из крестьян, брат живописца Ивана Колесникова (1887-1829). Вырос в усадьбе близ Одессы. В 1897-1903 учился в Одесском художественном училище. В 1903 г. поступил в С.-Петербургскую АХ, учился у И.Е. Репина, А.А.Киселева и В.Е. Маковского. В годы учебы получал стипендию Славяно - Сербского земства. В 1909 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину "Весна". В 1909-11 в качестве пенсионера АХ работал в Германии, Франции и Бельгии, побывал на Капри, где познакомился с М. Горьким. Писал пейзажи южнорусской степи с фигурами людей и лошадей, тающим снегом, половодьем, весенней распутицей, полями распаханного чернозема. Работал в Бесарабии, в Подольских Карпатах, выезжал в Болгарию и Сербию. В 1913 совершил путешествие на верблюдах по Туркестану и Китаю. Картины, написанные под впечатлением Востока, репродуцировались в журналах "Нива" и "Огонек". Жо 1918 участвовал в Весенних выставках в залах АХ, выставках ТПХВ и ТЮРН, в передвижном "Салоне" В.А. Издебского (1909/10). Провел персональную выставку в залах ОПХ(1912). Неоднократно получал премии ОПХ и конкурса им. А.И. Куинджи. Был весьма популярен и много работал по заказам коллекционеров. В годы I мировой войны исполнил картины на военную тему, которые экспонировались на благотворительной выставке "Артист - солдату" (Пр., 1916) и репродуцировались в журнале "Летопись войны". В 1919 эмигрировал в Королевство СХС. Жил в Белграде. Работал учителем рисования в русско-сербской гимназии (1920 - 24 ) и сценографом в Народном театре (1921 - 26 ). Выполнил роспись плафона главного зала Народного театра (1922), росписи интерьеров гостиницы "Палас"(1923), Адриатическо - Придунайского банка (1925), городской больницы (1927). Писал жанровые картины, пейзажи, натюрморты и портреты. Провел персональные выставки в Белграде(1921, 1926), Праге(1926) и Париже (1927). Участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). Представлен в ГРМ, ГТГ и областных музеях России.

Колесников (Одесский) Степан Федорович

 Ночной пейзаж
 На привозе
 Спящий охотник
 На пашне
 Село
 На привале. Пасущееся лошади
 Зимний пейзаж

 Оленёнок

среда, 2 марта 2011 г.

Французский художник Пьер Каррир-Беллоис

Французский художник Пьер Каррир-Беллоис (1851 - Париж, Франция - 1933) был сыном знаменитого скульптора, ученика Давида  Альберта-Эрнеста Каррир-Беллоиса (1824-1887), от которого он получил первые уроки рисования и живописи. Кроме того, Пьер также учился у знаменитого Александра Кабанеля (1823-1889) и Пьера-Виктора Галланда (1822-1892) в парижской Школе изящных искусств и дебютировал на Парижском салоне в 1875 году. Пьер Каррир-Беллоис писал пастели,   жанровые картины, пейзажи, исторические сюжеты, а также работал декоратором в  балете. Им были увековечены жители и гости богемного Монмарта конца 19 века, который до 1870-х годов был тихим районом Парижа с несколькими мельницами.
Позднее  этот район Парижа становится  известным как дом импрессионистов, кубистов, и  художников авангарда, а также центром парижской ночной жизни. В 1881 г.  отрывается знаменитый  "Мулен Руж", с  танцовщицами канкана,  балеринами и  опереттой. Именно они становятся моделями для картин Каррира-Беллоиса. Многие из его работ в эти годы отдают дань женской красоте -  жанру, который был  популярным в конце девятнадцатого века. 
Свои работы  он демонстрировал  обществу  художников французской школы (1888) и Национальному обществу изящных искусств (1893-1911). В 1887 г. он получил поощрительную премию за свою работу  и серебряной медаль на Всемирной выставке в 1889 году .
Работы Пьера Каррира-Беллоиса можно встретить в музеях: Дюнкерка, Парижа, Ла-Рошели и Реймса, а также в частных коллекциях.
 Пьер Каррир-Беллоис
 Альберт Эренст Каррир-Беллоис, отец художника

 Две балерины
 Площадь Пигаль в Париже. 1880 г.
 В кутюрье
 У станка
 Перед балетом
 В доме музыки
 "Парижские удовольствия"
 Путешествие в медовый месяц
 Бабочка

Молодая балерина с чёрным котом.

Легкий сюр. Графика сюрреалистов в Историческом музее

вторник, 1 марта 2011 г.

Франсуа Альфред Делоббе (1835 - 1920)


Франсуа Альфред Делоббе - успешный французский художник-натуралист работал во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого века. Родился Делоббе в Париже в 1835 году, он рано проявил талант художника, что дало ему возможность в возрасте 16-ти лет поступить на обучение в парижскую Школу изящных искусств. Его первым учителем стал Томас Кутюр, академический художник исторического жанра, который в это время также учил Эдуарда Мане.  Делоббе в отличие от Мане в своём творчестве оставался приверженцем академического русла французской живописи своего времени, однако его ранние работы, такие как "Молодая вязальщица" 1867 года, дают основание  на некое влияние его знаменитого бывшего одноклассника. Как и многие  картины Мане этих годов, эта работа выдержана в основном  в черно-белых  оттенках с ярко-красным  пряжей в корзине  у ног молодой женщины. Такое же влияние испанской и голландской живописи семнадцатого века , а также неоднозначное выражение на лице модели. Зрителю остаётся только удивляться то ли ей грустно, или одиноко, или просто скучно. 
 Молодая вязальщица. 1867 г. Холст, Масло.  25 3/4 x 21 3/8 дюймов. 

Франсуа-Альфред Делоббе продолжил свое обучение в студии Уильям-Адольфа Бугро, который предложил ему сосредоточиться на написании мифологических сцен и портретов. В 1861 году он дебютировал во французском  Салоне художников с портретом своей матери и получил положительные критические отзывы в парижской прессе. На протяжении 1860-х годов, Делоббе пользуются постоянным успехом на ежегодном Салоне с картин в академическом стиле. Исходя из этого, правительство поручило ему краски роспись декорации для ратуши в вновь присоединенном 15-м округе  Парижа, расположенный в юго-западной части города. Этого проект оказался очень важным  для карьерного роста Делоббе. Художник по заказу города Парижа оформил восемь залов.
В эти годы Делоббе подружился с  Альфредом Гийу, который также учился у Бугро, и который положительно повлиял  на его  формирование как художника. Гийу был родом из Бретани только юго-востоку от Кемпера и он однажды пригласил своего друга погостить у него в начале 1870-х годов. Поездка Бретань с её изрезанным берегом и старые средневековые обычаи местного населения навсегда изменили  творчество Делоббе.
Начиная с конца 1870-х годов, предмет творчества Делоббе  сосредотачиваются на жизни Бретани. Картины, такие как "Женщина, просеивающая зерно" 1882 года несколько напоминает ранние образы крестьян, созданные  Жаном-Франсуа Милле и Жюлем Бретоном, но работу Делоббе отличает  импрессионистическая яркость и чувство непосредственности. На его картине фигура привлекательной молодой женщины, вырисовывается на фоне горизонта воплощает в себе достоинства французского крестьянина.
Женщина, просеивающая зерно. 1882 г.Холст, масло.45,9 х 31,9 дюймов  (116,5 х 81 см.)

Обнаружив очарование Бретани, Делоббе возвращается туда снова и снова, в результате чего его семья с ним, чтобы провести лето в Конкарно. Это городок был особенно привлекательным из-за ее средневековой крепости, колокольни в центре города и многих доступных пляжей, где семья могли расслабиться, а дети играли. Кроме того,  вокруг Делоббе с Гийу формируется основа для небольшой группы художников, в том числе Чарльза-Генри Фрому, Эрнеста Жермена Ваутрина и Эмиль-Бенедикта Хиршфельда, которые обычно собрались в этом скромным городе. Как и многие другие художники, они бродили среди  полей и пляжей в поисках сцен и моделей, которые привлекли бы  их внимание. Обычно Делоббе на месте делал зарисовки, а затем в течение зимних месяцев в Париже преобразовывал эти образы в готовые картины.
Бабочки

Субъектами своих картин Делоббе чаще всего избирает женщин и детей. Несмотря на имеющее иногда сентиментальных изображения, такие как "Бабочки", выставлены в Салоне 1892 года, в большинстве картин Делоббе воздерживаться от морализаторства или, наоборот, сатирического изображения  своих персонажей. Почти всех без исключения женщин и девочек, он изображает на рабочих местах; просеивающих зерно, пасущих скот, или изготавливающих изысканные кружева.  Картина 1905 года, "Молодые кружевницы из Бёзек-Конка", иллюстрирует это: Две подростковые модели, одетые в традиционные черные платья с белыми воротничками, помещены  на нагретый солнцем камень на краю темно-зеленого леса. Эта четкая постановка изображения позволяет зрителю реагировать индивидуально.
Молодые кружевницы из Бёзек-Конка. 1905 г.
Бретонские работы Делоббе благожелательно воспринимались  аудиторией в парижских Салонов вплоть до  смерти художника в 1920 году.
В двадцать первом веке художники всё чаще отказываются от масляных красок и предпочитают новые способы нанесения изображений. А лазерная гравировка по металлу  дереву и другим поверхностям  даёт возможность запечатлеть нужный символ, число или надпись на том предмете, который нуждается в маркировке.

МНИМЫЕ ШЕДЕВРЫ


Десятой музой называли греки ту, что вдохновляла мастеров на изготовление подделок произведений искусства, поскольку и они уже были знакомы с этой стороной человеческой деятельности. Так, например, в пятом веке нашей эры из Афин С позором был изгнан поэт Ономатокритос, свое имя (которое можно перевести как «подражающий именам») он получил за то, что успешно «подделывал» предсказания известных оракулов.
Среди экспонатов на выставке подделок, которая проводилась в мае 1990 года в Британском музее, была клинописная табличка второго тысячелетия до нашей эры, сделанная в Вавилоне под таблички третьего тысячелетия. При этом мастер не побоялся воспроизвести древнюю фразу-заклинание: «Тому, кто подделает сей документ, всемогущий Энки забьет каналы слизью». А угроза, судя по имени божества, была нешуточной. Известны и подделки китайских ремесленников 19 века изделий времен династии Шан (второе тысячелетие до нашей эры).
Благодаря новейшим достижениям науки, открытию рентгеновских и ультрафиолетовых лучей, благодаря тому, что искусствоведы научились использовать в своей области радиоуглеродный анализ, экспертам удалось развенчать не один мнимый шедевр. Но вместе с тем растет и мастерство тех, кто занимается изготовлением подделок. Об этом своеобразном соревновании и рассказывается в статье.
И. ЛАЛАЯНЦ.
«Каждый может ошибиться», — заявил не так давно ведущий британский эксперт в области искусства К. Сноумэн. Его ошибка обошлась американскому миллионеру иранского происхождения Эскандару Арье в полмиллиона долларов, в результате чего он подал на нью-йоркское отделение всемирно известного аукциона «Кристи» в суд, предъявив торговому дому иск в 37 миллионов долларов «в возмещение морального и материального ущерба».
В среде коллекционеров Эскандер Арье был известен как страстный собиратель знаменитых пасхальных яиц работ Питера Карла Фаберже, который с 1885 года был придворным ювелиром Александра III, а затем «по наследству» перешел к Николаю II (в 1918 году Фаберже уехал в Париж). В коллекции Арье было уже около сотни пасхальных яиц известного мастера, но среди них не было ни одного «императорского». Эти последние отличаются от других как «роллс-ройс» отличается от обыкновенного «форда». Украшенные драгоценностями и золотом, эти удивительной тонкости работы члены императорской семьи дарили друг другу на Рождество.
Особенно высоко ценятся разъемные — с различными фигурками внутри. Например, яйцо с золотым куполом и крестом на нем, опирающееся на Кремль и удерживаемое шпилями башен.
И вот наконец в 1977 году Арье нашел в каталоге женевского отделения аукциона «Кристи» (которым в то время руководил Геза фон Габсбург-Лорран, внучатый правнук знаменитого австрийского императора Франца-Иосифа) рекламу императорсского яйца, которое значилось как юбилейное: имелось в виду, что оно было подарено царицей Николаю II к 300-летию дома Романовых (внутри яйца действительно была миниатюрная конная статуя императора).
Когда Арье прилетел в Женеву и увидел свою покупку, он был страшно разочарован и раздосадован: у яйца был такой «плохой вид», что от него за милю разило подделкой. Американский миллионер отказался выплатить четверть миллиона долларов, что по тогдашним временам было довольно крупной суммой. Владельцы «Кристи» заверяли коллекционера, что яйцо «аутентичное», то есть подлинное. В качестве сертификата надежности было приложено письмо лондонского эксперта К. Сноумэна «крупнейшего в мире специалиста по Фаберже», со слов которого мы начали свой рассказ.
Суд поставил в своем вердикте, что Арье должен забрать покупку, уплатив помимо четверти миллиона еще 200 тысяч долларов судебных издержек. Вся эта история вскоре бы забылась, если бы в июне 1985 года американские средства информации не сообщили об очередной сенсации: известный издатель М. Форбс заплатил более полутора миллиона долларов за свое очередное приобретение — императорское яйцо Карла Фаберже с черными воронами внутри. Таким образом, Форбс стал владельцем одиннадцати яиц (на одно больше, чем в знаменитой на весь мир коллекции в Оружейной палате, в Кремле).
Прослышав об этом, Арье бросился в нью-йоркское отделение «Кристи» с просьбой продать его «николаевское яйцо». Те поначалу согласились, но за две недели до аукциона президент «Кристи» в Нью-Йорке Кристофер Бэрдж отказался сделать это. На вопрос «почему» — Бэрдж ответил, что это подделка! Когда же Арье обратился к эксперту Сноумзну,тот и произнес ставшую знаменитой фразу: «Каждый может ошибиться».
Некоторые ошибки такого рода со временем удавалось исправить благодаря новейшим достижением науки.
В лондонском Британском музее в мае 1990 года открылась большая выставка самых разных подделок всех времен и народов. Это уже вторая экспозиция, в которой было представлено в общей сложности более шестисот «экспонатов».
В том же Британском музее уже научились отличать фальшивую патину на бронзе с помощью ультрафиолетовых лучей. Дело в том, что подделыватели XIX века приклеивали химическую смесь, имитирующую патину (от лат. «патина», что переводится как блюдо, мелкая тарелка, в которой делали смесь для покрытия пергамента, чтобы лучше и удобнее было писать на нем) на органическую основу.. Она-то и светится при ультрафиолетовом облучении.
К сожалению, коллекционеры прошлого века почему-то были против патины и удаляли этот тонкий слой окислов, по которому можно определить подлинность древних статуй. Они восхищались бронзой, покрытой черным лаком. Известный коллекционер Р. Найт, подаривший всю свою коллекцию античной бронзы Британскому музею, специально очистил поверхность некоторых скульптур, покрасив их в черный цвет.
О той же самой проблеме писал в 1989 году профессор геологии Калифорнийского университета С. Марголис, к которому обратился музей известного нефтепромышленника Пола Гетти в пригороде Лос-Анджелеса — Малибу. В 1984 году музею предложили купить за 12 миллионов долларов архаичную статую греческого атлета (куроса), созданную, как утверждалось, в 540—520 гг. до Р. X. Статуя была абсолютно неизвестна историкам искусства, потому что находилась в руках шведского частного коллекционера.
Специалисты разделились во мнении относительно ее аутентичности. Освещение скульптуры в ультрафиолетовых лучах выявило некие подозрительные особенности. Других методов датировки камня на тот момент не знали. Положение осложнялось тем, что в Риме часто копировали греческие статуи, но стоимость римской копии не шла ни в какое сравнение с древнегреческим оригиналом.
Петрографический анализ, проведенный Марголисом, показал, что доломит для статуи был взят в I тысячелетии до Р. X. с мыса на острове Фасос, лежащего в Эгейском море к востоку от Салоник.
Кроме сравнения с 200 другими статуями он использовал также и анализ по изотопу кислорода О18, который подтвердил архаичность скульптуры. В 1986 году музей Гетти с гордостью выставил статую куроса для всеобщего об.озрения.
К сожалению, писал Марголис, реставраторы до начала 20 века с целью восстановления блеска мрамора часто удаляли слой поверхностного выветривания, что навсегда оставило под сомнением подлинность множества скульптур. Будем надеяться на то, что наука сможет найти другой способ определения возраста камней, как это научились делать с наскальной живописью и рисунками на керамике. Известно, что для радиоуглеродного анализа требуется сжечь определенное количество исследуемого образца. Это не вызывает никаких затруднений, когда речь идет об установлении возраста захоронения по углям древнего костра. Но в некоторых случаях метод требует уничтожения куска, например, холстины размером с носовой платок, на что пойдет не всякий коллекционер.
Однако новые мощные компьютеры, а главное, масс-спектрометрическое «усовершенствование» радиоуглеродного анализа позволили обойтись несколькими ниточками из бахромы ткани.
Недавно был предложен метод использования холодной плазмы кислорода, она окисляет органику, на которую древние художники сажали красочный пигментный слой. С помощью нового метода уже определен возраст наскальной живописи индейцев, живших некогда в Техасе на реке Рио-Гранде. Метод кислородной плазмы дает также возможность исследовать и возраст древней керамики. Правда, авторы метода предупреждают, что при этом возможно — из-за окисления — изменение цвета рисунка, но, к счастью, это дело поправимое: надо выдержать сосуд в водородной атмосфере, чтобы произошло химическое восстановление красящего вещества.
Для исследования керамики разработан также метод термолюминесценции, который основан на определении следовых количеств радиоактивных элементов, таких как, торий, уран и так далее, в породах, используемых для изготовления керамических изделий и орудий труда.
Не надо думать, что только современные радиационные методы позволяют определить аутентичность старинного предмета. Надежно служат и старые добрые рентгеновские лучи.
С их помощью ученые Британского музея проанализировали золото своего Египетского отдела. Гордостью коллекции был древний браслет, попавший в музей в составе большого дара одного из филантропов XIX века. Микроскопический анализ показал, что золото в разных частях браслета неодинаковое: золотая проволока, накрученная спиралью, была сделана методом волочения, то есть новейшим способом! Только змеиные головки у начала и конца браслета оказались изготовлены древними мастерами времен Птолемеев, правивших Египтом после его завоевания Александром Македонским. Просвечивание рентгеновскими лучами подтвердило заключение экспертов.
Древнее серебро всегда содержало следы золота. В свою очередь золото в старину не умели очищать от осмия и иридия. Сканирующий электронный микроскоп позволяет увидеть эти включения. Недавно с помощью новейшего метода ПИРЭ — протон-индуцированная рентгеновская эмиссия, — была реабилитирована древняя карта Винланда. Что такое ПИРЭ? Метод заключается в бомбардировке поверхности изучаемого объекта тончайшим пучком протонов, которые возбуждают атомы элементов, входящих в состав красителя или чернил. Энергия облучения чрезвычайно мала, поэтому за сохранность драгоценных манускриптов или текстов опасаться не следует. Возбужденные атомы испускают рентгеновские лучи, которые регистрируются чувствительными детекторами, посылающими сигналы для анализа в компьютер.
Карта Винланда с изображением «страны Винограда», будто бы открытой норманнами и викингами, была в 1974 году объявлена поддельной на основании того, что в чернилах выявили высокое содержание окислов титана. ПИРЭ же позволил показать, что титана в чернилах было не больше нормы, что свидетельствует об использовании старых чернил. Правда, является ли карта подлинной, только на основании этого сказать довольно трудно.
Также сложно развенчать композиционные подделки. В качестве классического учебного пособия для начинающих экспертов демонстрируется фальшивая терракотовая фреска, будто бы созданная этрусским художником, с изображениями героя Ахилла (сына царя Приама),
Троила, а также его сестры Поликсены. Композиция составлена из фрагментов различных росписей. В ней использованы детали фресок из Коринфа и Раквиния, что находятся неподалеку от Рима, а также рисунков на вазах.
Наука в таких случаях может помочь только в датировке, но ответить на вопрос, кто является автором работы, она пока не в состоянии.
«В науке нет машин, устанавливающих истину, — сказал по этому поводу специалист Института реставрации при музее Гетти, — в конце концов фальсификаторы читают те же самые научные журналы, что и мы».
Искусство подделки особенно расцвело в прошлом веке в связи с общим повышением интереса к искусству и началом эпохи «великих археологических открытий», когда описание новонайденного не поспевало за темпом накопления древних объектов. Подделывали Микельанджело и Рубенса, Констебля, Боттичели и Рафаэля, Коро и Рембрандта.
Француз Дени Врэ-Люка устроил у себя дома самую настоящую фабрику по изготовлению разных документов, будто бы написанных Архимедом и поэтессой Сафо, Иудой Искариотом и Карлом Великим. Попался он только на письме Паскаля, в котором рассказывалось об открытии закона всемирного тяготения.
Управляла учеными-подделыциками такого рода своеобразная корысть в виде стремления к славе. Но это не единственный мотив, толкающий людей на создание подделок. Думается, мы бы искусственно обеднили человеческую природу, если бы свели все многообразие порывов души только к грубой или более утонченной корысти. История донесла до нас примеры, которые усложняют вроде ясную и понятную картину противостояния добра и зла, черного и белого.
Наиболее ясным и понятным в этом плане кажется пример Меегерена, творившего «вермееров», как на конвейере. Его история широко известна, но Меегерена рисуют всегда как негодяя и чуть ли не коллаборациониста, распродававшего фашистам национальное достояние. Но попытаемся разобраться в генотипе тех давних событий, который так и остался глубоко скрытым от глаз широкой публики.
Голландец Хенрикус Антониус ван Меегерен (Мегерен) считался бездарным художником, не сумевшим добиться успеха и признания. Обозленный бесконечными придирками критиков и экспертов, ничего с его точки зрения не понимавшими в искусстве, он решил отомстить им.
Помогла ему в этом начинании довольно случайная находка нескольких полотен малоизвестных мастеров XVII века, а также критическое эссе о шедеврах раннего Вермеера, которые отличались — и довольно существенно — от его более поздних творений. Ко времени начала всей этой истории было обнаружено всего три ранних работы известного мастера. Логично было предположить, что могут быть найдены и другие. И вот Меегерен «нашел» их!
Где-то между 1936 и 1937 годами он пишет «Христа в Эммаусе». Предварительно он осторожно снял красочный слой портрета Лазаря, оживленного Христом, постаравшись не затронуть грунт, а самое главное, сохранив старые кракелюры (трещинки), свидетельствовавшие о древности холста. Меегерен самолично натер краски, использовав при этом собственную формулу, которая и поныне является его самым главным вкладом в искусство подделки.
После окончания картины Меегерен сунул ее на два часа в печь для просушки и «старения» красок, а затем представил миру через подставное лицо, которое было хорошо знакомо с Абрахамом Бредиусом, господствовавшим в мире критиков от искусства. Тому понадобилось всего два дня, чтобы вынести свое заключение: «Да, это аутентичный Вермеер!» Главный барьер был преодолен.
Происхождение работы было объяснено благодаря тщательно разработанной легенде. Картина после вынесения такого «авторитетного» заключения была тут же куплена за большие деньги одним из музеев! И это несмотря на то, что раздавались и голоса сомнения. Но их никто не хотел и слышать. Каждый был «обманываться рад».
«Христос» Меегерена занял свое место между истинными вермеерами, и если бы не война, дьявольский план подделывателя, возможно, никогда бы не раскрылся. Вермееры посыпались как из рога изобилия. Одного из них — «Христос и блудница» — купил в 1942 г. сам Геринг, хотя и за смехотворно низкую цену.
Это припомнили Меегерену, когда союзники вошли в Амстердам. Художника обвинили в коллаборационизме и распродаже национального достояния. Тогда Меегерен выбрал из двух зол меньшее. Он признался суду, что занимался подделкой. Зал суда был буквально увешан полотнами, которые Бредиус и его команда упорно продолжали называть подлинными. Суд верил эксперту, и обвиняемому ничего не оставалось делать, как показать оставшийся у него кусок от портрета Лазаря, чтобы доказать истинность своих слов. 
Если бы не признание Меегерена, то этот «Вермеер», с которого он начал
свои подделки, до сих пор бы висел в национальном музее.

Из предателя и коллаборациониста Меегерен превратился в национального героя. Суд приговорил его всего лишь к году тюрьмы, но Меегерен не просидел и дня. 29 декабря 1947 году он при довольно странных обстоятельствах умер.
Еще одной подделкой такого рода была известнейшая «Мадонна дель Гатто» будто бы кисти великого Леонардо да Винчи. Историки искусства знают наброски этой картины, но само полотно до сих пор не найдено. В 1939 г. «Мадонна» прявилась на художественной выставке в Милане, но потом опять пропала из поля зрения. И вот сенсация: картина найдена над кроватью умершего 3 октября 1990 года туринского художника Чезаре Тубино. Кракелюры и следы копоти сальных свечей были исполнены настолько искусно, что ни у кого и мысли не возникло о подделке- Но художник в завещании признался, что он написал картину «в знак протеста против ничего не понимающих в искусстве фашистских цензоров Муссолини».
Аналогичные мотивы связаны, наверно, и с работами скульптора А. Доссена, умершего в 1937 году, работы которого продавалась за бешеные деньги. Но лично для него этот успех не означал практически ничего, поскольку сливки снимали римские торговцы антиквариатом, которым он поставлял свои шедевры из тайной мастерской в Риме, куда никого не пускал. Последней каплей явилось надгробие XV века. Эксперты считали, что этот шедевр был создан резцом скульптора Мино A430—1484) из северовосточного пригорода Флоренции Фьезоле, одного из центров древнейшей этрусской культуры (во Флоренции туристы и любители искусства восхищаются его склепом некоего графа Гуго).
Надгробие с благословения искусствоведов было продано в США, где богачи верили каждому слову экспертов из Италии, которых не смутил коктейль из стилей Мино и Бернардо Росселино [1409—1464), знаменитого итальянского архитектора, строившего дворцы для римской и венецианской знати. Бостонский музей изящных искусств купил подделку у римского антиквара Палези за тогдашние шесть миллионов лир! Сам Доссен от всей этой гигантской суммы получал всего лишь 25 тысяч, поэтому в 1928 году в Риме начался суд, ставший сенсационным.
Пострадал и музей Кливленда, когда его кураторы узнали, что «Мадонна с младенцем» резца великого Джованни Пизано A245—1314?), а также «древнегреческая» статуя Афины высечены Доссеной.
Надо отдать должное тому же Бостонскому музею, который даже после разоблачения Доссены не убрал надгробие, высеченное его резцом, чтобы «не лишать публику эстетического наслаждения». Возможно, что именно такое решение подвигнуло известного писателя Артура Кестлера спросить: «Если Меегерен мог писать так же хорошо, как Вермеер, то почему же его полотна надо снимать со стен голландских музеев?» Получается, что люди смотрят не на картины, а на бирки с именами. «Неужели портрет «Мужчины в золотом шлеме», ранее приписывавшийся кисти Рембрандта, — писал журнал «Тайм», — стал хуже после того, как стало известно, что это не его рука?»
Ведь никому не приходит в голову укорять Э. Мане в том, что он списал своих «Олимпию» и «Завтрак на траве» с полотен Тициана и Джорджоне! Это действительно очень сложный вопрос, который требует особого разговора.
Иной раз движущим мотивом художников и скульпторов бывает и просто желание — без злого умысла — подурачиться. Так, например, в 1984 году из реки в Ливорно были выловлены три мраморные головки, которые эксперты тут же провозгласили работами великого Модильяни. Через несколько лет три молодых человека признались в своей проделке, зафиксировав весь процесс на видео. Негодованию экспертов и владельцев галерей не было предела.
К сожалению, в наше экологически загрязненное время появился и еще один вид подделки — вполне официальный, санкционированный правительством (той же Италии), которое тем самым пытается хоть как-то спасти бесценные мраморные и иные шедевры от разрушения в загазованной атмосфере (то же, по-видимому, следует делать и властям Афин, где на глазах гибнет мрамор двадцатипятивековой давности). Так, во Флоренции из эпоксидной смолы уже сделаны копии Ганимеда и маленького Бахуса в садах Боболи; сменены знаменитые золотые врата рая Лоренцо Гиберти в круглом баптистерии при кафедральном соборе Дуомо. Пока еще держится бронзовый лев на венецианской площади Св. Марка.
Но и эта бронза четвертого века до н. э. была недавно реставрирована. А вот конной статуе римского императора Марка Аврелия на площади Кампидольо в Риме, спроектированной вместе с двумя палаццо самим Микельанджело, повезло гораздо меньше: после реставрации ее не спешат вернуть на постамент, который вот уже в течение десяти лет пустует.
Но это, так сказать, официальные подделки. А как же все-таки защититься от фальши? Думается, что самый надежный способ — это гласность и знания. В Англии на помощь любителям искусств приходит Британская ассоциация антикварных дилеров (от англ. «торговец»), основанная еще в 1918 году. На гербе ассоциации — профиль Бенвенуто Челлини и его девиз: «Единственный враг искусства — невежество». Помогают также ярмарки антиквариата в отеле «Гровнорхауз», что находится рядом с всемирно известным Гайд-парком.
В идеале все произведения искусства должны быть каталогизированы и внесены в компьютерные файлы. Но как сделать это в той же Италии, где уже ведется подобная работа, но где внесения в каталоги требуют 36 миллионов самых разных скульптур, полотен, предметов старины и где каждый год археологи находят что-то новое!
Недавно для защиты современных вновь создаваемых произведений предложен оригинальный метод маркировки с помощью синтетической ДНК — генного вещества. Как известно, ДНК представляет собой двуцепочную длинную молекулу. Французская фирма «Биопроуб системз», директором которой является профессор биохимии Филип Лебак, синтезирует искусственную ДНК, затем разделяет две нити. Раствором одной из них снабжается художник или любой другой человек, который, например, хочет защитить свою подпись от подделки Вторая нить хранится в фирме.
Клиент, обратившийся в фирму, получает собственный «генетический код», состоящий из цепочек длиной около 50 «букв», или нуклеотидов. Этого числа кодирующих элементов вполне достаточно, чтобы разные коды не совпадали. При сомнениях в подлинности подписей достаточно провести «комплементарную» реакцию сравнения с эталоном, хранящимся в сейфах «Биопроуб». То же проделывается с поддельными или украденными картинами.
. Американцы же предложили проводить экспертизу с помощью другой недавно открытой реакции молекулярной биологии. Речь идет о ПЦР, или полимеразной цепной реакции, в которой тоже используется ДНК. Похоже, что мир искусства «биологизируется», чтобы защитить себя от любителей подзаработать, поразвлечься или отомстить за свое бесславие.
Ведь подделать биологическое разнообразие просто невозможно. Достаточно вспомнить о невозможности пересадок органов и тканей. Но, во-первых, такие пересадки возможны у однояйцевых ¦близнецов, а во-вторых, были найдены иммуносуппрессоры. Не найдет ли изобретательная человеческая мысль лазейку и тут?
Не верьте тем, гласит мудрость арт-дилеров, кто уверяет вас, что его ни разу не проводили на подделках. Он просто еще не знает об этом, — каждый может ошибиться.

НАУКА И ЖИЗНЬ № 7. 1992



понедельник, 28 февраля 2011 г.

Леон Хербо (Herbo) (1850-1907)

Бельгийско-французский художник Леон Хербо (Herbo), известный как портретист и жанрист, родился 7 октября 1850 года в местечке Тамплёв во Франции, недалеко от Лилля. Обучение Хербо проходил в школах искусств Турне и Брюсселя у Лежандра и Сталлаэтра,  у которых он перенял искусство мелких деталей. Затем он продолжил учебу во Франции, Германии и Италии, после чего вернулся в Бельгию и поселился в Брюсселе. Его дебют на выставка состоялась в 1875 году, после чего он регулярно выставлял свои картины по всей Европе. Хербо был очень плодовитым художником, считается, что за свою жизнь он создал более 1200 картин.
В 1876 году Хербо , Жюльен Дилленс и Эмиль Намюр основали группу «Essorians», придерживающуюся правил бельгийской реалистической школы. Хотя все члены группы были реалистами, однако каждый из них находил свой собственный стиль, что подчеркивало разнообразие их личностей. В Брюсселе группа организовывала ежегодные выставок в течение 1876 – 1881 годов, а также позднее выставки для своих членов в Остенде, Антверпене и Лондоне. В 1891 году по случаю 15-летия основания группы, в Брюсселе открылся музей с исторической ретроспективной выставкой работ её членов-учредителей, в том числе рядом работ Леона Хербо.
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже Хербо был отмечен поощрительной премией и в этом году становится кавалером ордена Леопольда.
До своей смерти в 1907 году Хербо продолжал работать в Брюсселе и преподавал в Академии искусств, директором которой он вскоре стал.

Сегодня, примеры его работы можно найти в государственных и частных коллекций.
A Shared Moment
 Дездемона
 Роза
 Хайди
 Молодая красавица
 Подруги едят фрукцы на берегу моря
Холст, масло. 39 ¼ х 29 ½ дюйма (99,5 х 75 см).


Восточная красавица.  Подпись, надпись «от Леон Herbo / Брюссель '84», Масло, холст  13 х 13/16 10 1 / 8 дюймов (35,0 х 26,6 см). Оценка $ 8,000-10,000
Саломея.  Подпись и дата "Леон Herbo/1889" (внизу слева), а также «ехр 3/Berlin/no.1/LHerbo/Prague/LHerbo/Bruxelles» (на обороте).
 Холст, масло.  59 ¾ х 41 ¾ дюйма (151,8 х 106,1 см). Исполнено в 1889 году. Выставляно в 1890г. в Париже.В 2004 г. на аукционе в Лондоне продано за  £ 17925 ($33,305)
Красивых женщин, которых Леон Хербо изображал на своих полотнах украшают ожерелья, кольца и серьги - изделия мастеров ювелирного дела 19 века. Ювелиры 21 века создают серьги и кольца несколько иных форм, которые также прекрасно выполняют свою функцию - делать красивых женщин ещё красивее  и привлекательнее. 
На развлекательном сайте  WarezPortal4ik можно найти массу интересного, это не только мультфильмы, но и много чего другого. 
 

ЧТО ТАКОЕ «МОДЕРН»?


Владимир СЕРЕБРОВСКИЙ.
Модерн — условное название одного
из декадентских направлений в 
буржуазном, искусстве,
распространившегося 
в конце 19 — начале 20 вв..
БСЭ.

Сходите в зоологический музей и полюбуйтесь узорами на крыльях тропических бабочек, посмотрите коллекцию морских раковин — какое разнообразие странных, фантастических форм!
Вы можете зайти в ботанический сад и побродить по нему, дивясь красоте цветка ириса или орхидеи, изысканности и причудливости абриса листьев.
Если вам не хочется выходить из дома, просто припомните то, что вы тысячу раз видели, но на что, возможно, не обращали внимания — эстетического внимания, — разводы нефти на воде, радужные переливы цветных пятен. Вы наверняка встречали коряги, выброшенные морем, или сгнившие на берегу реки — некие сказочные существа со спутанными волосами—ветками и переплетенными корнями-руками. Все это модерн.
Оперение птиц, силуэт одиноко стоящей цапли, изгиб шеи лебедя — это тоже модерн. Отполированная поверхность мрамора с волнистым течением линий с неожиданными цветными прожилками и вкраплениями точек, кружочков, пятнышек — это модерн.
Ну и, наконец, зебра — классический пример модерна. Мы живем в окружении стиля модерн. Но это все, так сказать, натура, природа, где же тут искусство?
Если хотите искусство — пожалуйста, идите в Третьяковскую галерею и посетите русский отдел начала 20 века. Картины Врубеля, Сомова, Борисова-Мусатова, Головина, Бакста, Рериха и других художников группы «Мир искусства» — это модерн. Ну и, конечно, знаменитый «Метрополь», особняк Рябушинского и многие дома и целые улицы Москвы начала века — все это модерн. Русский модерн.
Но есть еще немецкий, австрийский, французский, чешский — короче, нет европейской страны, где бы не было своего собственного стиля модерн. И все равно есть нечто общее, что объединяет все эти «модерны» и делает их почти неразличимыми, то, что позволяет говорить об общеевропейском художественном направлении.
Появление этого стиля объясняют различными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами — усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с этим утратой «большого стиля». Однако сами представители этого направления и примыкавшие к ним критики называли свой стиль арнуво во Франции, югендштиль — в Германии, то есть — молодым искусством.
В России слово «новый» было со свойственным нам уважением к Западу переведено на иностранное — модерн — и так и осталось в истории русского искусства. Поэтому мы и будем пользоваться этим определением.
Итак, представители этого стиля считали, что они устремлены в будущее и как бы порывают с традицией 19 века и, прежде всего, с бытовым реализмом, салонным классицизмом. Они тосковали по «стилю», и они создали его (или эпоха создала его — кто знает?). Эти художники мечтали покинуть башню из слоновой кости «чистого» искусства, разрушить стену, разделяющую искусство «высокое» и прикладное, окружающее повседневный быт человека, и сделать последнее красивым и стильным. Они хотели на крыльях редкой тропической бабочки «божественная орнитоптера» орнитоптера вызывает в памяти узоры тканей на платьях начала века.
выйти на улицы, построить новые дома, расписать стены невиданными доселе фресками, украсить мозаикой (как известно, эти два жанра были тогда в полном упадке). И это им удалось. Хотя модерн просуществовал всего 20—30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки — все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Им было дело до всего. Для них не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.
Но прошла пара десятков лет и случилось нечто странное (со странным стилем и должны случаться странные вещи).
Модерн обвинили в элитарности, в вычурности, в манерности, в эклектичности, в отсутствии естественности. Со временем оказалось, что влияние этого стиля на новые поколения художников практически равно нулю, что позволило многим критикам воспринимать модерн как некую «случайность» в закономерном развитии искусства, как некий необязательный арабеск-эакорючку на прямой линии этого развития. Художники модерна как будто канули в забвение. И модерн остался неким парадоксом, загадкой.
У всех на слуху громкие имена художников конца 19 и 20 века — импрессионисты, Пикассо, Матисс, Дали и т. д. Но мало кто знает у нас замечательного австрийского художника модерна Климта, а наш великий Врубель почти не известен «у них».
Все знают архитектора номер один двадцатого века Корбюзье и осознают то влияние, которое он оказал на развитие мировой архитектуры — ведь построены целые города в духе Корбюзье. Но имя одного из самых удивительных архитекторов в истории человечества — Гауди — Эдвард Вестон. Фото. «Дюны в Калифорнии». И здесь мы находим в природе излюбленные линии стиля модерн» долго было известно только специалистам, а его произведения остались одинокими сверкающими шедеврами, практически не повлиявшими на развитие архитектуры нашего времени. А ведь рядом с его скалками в камне знаменитые постройки Корбюзье выглядят унылыми коробками.
Исключением в этом списке недооценных художников являются Ван-Гог и Гоген, которые, бесспорно, находятся у истоков модерна, но записаны почему-то по ведомству постимпрессионизма, видимо, чтобы подчеркнуть именно французскую традицию. Должно быть, Франция, взяв на себя роль законодательницы моды в художественной жизни Европы, не могла отдать эти два имени модерну, который гораздо больше ассоциировался тогда с Австро-Венгрией или Германией. Кто был на выставке «Австрия начала века» в Пушкинском мупее, мог сравнить блестящее искусство Климта (в Австрии «Поцелуй» Климта почитают, как икону) с какой-то вялой, почти беспомощной живописью Матисса, выставленной в соседнем зале (я говорю только об алжирской серии Матисса, которая, к сожалению, уступает другим его работам).
Молодой Пикассо, увидев картины Врубеля, впервые выставленные в Париже, как зачарованный, долгое время стоял перед ними (так вспоминают современники). Однако история распорядилась иначе: Пикассо стал самым известным художником, а Врубель — одним из самых неизвестных. И это вопрос не таланта (у Врубеля его было, возможно, поболее), не вопрос качества живописи, ее новизны или глубины. Это вопрос самого стиля модерн, который как бы остался вне «столбовой дороги» развития изобразительного искусства. Так в чем же все-таки кроется загадка модерна?
В конце 19 века произошла одна уникальная встреча, которая до сих пор не оценена по-настоящему: встреча между Востоком и Западом. И в этой встрече как раз «виноваты» художники, стоящие во главе стиля модерн.
Мы постоянно говорим об обмене культурными ценностями между народами, между Востоком и Западом. Но обмен этот совершается, п основном, в одном направлении. Восток уже давно осваивает (с появлением первых европейцев) и во многом освоил культурные ценности Запада. Никого не удивляет индус, играющий на скрипке, китаец-пианист, победитель какого-нибудь европейского конкурса, японец-дирижер симфонического оркестра в той же Европе или «восточный» художник или архитектор, создающий самые западные авангардистские опусы. Но невозможно себе представить немца, танцующего катхака\и (классический стиль индийского танца), француза, играющего рагу на ситаре или англичанина в спектакле Кабуки или Но.
Европеец (да и то разве что эстет) может только потреблять экзотику, даже восхищаться ею, каким-либо древним искусством далекого и загадочного Востока. Но делать «такое» самому ему вряд ли придет в голову.
Перенесемся опять в конец 19 века.
Европа «открывает» Восток. Многие восточные вещи становятся предметами коллекционирования, изучения и даже подражания. (Впрочем, подражания были и раньше, например, в 18 веке — всякие там китайские павильоны и прочий кич, но об этом серьезно говорить невозможно). В конце 19 века интерес к Востоку уже гораздо серьезнее. Появляются первые научные переводы восточных философских и религиозных трактатов, возникают химерические восточно-западные религии, вроде теософии. Европейские философы начинают употреблять такие понятия, как нирвана, карма и т. д. Некоторые поэты и писатели берут темы для своих произведений «из жизни» Востока — естественно, древнего. Но все эти посточные интересы носят все еще довольно поверхностный характер. Часто из-за недоступности настоящих знаний о Востоке (серьезные переводы восточных текстов и правильное их толкование появится позже, через полвека), еще чаще из-за невозможности преодолеть гордый европоцентризм, стол!
въевшийся в плоть и кровь бывших господ Азии. Кроме того, многие виды искусств Востока были совершенно чужды уху и глазу европейцев, — например музыка и театр.
Но были люди, которые настолько влюбились в искусство только что «открытого» неизвестного мира, что это восхищение перешло в практику, в дело их жизни.
Японские гравюры, которые впервьк появились в Париже в виде упаковочное бумаги для различных японских безделушек, произвели настоящий переворот в сознании некоторых молодых художников. Они даже стали смотреть на мир сквозь призму этих гравюр. Например знаменитая «Волна» Хокусая просто перекочевала в графические листы некоторых европейских графиков (у нас это сделал Билибин); Климт же брал готовые японские орнаменты с шаблонов для тканей.
Но главное не в прямых цитатах, главное — в том, что был понят и принят сам принцип восточной живописи и графики. Во многом это определило возникновение такого неожиданного стиля как модерн, который вышел из кокона европейских традиций в виде экзотической восточной бабочки. Эта бабочка облетела все страны Европы и, перелетев океан, добралась даже до Америки. Естественно, каждая национальная школа придавала лицу модерна несколько иное выражение (о чем мы поговорим ниже), но «общее выражение» все же преобладало. Да и «задумывался» модерн не как национальная школа. 
М. Врубель (1856—1910). Царевна-Лебедь.

Этим «общим» является ряд черт, которые и сделали его столь привлекательным. Условно это черты следующие: эклектизм, романтизм, чувственность, декоративность. Первые три признака унаследованы, в основном, от старушки Европы, последний — от азиатского отца.
Все это с точки зрения строгого вкуса, воспитанного на античной традиции, не является достоинством, скорее даже наоборот. Но что такое строгий вкус, как сумма привычных, часто шаблонных и искусственных правил.
Исходя из своих традиционных европейских представлений, художники модерна мечтали создать «большой стиль», но несмотря на казалось бы особые эстетические концепции, свойственные только модерну, стиля они как раз и не создали (этим и объясняется их малое влияние на следующее поколение художников). Стиль подразумевает некую идейную, мировоззренческую, идеологическую, религиозную или просто политическую основу. Стиль возникает только на такой основе, как ее следствие. Стиль — это отсечение всего, что не соответствует этой основе, и поэтому стиль есть некая схема, ибо опирается на схему идеологическую. У модерна не было как раз некоей твердой идейной основы, не было единой идеологии, поэтому лучше говорить не о стиле, а о «мире модерна», в котором сосуществуют многие взаимоисключающие друг друга элементы. Например, соединение плавных, изогнутых и прямых линий, округлых и острых, аморфных и геометрических форм. Модерн не совместим с теми, кто «не любил овал» и только «угол рисовал».
Модерн — это гармоничное соединение (как в природе) самых разных вещей и в этом его прелесть и уникальность, а отнюдь не эклектичность.
Эклектика — это механическое соединение разных стилей, опирающихся на разную идеологию. Когда я говорил о том, что модерн унаследовал эклектизм от Европы, я был прав лишь отчасти.
Действительно, модерн воспринял кое-что от европейского эклектизма, но сумел переработать его на свой лад, превратив недостаток в достоинство. Не без помощи Востока, в искусстве которого много эклектичного (опять-таки с европейской точки зрения «строгого вкуса»).
Это касается и проявлений романтизма и эротизма. Кое-что из дурного, позднего, салонного романтизма проникло в модерн, вместе с долей извращенного эротизма, но это касается, в основном, просто сюжетов. В лучших же своих образцах, например, у Климта, романтизм и эротизм приобретают совершенно другую форму. «Поцелуй» Климта, например, я бы назвал орнаментальным эротизмом, что ближе к эротизму восточному. И тут мы подошли к основной азиатской черте модерна — декоративности, орнаментальности.
Что такое декоративность?
Декоративность — это ритмическое чередование структур, линий, цветов, в основе которого лежит принцип симметрии. Симметрия — это вообще принцип нашего мироздания от атома до космоса.
Это не значит, естественно, что и симметричность является только зеркальным отражением правого и левого, верха и низа. Я говорю о глубинной гармонии, которая включает в себя и элементы ассиметрии.
Основой изобразительного искусства является .декоративность, которая и есть отражение внутренней структуры бытия. Это очень хорошо поняли художники Востока, где принцип плоскостной декоративности является основополагающим.
Почему плоскостной?
Несмотря на то, что все вещи объемные, мы не видим этот объем, ибо не можем смотреть на предмет сразу со всех сторон. Мы можем «угадывать» объем с помощью света и тени, то есть с помощью какого-нибудь источника света.
Но с точки зрения восточного художника свет и тени являются явлениями случайными, не отражающими суть вещей, а даже замутняющими ее, ибо источник света непостоянен. Дерево,- освещенное солнцем утром, днем и вечером, выглядит по-разному: то темным, то светлым, то полутемным-полусветлым (объемным).
Но в основе любой вещи лежит нечто, что не зависит от внешних условий — структура этой вещи. В основе же структуры лежит ритмичность и симметричность, то есть декоративность.
В этом смысле все вокруг декоративно и орнаментально. Все является лишь игрой («лила») линий, плоскостей, цвета, но не материально в смысле объемной наполненности. Мир с точки зрения индуизма, буддизма и даосизма есть именно иллюзия, причудливое сочетание разнообразнейших форм, перетекающих одна в другую и не имеющих материальной субстанциональности.
В индуизме и буддизме эта игра-иллюзия называется майей, в даосизме — дао.
И майя, и дао рождает тысячи иллюзорных вещей, которые в разных сочетаниях образуют новые орнаменты, как в детском калейдоскопе.
Древний китайский мудрец Чжуанцзы говорит, что «жизнь вещи подобна стремительному бегу, она развивается с каждым движением, изменяется с каждым моментом».
Поток (дао) или игра иллюзорных форм (майя), лишенных субстанциональности, — и есть философская и религиозная основа восточного изобразительного искусства. Отсюда и его орнаментальность и плоскостность. Все эти арабески, уэоры, взаимопереплетенные линии и формы не являются выражением простого стремления к абстрактной, формальной красоте, а есть отражение жизни как на макро- и микро-, так и на «бытовом» уровне.
Художники модерна ничего не знали о глубинной сути восточного искусства.
Они ничего не слышали ни о дзен-буддизме, ни о даосизме. Но они каким-то интуитивным образом почувствовали саму суть восточного искусства. Именно как художники.
Ведь можно наслаждаться изяществом японской гравюры, ничего не зная о буддизме. Можно не понимать символику китайского свитка, но воспринимать красоту переливов туши на нем. Можно не понимать язык другого народа, но понимать язык орнамента, который очень схож у разных народов и одинаково прекрасен. Но это не значит, что принципы красоты были одинаковы в разные эпохи на Востоке и на Западе. Заслуга художников модерна как раз заключается в том, что они эту красоту, наконец, увидели, что было доступно не всем.
Мы знаем достаточно много презрительных высказываний того времени о восточном искусстве, которое трактовалось порой как безобразное. Известно, что даже великий Сезанн, стараясь, видимо, унизить живопись Гогена, назвал его картины «плоскими китайскими картинками».
Вот мы и назвали это имя — Сезанн. Имя ключевое для искусства 20 века, имя бога целого поколения художников. Нет более «антивосточного» художника, чем Сезанн с его требованием трактовать природу как сочетание цилиндра, шара и конуса, то есть в виде материальных объемов.
Сезанн со своим аналитическим отношением к миру, стремлением разъять его на составные части, напоминает ребенка, который разбирает машину-игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена, после чего игрушка перестает двигаться.
Сезанн — это продукт позитивизма 19 и начала 20 веков, как и Маркс и Фрейд. Сезанн — это тоже «наука», с помощью которой «исследуют» мир, но все равно его не понимают.
Кажется, что именно подобный — «научный» — подход имел в виду Чжуанцзы, когда говорил, что тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придает вещам надлежащую форму, — калечит их природу.
Многие художники, завороженные Сезанном, пошли именно за ним, а модерн с его восточными привязанностями, был вытеснен кубизмом, конструктивизмом, футуризмом — типично западными течениями с их исследовательским пылом, с их стремлением все многообразие мира превратить в грубое сочетание цилиндра, шара и конуса, то есть в машину.
Так называемый дендизм и элитарность модерна произошли от того, что мир пошел «другим путем», в сторону техницизма, преклонения перед машиной, что привело в итоге к насилию над природой. Естественно, что модерн остался где-то на обочине стремительно уносящейся в неизвестную даль западной цивилизации. Модерн остался странным, бледным ребенком — пасынком этой цивилизации, игравшим с калейдоскопом или строящим «песочные замки» на берегу реки, украшенные ракушками и разноцветными камушками.
Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.
Теперь поговорим немного о русском модерне, ибо он все же имеет свою ярко выраженную русскую «физиономию».
Если для Запада Восток лежал где-то очень далеко (за исключением ближнего арабского Востока), то в России Восток присутствовал в самой ее истории, являлся органической частью ее культуры.
Роль Востока также играл Кавказ, куда издавна устремлялись взоры многих русских поэтов и художников. Восточная тематика присутствует, естественно, и в искусстве русского модерна, но если говорить о форме, то как раз Япония и Китай практически не оказали на него такого влияния, которое они оказачи на модерн европейский.
Русский модерн вдохновлялся другими источниками — своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь — уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой — это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю, этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье). А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. А русский лубок, игрушка, народные росписи?!
Художникам и архитекторам, представителям русского модерна, сгруппировавшихся вокруг княгини Тенишевой в Талашкино, не пришлось ничего выдумывать, ничего заимствовать из других Федор Шехтель. Дверная ручка. Особняк Рябуши некого.
культур. Они просто слегка трансформировали народное искусство и получился русский модерн, русский стиль, который хоть и назывался кое-кем слегка презрительно стилом а ля рюсс, но, по-моему, может спокойно именоваться — без «ля» — русским стилем.
«А ля» — это стилизация под что-то, что уже ушло, что давно умерло или существует в другой далекой стране, например а ля готика, а ля Китай, кстати, даже такой признанный «чистый» стиль, как ампир, можно назвать а ля античность. Но по отношению к русскому модерну это «а ля» вряд ли уместно, потому что, в отличие от Европы, народное искусство, которым вдохновлялись наши художники, существовало не в прошлом, а в их время, окружало их. Поэтому терем в Талашкине - это не столько стилизация, сколько вариант избы. Избы, так сказать, «профессиональной». «авторской», в отличие от многочисленных «неавторских», «народных» изб. И расписанная Врубелем балалайка - это авторская балалайка. в отличие от бесчисленных предметов деревенского быта, расписанных безвестными мастерами; но эстетические принципы в обоих случаях одинаковы.
Вообще русский модерн не отличается такой чистотой стиля, как европейский, и поэтому подчас трудно определить, кто есть кто сроди русских художников, пусть даже объединенных одними устремлениями и одним журналом искусства».
Серов, например, несмотря на свою модернистскую «Иду Рубинштейн» и «Похищение Европы», принадлежит все же «нормальному» реализму. Борисов- Мусатов, Сомов, несмотря на столь любимые «миром искусства» сюжеты из 18 века, скорее, романтические реалисты Нестеров, Кустодиев тоже никак не влезают в строгие рамки какого-либо направления. Гениальный Врубель, казалось бы, классический представитель модерна — шире и глубже любых стилистических ограничений, как и Ван-Гог который стоит у истоков модерна.
Правда, что касается книжной и журнальной графики, то тут наши художники были гораздо ближе к классическому модерну.
По-настоящему русский модерн расцвел в том месте, которое не удостоил» своим вниманием художники Европы.


А. Головин (1863 — 1930). Эскиз декорации «Маскарад». Драма Лермонтова. 1917.

Я имею в виду театральные подмостки. И в этом амплуа — амплуа театральных художников — они не имели себе равных в ту эпоху. Во всяком случае, дягилевские парижские сезоны были днями, которые потрясли мир. Имена Головина, Бакста, Бенуа, Добужинского, Рериха символизируют с тех пор высшие достижения искусства театральной декорации.
И этим они обязаны не только своему таланту, но и модерну. Дело в том, модерн и театр совпали в своих основных принщипах в своей глубинной сути.
Театр просто нуждался в модерне, а модерн нуждался в театре. Модерн насквозь театрален, если под театральностью понимать иллюозию жизни. И театр в свою очередь, - это всегда игра, не всамделишность. - то. что лежит в основс модерна.
Модерн — предполагает движение и развитие, без чего не мыслим театр, и6о основой театра является действие. Театр - это прежде всего зрелище, а театральная декорация, по словам Гонзаго - известного театрального художника восемнадцатого века, - должна быть «музыкой для глаз». Модерн, же изначально тяготел к зрелищности, декоративности в смысле богатства и разнообрази форм, линий, красок. Оба они — и театр, и модерн — склонны к романтизму, демократичны, т.е. требуют массового зрителя, а не одинокого наблюдателя; синтетичны. Театр объединяет музыку, живпись, актера, а модерн стремится свести воедино архитектуру, живопись, прикладное искусство.
Русские художники первыми почувствовали эту родственность и ринулись на подмосгки, заполнив сцену не только своими роскошными декорациями, но и своим человеческим, личностным началом. 
Михаил Врубель. Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». 1890 — 1891 гг.

Вершиной достижений модерна — классическим выражением его идеи — стала постановка «Маскарада» Лермонтова в оформлении Головина: красочное, орнаментальное, романтичное, загадочное — оно воплощало основную идею модерна: мир — театр, мир — маскарад.
Но эта же постановка стала и последним, самым значительным явлением модерна на сцене. После чего пришло другое — революционное время, которому эстетика модерна была органически чужда. И так же, как и на Западе, его сменили урбанистические течения.
Какова же дальнейшая судьба модерна? Умер ли он навсегда?
Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо — о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился — пусть в других одеждах, красках и формах — и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок-концертов. Это сделали «дети-цветы» 60-х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.
Опять Восток! Модерн возродился в рок-культуре, а рок-культура — это тоже целый мир (которому долго не придавали серьезного значения), это целая «своя культура» внутри другой, чуждой, а часто и враждебной ей. Модерн возродился в одеждах хиппи и рок-музыкантов, в оформлении рок-пластинок, в плакатах рок-концертов, в раскраске роллс-ройса Битлсов, в изобразительном ряде их фильма «Желтая подводная лодка» — киношедевре шестидесятых годов. И так же, как в начале века, несмотря на то, что этот неомодерн вышел.на «демократическую улицу», он опять оста\ся в глазах «нормального большинства» чем-то странным, нездешним, не вписывающимся в обыденную жизнь, причудой элитарной группы молодежи (хотя этаэлитарная группа, в отличие от групп «денди» начала века, насчитывала миллионы).
Эти неоденди с длинными полосами, украшенные ракушками и бусами, в орнаментальных хламидах, курили «травку» (увы, этим баловались и денди начала века) и в мистических облаках восточного дыма, под нежные и томные звуки индийского ситара или флейты, разрисовывали стены своих жилищ волнистыми, разноцветными линиями и погружались в новое (модерн!) психоделическое состояние, столь не похожее на рутинную, грубо материальную, пронизанную практицизмом жизнь, которая протекала за стеклами окон. Они пытались познать «другое», измерение реальности, переливающееся всеми цветами радуги, бестелесное и бесплотное, ритмичное и декоративное. Они пытались постичь суть иллюзии — майи. Но длилось это не очень долго — лет десять.
Вместе с упадком рок-культуры исчезли разноцветные галлюцинации, развеялся дым иллюзий, а с ними ушел, как и в начале века, неомодерн и внивь восторжествовали типично западные направления: гиперреализм, соц-арт, «новые дикие», концептуализм.
Модерн «уснул» подобно спящей царевне до лучших времен, в ожидании тех дней, когда появятся новые «денди», новые «дети-цветы» и захотят вдыхать его терпкий, непривычный, восточный аромат.
А может быть он так и останется в прошлом, как яркая вспышка, короткая, случайная.встреча двух культур — Востока и Запада.

НАУКА И ЖИЗНЬ № 2, 1992