У каждого творения искусства — своя судьба. Одни принимают безоговорочно, вокруг других кипят страсти, споры, порой затягиваясь на столетие. Так было и с рембрандтовской «Данаей» — шедевром, счастливым обладателем которого является Эрмитаж.
Казалось бы. картина написана на известный сюжет: воссоздан миф о Данае, к которой Юпитер спускается в виде золотого дождя. Но на полотне нет дождя. Искусствоведы недоумевали: что же, собственно, изобразил художник? И молодую женщину, запечатленную на картине, они называли Вирсавией, Да-лилой, даже Мессалиной. Еше парадокс. Принято считать, что дата создания «Данаи» — 1636 год. Но так ли это? Откуда же тогда теплый золотистый колорит на полотне, столь не свойственный искусству Рембрандта той поры?
Проблемы не из легких. Они привлекли внимание и Юрия Ивановича Кузнецова. Уже не первый год занимается он, старший научный сотрудник Эрмитажа, изу,-чением творчества Рембрандта, историей же «Данаи» — в особенности.
Долгие часы проведены перед картиной в эрмитажном зале, где висит полотно. Потом — в лаборатории, где ее пронизывали лучами — рентгеновскими, инфракрасными, ультрафиолетовыми. Снова и снова вникал исследователь в сочинения биографов Рембрандта, в новые материалы, опубликованные за последнее время в Голландии.
Я давно уже слышала об этих поисках. И, несмотря на журналистскую нетерпеливость, долго ждала их завершения. И вот наконец Юрий Иванович приглашает меня в Эрмитаж на свидание с творениями Рембрандта. В зале чего-то словно не хватает. Конечно! Нет здесь полотна «Жертвоприношение Авраама». Оно гостит сейчас в Голландии на юбилейной выставке произведений гениального художника. Полотно это и «Даная» — погодки; недаром «Жертвоприношение» было помощником Кузнецова в прояснении некоторых загадок.
— Скажу сразу: «Даная» написана не на библейский сюжет, как это неоднократно утверждалось, — говорит Кузнецов. — Почему? Вряд ли какой-нибудь художник первой половины XVII века осмелился бы в протестантской Голландии изобразить обнаженное женское тело, используя библейскую тему. Я был убежден, что Рембрандта вдохновил сюжет мифологический. Искусствоведы оспаривали этот факт, ссылаясь на то, что в картине нет традиционного золотого дождя. А он, оказывав ется, был! Выяснилось, что Рембрандт просто «убрал» его, переписывая центр картины. Вглядитесь, остатки дождя видны и теперь — в левой стороне полотна, на занавеске. Так предстает скрытая прежде (и важнейшая!) подробность сюжета. Становится очевидным: перед нами вовсt не Далила, Венера, или кто-либо другой, как предполагали, а Даная.
— Когда создана эта картина, Юрий Иванович?
— Тут был еще один камень преткновения. Уже давно я внутренне решил, что «Даная» написана не в 1636. И это подтверждало даже обычное, визуальное сравнение с другими рембрандтовскими полотнами тех лет. «Даная», несомненно, выделялась среди них особым, своим «характером». Но есть и сходство. С «Жертвоприношением Авраама», например. Оба полотна большие, крупнофигурные, на отдельных участках картин общность и в живописной манере. Но только на отдельных! А центр полотна «Данаи» поражает теплыми тонами, струящимся золотистым светом. Ничего подобного в других работах того времени у этого художника нет.
— Получается, что «Даная» создавалась дважды?
— Да!
Мой собеседник показызает на картину, перед которой мы остановились. Посмотрите, правая рука и плечо Данаи, видимые на полотне сейчас, выглядели иначе в первом варианте произведения, который открыли нам лучи Рентгена и другие исследования. Тогда же на бедра Данаи Рембрандт «накинул» легкую белую драпировку. Иными были прическа и черты лица молодой женщины. Она быда скорее курносой и круглолицей походила на Саскию — жену Рембрандта. Шею и уши ее украшали бусы и серьги: драгоценности находились и на столике у изголовья постели. Присмотритесь и вы увидите уцелевший кусочек одной жемчужной нити. Это всё, что осталось от первого варианта.
«Мог ли Рембрандт отказаться от этих аксессуаров в 1636 году, когда он был еще склонен к театральным эффектам, декоративности?» — не раз спрашивал себя Кузнецов. Не мог! Вывод: окончательный вариант картины родился по крайней мере десятилетием позже, когда художник уже стремился к глубокому раскрытию духовного мира человека. Изменения коснулись не только композиции картины, но и всей манеры письма, цветовой гаммы. В центре полотна появились киноварные красные тона, излучающие тепло. И перед Кузнецовым встала проблема, не существовавшая для других ученых, считавших, начиная с прошлого века, что на полотне изображена Саския — жена Рембрандта. Нёт, это не Саския! Жена Рембрандта умерла в 1642 году; в завершенном же виде картина «увидела свет», как установлено сейчас, несколько лет спустя, в 1646—1647 годах.
— Но кто же послужил моделью?
— Одно время я склонялся к мысли, что это верная подруга Рембрандта — Хендрикье Стоффельс. Помните, я говорил и вам? Потом задумался: ведь Хендрикье пришла в дом Рембрандта в 1649 году, а картина родилась двумя-тремя годами раньше.
В конце концов Ю. И. Кузнецову пришлось опровергать самого себя. Не Хендрикье, нет! Кто же? Уж не Гертье ли Диркс? Она стала нянькой сына Рембрандта — Титуса, когда Саския уже умерла. Рембрандт был увлечен этой женщиной, которую биографы художника позже называли авантюристкой. В архивах Голландии недавно обнаружены новые данные об этой любви, завершившейся драматически.
Быть может. Гертье и вдохновила Рембрандта. А когда он заново начал писать Данаю? Зарубежные искусствоведы «увидели» её за последние годы в произведения «Девушка в дверях дома» и «Девушка в окне», созданных знаменитым мастером кисти в 1640-х годах.
Снова — напряженный поиск, придирчивые сравнения, изучение документов. Образом Гертье, установил Ю. Кузнецов, навеяна и картина «Женщина в постели". А её героиня своим обликом очень близка к Данае.
|
Женщина в постели. Эдинбургский музей |
— И картина «Женщина в постели», и ленинградская «Даная» во многом родственны. — заключает мой собеседник. Искуствовед считает. что Гертьё Диркс позировала Рембрандту, когда он вновь (случай для него редчайший!) переписывал свое произведение.
...Так прошло передо мною в эрмитажном зале переплетение людских судеб, которые навсегда связаны с этим шедевром и с самим творцом картины.
Только что Ю. И. Кузнецов возвратился с юбилейных рембрандтовских торжеств, проходивших в Амстердаме. Открытия советского исследователя, положившие конец столетнему спору, вызвали живейший интерес участников международного симпозиума в Голландии.
Т. ЛАЗАРЕВА
Статья опубликована в газете "Вечерний Ленинград" № 229, вторник 30 сентября 1969 года.
См. также:
СУДЬБА «Д А Н А И» - специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» М. ПИНЧУК о ходе реставрационных работ после повреждения картины Рембрандта литовским вандалом