Десятой музой называли греки ту, что вдохновляла мастеров на изготовление подделок произведений искусства, поскольку и они уже были знакомы с этой стороной человеческой деятельности. Так, например, в пятом веке нашей эры из Афин С позором был изгнан поэт Ономатокритос, свое имя (которое можно перевести как «подражающий именам») он получил за то, что успешно «подделывал» предсказания известных оракулов.
Среди экспонатов на выставке подделок, которая проводилась в мае 1990 года в Британском музее, была клинописная табличка второго тысячелетия до нашей эры, сделанная в Вавилоне под таблички третьего тысячелетия. При этом мастер не побоялся воспроизвести древнюю фразу-заклинание: «Тому, кто подделает сей документ, всемогущий Энки забьет каналы слизью». А угроза, судя по имени божества, была нешуточной. Известны и подделки китайских ремесленников 19 века изделий времен династии Шан (второе тысячелетие до нашей эры).
Благодаря новейшим достижениям науки, открытию рентгеновских и ультрафиолетовых лучей, благодаря тому, что искусствоведы научились использовать в своей области радиоуглеродный анализ, экспертам удалось развенчать не один мнимый шедевр. Но вместе с тем растет и мастерство тех, кто занимается изготовлением подделок. Об этом своеобразном соревновании и рассказывается в статье.
И. ЛАЛАЯНЦ.
«Каждый может ошибиться», — заявил не так давно ведущий британский эксперт в области искусства К. Сноумэн. Его ошибка обошлась американскому миллионеру иранского происхождения Эскандару Арье в полмиллиона долларов, в результате чего он подал на нью-йоркское отделение всемирно известного аукциона «Кристи» в суд, предъявив торговому дому иск в 37 миллионов долларов «в возмещение морального и материального ущерба».
В среде коллекционеров Эскандер Арье был известен как страстный собиратель знаменитых пасхальных яиц работ Питера Карла Фаберже, который с 1885 года был придворным ювелиром Александра III, а затем «по наследству» перешел к Николаю II (в 1918 году Фаберже уехал в Париж). В коллекции Арье было уже около сотни пасхальных яиц известного мастера, но среди них не было ни одного «императорского». Эти последние отличаются от других как «роллс-ройс» отличается от обыкновенного «форда». Украшенные драгоценностями и золотом, эти удивительной тонкости работы члены императорской семьи дарили друг другу на Рождество.
Особенно высоко ценятся разъемные — с различными фигурками внутри. Например, яйцо с золотым куполом и крестом на нем, опирающееся на Кремль и удерживаемое шпилями башен.
И вот наконец в 1977 году Арье нашел в каталоге женевского отделения аукциона «Кристи» (которым в то время руководил Геза фон Габсбург-Лорран, внучатый правнук знаменитого австрийского императора Франца-Иосифа) рекламу императорсского яйца, которое значилось как юбилейное: имелось в виду, что оно было подарено царицей Николаю II к 300-летию дома Романовых (внутри яйца действительно была миниатюрная конная статуя императора).
Когда Арье прилетел в Женеву и увидел свою покупку, он был страшно разочарован и раздосадован: у яйца был такой «плохой вид», что от него за милю разило подделкой. Американский миллионер отказался выплатить четверть миллиона долларов, что по тогдашним временам было довольно крупной суммой. Владельцы «Кристи» заверяли коллекционера, что яйцо «аутентичное», то есть подлинное. В качестве сертификата надежности было приложено письмо лондонского эксперта К. Сноумэна «крупнейшего в мире специалиста по Фаберже», со слов которого мы начали свой рассказ.
Суд поставил в своем вердикте, что Арье должен забрать покупку, уплатив помимо четверти миллиона еще 200 тысяч долларов судебных издержек. Вся эта история вскоре бы забылась, если бы в июне 1985 года американские средства информации не сообщили об очередной сенсации: известный издатель М. Форбс заплатил более полутора миллиона долларов за свое очередное приобретение — императорское яйцо Карла Фаберже с черными воронами внутри. Таким образом, Форбс стал владельцем одиннадцати яиц (на одно больше, чем в знаменитой на весь мир коллекции в Оружейной палате, в Кремле).
Прослышав об этом, Арье бросился в нью-йоркское отделение «Кристи» с просьбой продать его «николаевское яйцо». Те поначалу согласились, но за две недели до аукциона президент «Кристи» в Нью-Йорке Кристофер Бэрдж отказался сделать это. На вопрос «почему» — Бэрдж ответил, что это подделка! Когда же Арье обратился к эксперту Сноумзну,тот и произнес ставшую знаменитой фразу: «Каждый может ошибиться».
Некоторые ошибки такого рода со временем удавалось исправить благодаря новейшим достижением науки.
В лондонском Британском музее в мае 1990 года открылась большая выставка самых разных подделок всех времен и народов. Это уже вторая экспозиция, в которой было представлено в общей сложности более шестисот «экспонатов».
В том же Британском музее уже научились отличать фальшивую патину на бронзе с помощью ультрафиолетовых лучей. Дело в том, что подделыватели XIX века приклеивали химическую смесь, имитирующую патину (от лат. «патина», что переводится как блюдо, мелкая тарелка, в которой делали смесь для покрытия пергамента, чтобы лучше и удобнее было писать на нем) на органическую основу.. Она-то и светится при ультрафиолетовом облучении.
К сожалению, коллекционеры прошлого века почему-то были против патины и удаляли этот тонкий слой окислов, по которому можно определить подлинность древних статуй. Они восхищались бронзой, покрытой черным лаком. Известный коллекционер Р. Найт, подаривший всю свою коллекцию античной бронзы Британскому музею, специально очистил поверхность некоторых скульптур, покрасив их в черный цвет.
О той же самой проблеме писал в 1989 году профессор геологии Калифорнийского университета С. Марголис, к которому обратился музей известного нефтепромышленника Пола Гетти в пригороде Лос-Анджелеса — Малибу. В 1984 году музею предложили купить за 12 миллионов долларов архаичную статую греческого атлета (куроса), созданную, как утверждалось, в 540—520 гг. до Р. X. Статуя была абсолютно неизвестна историкам искусства, потому что находилась в руках шведского частного коллекционера.
Специалисты разделились во мнении относительно ее аутентичности. Освещение скульптуры в ультрафиолетовых лучах выявило некие подозрительные особенности. Других методов датировки камня на тот момент не знали. Положение осложнялось тем, что в Риме часто копировали греческие статуи, но стоимость римской копии не шла ни в какое сравнение с древнегреческим оригиналом.
Петрографический анализ, проведенный Марголисом, показал, что доломит для статуи был взят в I тысячелетии до Р. X. с мыса на острове Фасос, лежащего в Эгейском море к востоку от Салоник.
Кроме сравнения с 200 другими статуями он использовал также и анализ по изотопу кислорода О18, который подтвердил архаичность скульптуры. В 1986 году музей Гетти с гордостью выставил статую куроса для всеобщего об.озрения.
К сожалению, писал Марголис, реставраторы до начала 20 века с целью восстановления блеска мрамора часто удаляли слой поверхностного выветривания, что навсегда оставило под сомнением подлинность множества скульптур. Будем надеяться на то, что наука сможет найти другой способ определения возраста камней, как это научились делать с наскальной живописью и рисунками на керамике. Известно, что для радиоуглеродного анализа требуется сжечь определенное количество исследуемого образца. Это не вызывает никаких затруднений, когда речь идет об установлении возраста захоронения по углям древнего костра. Но в некоторых случаях метод требует уничтожения куска, например, холстины размером с носовой платок, на что пойдет не всякий коллекционер.
Однако новые мощные компьютеры, а главное, масс-спектрометрическое «усовершенствование» радиоуглеродного анализа позволили обойтись несколькими ниточками из бахромы ткани.
Недавно был предложен метод использования холодной плазмы кислорода, она окисляет органику, на которую древние художники сажали красочный пигментный слой. С помощью нового метода уже определен возраст наскальной живописи индейцев, живших некогда в Техасе на реке Рио-Гранде. Метод кислородной плазмы дает также возможность исследовать и возраст древней керамики. Правда, авторы метода предупреждают, что при этом возможно — из-за окисления — изменение цвета рисунка, но, к счастью, это дело поправимое: надо выдержать сосуд в водородной атмосфере, чтобы произошло химическое восстановление красящего вещества.
Для исследования керамики разработан также метод термолюминесценции, который основан на определении следовых количеств радиоактивных элементов, таких как, торий, уран и так далее, в породах, используемых для изготовления керамических изделий и орудий труда.
Не надо думать, что только современные радиационные методы позволяют определить аутентичность старинного предмета. Надежно служат и старые добрые рентгеновские лучи.
С их помощью ученые Британского музея проанализировали золото своего Египетского отдела. Гордостью коллекции был древний браслет, попавший в музей в составе большого дара одного из филантропов XIX века. Микроскопический анализ показал, что золото в разных частях браслета неодинаковое: золотая проволока, накрученная спиралью, была сделана методом волочения, то есть новейшим способом! Только змеиные головки у начала и конца браслета оказались изготовлены древними мастерами времен Птолемеев, правивших Египтом после его завоевания Александром Македонским. Просвечивание рентгеновскими лучами подтвердило заключение экспертов.
Древнее серебро всегда содержало следы золота. В свою очередь золото в старину не умели очищать от осмия и иридия. Сканирующий электронный микроскоп позволяет увидеть эти включения. Недавно с помощью новейшего метода ПИРЭ — протон-индуцированная рентгеновская эмиссия, — была реабилитирована древняя карта Винланда. Что такое ПИРЭ? Метод заключается в бомбардировке поверхности изучаемого объекта тончайшим пучком протонов, которые возбуждают атомы элементов, входящих в состав красителя или чернил. Энергия облучения чрезвычайно мала, поэтому за сохранность драгоценных манускриптов или текстов опасаться не следует. Возбужденные атомы испускают рентгеновские лучи, которые регистрируются чувствительными детекторами, посылающими сигналы для анализа в компьютер.
Карта Винланда с изображением «страны Винограда», будто бы открытой норманнами и викингами, была в 1974 году объявлена поддельной на основании того, что в чернилах выявили высокое содержание окислов титана. ПИРЭ же позволил показать, что титана в чернилах было не больше нормы, что свидетельствует об использовании старых чернил. Правда, является ли карта подлинной, только на основании этого сказать довольно трудно.
Также сложно развенчать композиционные подделки. В качестве классического учебного пособия для начинающих экспертов демонстрируется фальшивая терракотовая фреска, будто бы созданная этрусским художником, с изображениями героя Ахилла (сына царя Приама),
Троила, а также его сестры Поликсены. Композиция составлена из фрагментов различных росписей. В ней использованы детали фресок из Коринфа и Раквиния, что находятся неподалеку от Рима, а также рисунков на вазах.
Наука в таких случаях может помочь только в датировке, но ответить на вопрос, кто является автором работы, она пока не в состоянии.
«В науке нет машин, устанавливающих истину, — сказал по этому поводу специалист Института реставрации при музее Гетти, — в конце концов фальсификаторы читают те же самые научные журналы, что и мы».
Искусство подделки особенно расцвело в прошлом веке в связи с общим повышением интереса к искусству и началом эпохи «великих археологических открытий», когда описание новонайденного не поспевало за темпом накопления древних объектов. Подделывали Микельанджело и Рубенса, Констебля, Боттичели и Рафаэля, Коро и Рембрандта.
Француз Дени Врэ-Люка устроил у себя дома самую настоящую фабрику по изготовлению разных документов, будто бы написанных Архимедом и поэтессой Сафо, Иудой Искариотом и Карлом Великим. Попался он только на письме Паскаля, в котором рассказывалось об открытии закона всемирного тяготения.
Управляла учеными-подделыциками такого рода своеобразная корысть в виде стремления к славе. Но это не единственный мотив, толкающий людей на создание подделок. Думается, мы бы искусственно обеднили человеческую природу, если бы свели все многообразие порывов души только к грубой или более утонченной корысти. История донесла до нас примеры, которые усложняют вроде ясную и понятную картину противостояния добра и зла, черного и белого.
Наиболее ясным и понятным в этом плане кажется пример Меегерена, творившего «вермееров», как на конвейере. Его история широко известна, но Меегерена рисуют всегда как негодяя и чуть ли не коллаборациониста, распродававшего фашистам национальное достояние. Но попытаемся разобраться в генотипе тех давних событий, который так и остался глубоко скрытым от глаз широкой публики.
Голландец Хенрикус Антониус ван Меегерен (Мегерен) считался бездарным художником, не сумевшим добиться успеха и признания. Обозленный бесконечными придирками критиков и экспертов, ничего с его точки зрения не понимавшими в искусстве, он решил отомстить им.
Помогла ему в этом начинании довольно случайная находка нескольких полотен малоизвестных мастеров XVII века, а также критическое эссе о шедеврах раннего Вермеера, которые отличались — и довольно существенно — от его более поздних творений. Ко времени начала всей этой истории было обнаружено всего три ранних работы известного мастера. Логично было предположить, что могут быть найдены и другие. И вот Меегерен «нашел» их!
Где-то между 1936 и 1937 годами он пишет «Христа в Эммаусе». Предварительно он осторожно снял красочный слой портрета Лазаря, оживленного Христом, постаравшись не затронуть грунт, а самое главное, сохранив старые кракелюры (трещинки), свидетельствовавшие о древности холста. Меегерен самолично натер краски, использовав при этом собственную формулу, которая и поныне является его самым главным вкладом в искусство подделки.
После окончания картины Меегерен сунул ее на два часа в печь для просушки и «старения» красок, а затем представил миру через подставное лицо, которое было хорошо знакомо с Абрахамом Бредиусом, господствовавшим в мире критиков от искусства. Тому понадобилось всего два дня, чтобы вынести свое заключение: «Да, это аутентичный Вермеер!» Главный барьер был преодолен.
Происхождение работы было объяснено благодаря тщательно разработанной легенде. Картина после вынесения такого «авторитетного» заключения была тут же куплена за большие деньги одним из музеев! И это несмотря на то, что раздавались и голоса сомнения. Но их никто не хотел и слышать. Каждый был «обманываться рад».
«Христос» Меегерена занял свое место между истинными вермеерами, и если бы не война, дьявольский план подделывателя, возможно, никогда бы не раскрылся. Вермееры посыпались как из рога изобилия. Одного из них — «Христос и блудница» — купил в 1942 г. сам Геринг, хотя и за смехотворно низкую цену.
Это припомнили Меегерену, когда союзники вошли в Амстердам. Художника обвинили в коллаборационизме и распродаже национального достояния. Тогда Меегерен выбрал из двух зол меньшее. Он признался суду, что занимался подделкой. Зал суда был буквально увешан полотнами, которые Бредиус и его команда упорно продолжали называть подлинными. Суд верил эксперту, и обвиняемому ничего не оставалось делать, как показать оставшийся у него кусок от портрета Лазаря, чтобы доказать истинность своих слов.
Если бы не признание Меегерена, то этот «Вермеер», с которого он начал
свои подделки, до сих пор бы висел в национальном музее.
Из предателя и коллаборациониста Меегерен превратился в национального героя. Суд приговорил его всего лишь к году тюрьмы, но Меегерен не просидел и дня. 29 декабря 1947 году он при довольно странных обстоятельствах умер.
Еще одной подделкой такого рода была известнейшая «Мадонна дель Гатто» будто бы кисти великого Леонардо да Винчи. Историки искусства знают наброски этой картины, но само полотно до сих пор не найдено. В 1939 г. «Мадонна» прявилась на художественной выставке в Милане, но потом опять пропала из поля зрения. И вот сенсация: картина найдена над кроватью умершего 3 октября 1990 года туринского художника Чезаре Тубино. Кракелюры и следы копоти сальных свечей были исполнены настолько искусно, что ни у кого и мысли не возникло о подделке- Но художник в завещании признался, что он написал картину «в знак протеста против ничего не понимающих в искусстве фашистских цензоров Муссолини».
Аналогичные мотивы связаны, наверно, и с работами скульптора А. Доссена, умершего в 1937 году, работы которого продавалась за бешеные деньги. Но лично для него этот успех не означал практически ничего, поскольку сливки снимали римские торговцы антиквариатом, которым он поставлял свои шедевры из тайной мастерской в Риме, куда никого не пускал. Последней каплей явилось надгробие XV века. Эксперты считали, что этот шедевр был создан резцом скульптора Мино A430—1484) из северовосточного пригорода Флоренции Фьезоле, одного из центров древнейшей этрусской культуры (во Флоренции туристы и любители искусства восхищаются его склепом некоего графа Гуго).
Надгробие с благословения искусствоведов было продано в США, где богачи верили каждому слову экспертов из Италии, которых не смутил коктейль из стилей Мино и Бернардо Росселино [1409—1464), знаменитого итальянского архитектора, строившего дворцы для римской и венецианской знати. Бостонский музей изящных искусств купил подделку у римского антиквара Палези за тогдашние шесть миллионов лир! Сам Доссен от всей этой гигантской суммы получал всего лишь 25 тысяч, поэтому в 1928 году в Риме начался суд, ставший сенсационным.
Пострадал и музей Кливленда, когда его кураторы узнали, что «Мадонна с младенцем» резца великого Джованни Пизано A245—1314?), а также «древнегреческая» статуя Афины высечены Доссеной.
Надо отдать должное тому же Бостонскому музею, который даже после разоблачения Доссены не убрал надгробие, высеченное его резцом, чтобы «не лишать публику эстетического наслаждения». Возможно, что именно такое решение подвигнуло известного писателя Артура Кестлера спросить: «Если Меегерен мог писать так же хорошо, как Вермеер, то почему же его полотна надо снимать со стен голландских музеев?» Получается, что люди смотрят не на картины, а на бирки с именами. «Неужели портрет «Мужчины в золотом шлеме», ранее приписывавшийся кисти Рембрандта, — писал журнал «Тайм», — стал хуже после того, как стало известно, что это не его рука?»
Ведь никому не приходит в голову укорять Э. Мане в том, что он списал своих «Олимпию» и «Завтрак на траве» с полотен Тициана и Джорджоне! Это действительно очень сложный вопрос, который требует особого разговора.
Иной раз движущим мотивом художников и скульпторов бывает и просто желание — без злого умысла — подурачиться. Так, например, в 1984 году из реки в Ливорно были выловлены три мраморные головки, которые эксперты тут же провозгласили работами великого Модильяни. Через несколько лет три молодых человека признались в своей проделке, зафиксировав весь процесс на видео. Негодованию экспертов и владельцев галерей не было предела.
К сожалению, в наше экологически загрязненное время появился и еще один вид подделки — вполне официальный, санкционированный правительством (той же Италии), которое тем самым пытается хоть как-то спасти бесценные мраморные и иные шедевры от разрушения в загазованной атмосфере (то же, по-видимому, следует делать и властям Афин, где на глазах гибнет мрамор двадцатипятивековой давности). Так, во Флоренции из эпоксидной смолы уже сделаны копии Ганимеда и маленького Бахуса в садах Боболи; сменены знаменитые золотые врата рая Лоренцо Гиберти в круглом баптистерии при кафедральном соборе Дуомо. Пока еще держится бронзовый лев на венецианской площади Св. Марка.
Но и эта бронза четвертого века до н. э. была недавно реставрирована. А вот конной статуе римского императора Марка Аврелия на площади Кампидольо в Риме, спроектированной вместе с двумя палаццо самим Микельанджело, повезло гораздо меньше: после реставрации ее не спешат вернуть на постамент, который вот уже в течение десяти лет пустует.
Но это, так сказать, официальные подделки. А как же все-таки защититься от фальши? Думается, что самый надежный способ — это гласность и знания. В Англии на помощь любителям искусств приходит Британская ассоциация антикварных дилеров (от англ. «торговец»), основанная еще в 1918 году. На гербе ассоциации — профиль Бенвенуто Челлини и его девиз: «Единственный враг искусства — невежество». Помогают также ярмарки антиквариата в отеле «Гровнорхауз», что находится рядом с всемирно известным Гайд-парком.
В идеале все произведения искусства должны быть каталогизированы и внесены в компьютерные файлы. Но как сделать это в той же Италии, где уже ведется подобная работа, но где внесения в каталоги требуют 36 миллионов самых разных скульптур, полотен, предметов старины и где каждый год археологи находят что-то новое!
Недавно для защиты современных вновь создаваемых произведений предложен оригинальный метод маркировки с помощью синтетической ДНК — генного вещества. Как известно, ДНК представляет собой двуцепочную длинную молекулу. Французская фирма «Биопроуб системз», директором которой является профессор биохимии Филип Лебак, синтезирует искусственную ДНК, затем разделяет две нити. Раствором одной из них снабжается художник или любой другой человек, который, например, хочет защитить свою подпись от подделки Вторая нить хранится в фирме.
Клиент, обратившийся в фирму, получает собственный «генетический код», состоящий из цепочек длиной около 50 «букв», или нуклеотидов. Этого числа кодирующих элементов вполне достаточно, чтобы разные коды не совпадали. При сомнениях в подлинности подписей достаточно провести «комплементарную» реакцию сравнения с эталоном, хранящимся в сейфах «Биопроуб». То же проделывается с поддельными или украденными картинами.
. Американцы же предложили проводить экспертизу с помощью другой недавно открытой реакции молекулярной биологии. Речь идет о ПЦР, или полимеразной цепной реакции, в которой тоже используется ДНК. Похоже, что мир искусства «биологизируется», чтобы защитить себя от любителей подзаработать, поразвлечься или отомстить за свое бесславие.
Ведь подделать биологическое разнообразие просто невозможно. Достаточно вспомнить о невозможности пересадок органов и тканей. Но, во-первых, такие пересадки возможны у однояйцевых ¦близнецов, а во-вторых, были найдены иммуносуппрессоры. Не найдет ли изобретательная человеческая мысль лазейку и тут?
Не верьте тем, гласит мудрость арт-дилеров, кто уверяет вас, что его ни разу не проводили на подделках. Он просто еще не знает об этом, — каждый может ошибиться.
НАУКА И ЖИЗНЬ № 7. 1992