Тинторетто (Якопо Робусти) - Происхождение Млечного пути. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 146х165 см. Национальная галерея. Лондон |
Из журнала "Векликие музеи мира" №20, "Национальная галерея. Лондон":
После смерти Тициана, в 1576 году, Тинторетто и Веронезе получили выгодные и престижные заказы от княжеских дворов Европы. Эта картина являлась частью серии из четырех картин на мифологические сюжеты, отправленной в Прагу императору Рудольфу II. Миф, иллюстрируемый этим произведением, объясняет происхождение небесного Млечного Пути. Юпитер прикладывает своего сына Геркулеса, рожденного от смертной Алкмены, к груди своей жены Юноны, чтобы он пил ее молоко, дающее бессмертие, но часть молока вытекает, разбрызгивая на небо звезды Млечного Пути, а на землю - лилии. Композиционная структура была разбалансирована, возможно, еще до 1648 года. Была отрезана нижняя часть полотна, изображающая олицетворение Земли среди лилий (мы знаем оригинальное произведение благодаря двум рисункам и старинной копии). Композиционно удачной находкой был облачный навес над кроватью, плывущей в небе среди звезд, где мать богов вдруг просыпается среди подушек и простыней. Обнаженное женское тело на кровати и фигуры в полете, смело показанные в разных ракурсах, красочность и радостная, фантастическая атмосфера - это типичные для Тинторетто элементы.
Млечный путь рождается из молока, которое Геркулесу, приложенному к груди спящей Юноны, не удалось удержать во рту. Наличие обнаженных женщин на всех четырех картинах серии свидетельствует об известной склонности пражского двора Рудольфа II к эротическим сюжетам, возможно, предназначенным для спальни императора.
Согласно мифу, Меркурий прикладывает маленького Геркулеса к груди Юноны. Тем не менее, персонаж, изображенный здесь, не имеет никаких черт, позволяющих идентифицировать его с посланцем богов. Летящее положение и боковые ракурсы являются общим местом композиции Тинторетто.
Орел, сжимающий пучок стрел в когтях, является символом Юпитера, отца Геркулеса, а павлины -символом Юноны. Сеть, показываемая крылатым амуром, намекает на любовную измену, совершенную Юпитером по отношению к своей жене.
Даниэла Тарабра
Тинторетто (Якопо Робусти) - Иосиф и жена Потифара. Исполнено около 1555 года. Холст, масло. 54х117 см. Мадрид. Музей Прадо. |
Из журнала "Великие музеи мира" №1 "Мадрид. Музей Прадо:
На полотнах Тинторетто театральные подмостки подчеркивают драматическую напряженность действия, что достигается также благодаря обострению перспективных ракурсов и жестов персонажей. Вместе с остальными пятью библейскими сценами, хранящимися в Прадо (все горизонтального формата: «Сусанна и старцы», «Эсфирь и Ассур», «Соломон и царица Савская», «Нахождение Моисея»), полотно, вероятно, составляло часть декора потолка одного из венецианских дворцов и обрамляло центральный овал с картиной «Очищение мидийских дев», которая также находится в Прадо. Эта серия полотен, предназначенная для рассматривания снизу, была приобретена Веласкесом на деньги Филиппа IV в Венеции в 1651 году во время его второго путешествия в Италию. Декоративная роскошь, театральность обстановки, богатство и яркость многоцветной палитры, обладающей еще более теплыми и золотистыми тонами, чем на других полотнах, указывают на близость к манере Паоло Веронезе середины XVI века. Ассиметричная и подвижная композиция выстроена на двух расходящихся линиях, образованных бархатной занавесью и фигурой резко отпрянувшего Иосифа. А также обнаженным женским телом, смело очерченным гибкой и извилистой линией. Оно словно излучает насыщенный, яркий свет, играющий мерцающими бликами на шелковых тканях. Перспективная композиция, согласно которой вся сцена изображена с сильно заниженной точки зрения, создает ощущение легкого головокружения.
Жена Потифара, командира гвардии фараона, пытается обольстить своего слугу Иосифа и поворачивается, чтобы вырвать у него плащ. Это послужит ей потом доказательством для несправедливого обвинения в попытке изнасилования. Иосиф, таким образом, будет брошен в тюрьму.
Даниэла Тарабра
Тинторетто (Якопо Робусти) - Христос в доме Марфы и Марии. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 200х132 см. Старая Пинакотека. Мюнхен. |
Из журнала "Великие музеи мира" №16 "Старая Пинакотека. Мюнхен":
Дар семьи Вельзер в качестве алтаря для доминиканской церкви в Аугсбурге, картина изображает посещение Христом дома Марфы и Марии, вскоре после смерти их брата Лазаря. Марфа, которая, по традиции, всегда занята домашним хозяйством, упрекает погруженную в свои мысли Марию в безделье. Христос смотрит на Марию с эмоциональной напряженностью, которая, кажется, исключает все другие персонажи. При необычной структуре композиции сцены действие оживает, благодаря контрастным световым эффектам. История излагается при помощи взволнованных жестов персонажей. Картина напоминает о работе, проделанной для большой Школы святого Марка в Венеции, особенно центральным расположением основных фигур, как будто подвешенных в пространстве, освобожденном только для них. При построении пространства дома, художник демонстрирует знание сценической архитектуры и, в частности, работы театрального художника Себастьяно Серлио из Болоньи. Свет раскрывает каждый аспект действительности, проникая из сада во второй план, задерживаясь на фигуре женщины у камина, прикасаясь к каждой детали и, почти магически, создавая атмосферу глубокой внутренней близости.
Мерцающий огонь освещает фигуру горничной у камина.
Она участвует в сцене на расстоянии, богато одетая, как и другие персонажи. Все отражает стиль изысканной и утонченной Венецианской республики.
Сильвия Боргезе
Евангельский сюжет: Марфа и Мария - сёстры восрешённого Лазаря, демонстрируют два пути служения богу: Марфа заботится об угощении, а её сестра села у ног учителя и и слушала Его слово. Марфа рассердилась на сестру за то, то она не помогает ей. и обратилась к гостю, чтобы он образумил её, но Христос "образумил" саму Марфу: "ты суетишься о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимается у неё"
Тинторетто - СОСТЯЗАНИЕ МУЗ И ПИЭРИД. Исполнено в 1544-45гг |
Тинторетто - Пир в доме Симона.Исполнено в 1562 году |
Тинторетто изображает на этой картине сцену состоявшегося за шесть дней до Пасхи пира в доме фарисея Симона из Вифании, исцеленного Иисусом от проказы и ставшего Его последователем. Некая Мария-грешница при этом принесла с собой сосуд с дорогим миром и умастила им ноги и голову Христа, вытерев Его стопы своими волосами. Такая щедрость (вкупе с сомнительной репутацией женщины) вызвала «неоднозначную» реакцию присутствующих - выражающие ее «психологические» жесты пирующих показаны здесь художником необыкновенно точно.
Тинторетто (Якопо Робусти) - Леда и лебедь. Исполнено около 1560 г. Холст, масло. 162х218 см. Галерея Уффици. Флоренция |
Из журнала "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция":
Периоду зрелости венецианского мастера принадлежит это произведение, одно время приписываемое его ученикам. Сегодня окончательно доказано авторство Тинторетто. Эта картина - один из вариантов полотна, также хранящегося в Уффици, написанного художником десятью годами ранее. На картине изображена Леда, жена Тинда-ра, которая, согласно мифологии, была соблазнена Зевсом в обличьи лебедя. От их связи родились Диоскуры, Елена и Клитемнестра. Прекрасная Леда, обнаженная и чувственная, украшенная только жемчужным ожерельем и драгоценным золотым браслетом, главенствует в пространстве картины убедительной диагональной позой. Мягким, слегка размытым очертаниям ее тела противостоит образ служанки, создающий разрез композиции. Женщины обмениваются нежным взглядом соучастниц, их тела залиты ярким пучком дневного света, проникающим из окна. Занавеси слегка приоткрыты, настолько, чтобы заметить розовые щеки и томно-мечтательные глаза молодой женщины.
В комнате присутствуют также домашние животные: попугай в клетке и щенок, который почуяв присутствие божества, прыгает и лает на лебедя. Кот с любопытством приближается к клетке, в которой заперта утка с желтым клювом.
Елена Джаннески
Тинторетто (Якопо Робусти) - Встреча Марии и Елизаветы. Холст, масло. 250х146 см. Национальная пинакотека. Болонья. 15. Беатриче Бускароли |
Из журнала "Великие музеи мира" № 15 "Национальная пинакотека. Болонья":
Пожилая Елизавета выходит из строгого портала своего дома встретить Марию. Её высокая фигура с благородной осанкой склоняется перед Марией, намеревающейся встать на колени. Сцена имеет диагональное развитие, построенное на контрасте между внушительностью размеров архитектурных деталей справа, поросших зеленью скалистых уступов внизу и гористого пейзажа, поднимающегося слева и упирающегося в дерево. На этом фоне обе фигуры предстают во всей своей пластической мощи, в то время как Зак-кария, Иосиф и две служанки дополняют развитие сценического действия, разместившись в безукоризненно симметричном порядке и тщательно выстроенной перспективе. Архитектурные детали и фигуры естественно вписываются в пейзаж, дополняя друг друга. Встреча двух женщин происходит в молчании, сдержанно и торжественно. Головы их медленно сближаются, четко выделяясь на фоне неба. Благородная композиция сцены не
препятствует возникновению ощущения соучастия, от наличия сердечности и человечности в окружающей обстановке. Холст, по-разному датируемый, сегодня определяется, как написанный около 1550 года. Указанная местными источниками, как работа Тинторетто с 1603 года, картина должна была послужить образцом для Карраччи и его школы, в котором он мог обнаружить одновременно изящество и человеческую правду, архитектуру и пейзаж, развитие повествования, способного соединить религиозные требования с житейской непринужденностью.
Служанка выглядывает из дверей роскошного поместья Елизаветы и Заккарии, расположенного среди холмов Назарета. Обладающая изумительным, чуть намеченным профилем, женщина наблюдает за сценой с затаенным вниманием: благовещение - это глубоко интимное событие.
Беатриче Бускароли
Тинторетто (Якопо Робусти) - Сусанна и старцы. Исполнено в 1555-1556 гг. Холст, масло.146,6х193,6 см. Вена, музей истории искусств. |
Из журнала "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена":
История Сусанны, один из апокрифических библейских эпизодов, происходит в Вавилоне. Красивая жена богатого еврея, Сусанна была объектом вожделения двух старейшин общины, которые замыслили устроить засаду в саду, где женщина обычно купалась, удаляя своих служанок. Сусанна, не поддавшись уговорам, а затем и шантажу двух мужчин, была отдана ими под суд по ложному обвинению в прелюбодеянии с молодым человеком. Женщина, которая была приговорена к смертной казни, была спасена, будучи уже на краю смерти, мудрым пророком Даниилом, который допросил отдельно двух старцев, выявив, что их версии лживы и противоречивы. Сценография картины построена вокруг наиболее лирического момента священной истории, когда Сусанна погружена в невинное созерцание природы. Яркий свет заливает ее фигуру, выставляя во всем своем великолепии и подчеркивая сложную и роскошную прическу, блестящую жемчужину в ухе, браслеты на запястьях, украшения и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны, чье имя на иврите означает лилия, цветок чистоты, резко контрастирует с неуклюжими, почти карикатурно изображенными старцами, подсматривающими за нею.
Главным героем картины является свет: Тинторетто использует зеркало перед Сусанной для усиления световых лучей, отражающихся от ее белого тела. С помощью зеркала художник создает тонкую игру контрастов света и тени, ближним и дальним, красотой и уродством, кажущимся спокойствием и предполагаемой опасностью.
Окружающая среда воспринимается как настоящая театральная сцена, где направление перспективы в глубину придает динамику композиции. Фон деревьев и живой изгороди на заднем плане определяет пространство сцены, на которой разворачивается драма молодой женщины.
Возможно, чтобы поощрить зрителя открывать их для себя одну за другой, художник описывает в мельчайших подробностях многие детали сцены, как например, драгоценные предметы туалета Сусанны: расческу, заколку для волос, баночку мази, нитку бус и кольца.
Сильвия Боргезе
Тинторетто (Якопо Робусти) - Мадонна с младенцем, св. Марком и св. Лукой. Исполнено около 1580 г. Холст, масло. 228х160 см. Берлин. Национальная галерея. Вильям Делло Руссо |
Из журнала "Великие музеи мира" №10 "Берлин. Национальная галерея":
В этой большой картине Тинторетто обращается к довольно необычной иконографии. Судя по размеру, вертикальному формату и сюжету, это наверняка алтарная картина, хотя и неизвестно, откуда она происходит. Замечательные живописные качества, а также рентгенологическое исследование, показывают, что картина полностью авторская. Богородица, своей позой напоминающая Мадонну Микеланджело в Новой сакристии в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, отождествляется с Женой Апокалипсиса из-за лунного полумесяца в фазе роста и венца из двенадцати звезд. Однако ее можно отождествить и с Непорочной Девой, прославляемой евангелистами Марком и Лукой, каждый в сопровождении соответствующего символического животного. Во время католической Контрреформации, обращения к теме Непорочного Зачатия стали особенно частыми, и художниками были созданы его различные иконографические схемы. Только в Сеиченто сюжет обрел свою каноническую форму, став одним из наиболее часто повторяемых в католическом искусстве. Тинторетто уже делал попытки соединять различные иконографические течения, начиная с 70-х годов, хотя такое сочетание оставалось малоупотребительным и без значительных повторений в течение длительного времени.
Как видно из подготовительного рисунка, претерпевшего множество правок во время работы, Тинторетто собирался поместить другую фигуру рядом со святым Лукой. Возможно, первоначально здесь должны были быть представлены все четыре евангелиста.
Вильям Делло Руссо
Тинторетто (Якопо Робусти) - Троица. Исполнено около 1574 г. Холст, масло. 123х124 см. Савойская галерея. Турин |
Из журнала "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Документальные источники ничего не пишут о происхождении работы, и критика еще не обладает обоснованной уверенностью относительно даты ее написания. Картина традиционно приписывается к 1570-1575 годам, но на основании стилистического сходства был предложен предшествующий период, а именно, 1564-1568 годы, когда Тинторетто занимался оформлением Большой Школы святого Рокко в Венеции. Сейчас принято считать, что, это верхняя часть алтаря святого Адриана, написанная для венецианской церкви святого Иеронима. В картине можно найти многих из наиболее оригинальных персонажей искусства Тинторетто. Свобода концептуальной интерпретации и способность вдохнуть новую жизнь в религиозную тематику обусловлены нормами иконографической традиции. Смелость композиционных решений строится на наклонных линиях и необычных ракурсах перспективы. Нервная канва мазков придает сцене ощущение нестабильности, как если бы повседневную реальность неожиданно всколыхнуло священное явление. Картина из дворца Дураццо (Генуя) стала экспонатом Савойской коллекции в 1833 году.
тонкая кромка. светлее охры фона обрамляет контуры фигуры Отца, придавая его появлению рассеянное свечение и ощущение нематериальности.
Выразительность искусства Тинторетто проявляется здесь в любопытном поведении двух ангелов, застывших в изумлении по обе стороны креста, в наблюдении за происходящим. Их присутствие вносит ноту искреннего лиризма в смелую сценографию композиции.
В иконографии Троицы горизонтальное расположение фигур получило распространение в эпоху барокко. Тинторетто возобновляет, с известной долей модернизации, готическую типологию, в которой голубь Святого Духа парит над склонённой головой Жриста, увенчанной терновым венцом.
Франческа Сальвадори
Тинторетто - ПОРТРЕТ АЛЬВИЗЕ КОРНАРО. Исполнено в 1564 году. |
Это один из лучших портретов, написанных Тинторетто. Герой картины - старик, одновременно благородный и трогательный; это портрет даже не человека, но скорее души, духа (особенно оттеняемых абсолютной неподвижностью позы). Тинторетто, выступающего в качестве портретиста, привлекает не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Некоторые исследователи считают портреты лучшими произведениями художника. Давно стали общим местом утверждения, что своим тонким психологизмом Тинторетто-портретист предвосхитил искусство Рембрандта.
Тинторетто - Портрет Себастьяно Веньера» |
Тинторетто - БРАК В КАНЕ. Исполнено в 1561 г. |
Эта работа относится к периоду, зафиксировавшему очевидные изменения в манере Тинторетто. Сияющие краски, бросающиеся в глаза на его ранних картинах, явно утратили свою яркость, но при этом творчество художника приобрело повышенную эмоциональную напряженность. Темой этого полотна стал евангельский сюжет, рассказывающий о так как Христос на брачном пире, когда обнаружился недостаток вина, превратил в вино воду.
Тинторетто (1560-1635). Венецианская школа. Мужской портрет. Холст, масло. 133х103 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва. |