воскресенье, 21 июля 2013 г.

А.Г. Венецианов - «Крестьянский мальчик» из собрания Омского музея

А.Г. Венецианов (1780-1847). «Крестьянский мальчик». Холст, масло. 47х36 см. Омский музей изобразительных искусств

Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.

См. также:

Александр Гаврилович  Венецианов

Омский музей изобразительных искусств — один из богатейших и самых старых музеев в Сибири. Первая экспозиция музея (тогда еще картинной галереи Западно- Сибирского краевого музея) открылась в 1924 году. В начале двадцатых годов сюда было передано много произведений отечественного и западноевропейского искусства из государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, из бывших дворцовых и крупных частных собраний. В настоящее время коллекции музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство — включают в себя около шести тысяч экспонатов.

Данная подборка открыток знакомит с произведениями русской живописи XIX — начала XX века.

Одно из значительных произведений в собрании — «Крестьянский мальчик» кисти А. Г. Венецианова. Искусство этого художника открыло истинную поэзию в по­вседневном быте русской деревни. В облике изображенного мальчика, как и в дру­гих крестьянских образах Венецианова, подчеркнуты благородство и нравственная красота. Точно передано состояние легкой задумчивости подростка. Дополняющий характеристику жест изящной руки написан по правилам академической школы и несколько манерен.

Работами крупнейших мастеров второй половины XIX века представлена в музее русская пейзажная живопись. Творчество И. И. Шишкина стало важным шагом на пути демократизации русского пейзажного жанра. Его поздний, написанный в 1894 году пейзаж «Старые липы» раскрывает лирическую сторону дарования художника, его интерес к передаче световоздушных эффектов.

Ф.А. Васильев сумел наполнить свое полотно «Пейзаж(Крестьяне с лодкой у берега)» (1868), написанное им в восемнадцатилетнем возрасте, ощущением дви­жения жизненных Сил в природе. Живописное решение пейзажа с контрастами света и теней, сиянием красок станет определяющим для последующих его работ, в которых скромные мотивы родной природы получат эмоционально-художествен­ное воплощение.

В картинах И.И. Левитана запечатлен обобщенный образ русской природы. Пейзаж «Осень. Усадьба» (1894) Левитан писал в имении своих знакомых. Образ­ный строй этого произведения проникнут элегическим настроением природы, охва­ченной печалыо увядания.

Значительную часть обширного наследия И.Е. Репина составляют портреты. Остро выявлено индивидуальное своеобразие личности в портрете Леонида Андре­ева. Л. Н. Андреев в последний период жизни жил недалеко от Куоккалы и был частым гостем репинских «Пенат»; там и писал Репин его портреты — в 1904 и 1905 годах. Художественные приемы, которыми пользуется мастер, сообщают ком­позиции динамику и напряженность и помогают раскрыть сложность духовного мира писателя. В образе Леонида Андреева художник сумел верно отразить душев­ное состояние значительной части русской интеллигенции в начальный период революции 1905 года, воспринявшей революцию как стихийный бунт.

В жанре портрета с наибольшей полнотой раскрылось многогранное дарование В. А. Серова. Продолжатель традиций Репина, Серов передает в «Портрете неиз­вестной» (1895) тончайшие душевные движения. Уверенность и темпераментность линии и благородство звучного колорита усиливают выразительность женского образа.

Жанровая живопись в XIX веке получила принципиально новую трактовку у передвижников. В обыденном мотиве сцены «У часовни (Нищие на церковной паперти)» (1883) Н.А. Касаткина звучат ноты обличения и горького сострадания.

В идиллическом плане писал «бытовые» сцены из античной жизни Г.И. Семирадский, представитель академической школы, мастер пышных зрелищных поло­тен. Такова его композиция «Рим. Деревня», изображающая молодых женщин с детьми, направляющихся к роднику. Звучные краски, высветленная цветовая гамма с яркими пятнами солнечных бликов передают атмосферу жаркого италь­янского полдня.

Гордостью музейной коллекции являются произведения М.А. Врубеля. Это деко­ративные панно-плафоны, предназначавшиеся для украшения богатого москов­ского особняка. Созданные в 1890-е годы, когда особенно сильно проявился дар Врубеля как декоратора и в живописи и в прикладном искусстве, плафоны выра­жают его мироощущение. Художник не находит красоты и гармонии в социальной жизни и обращается к изображению природы. Лепестки роз и орхидей сияют в его панно подобно драгоценным камням. Асимметрия композиции и словно гране­ные мазки, лепящие форму цветов, вносят в эти произведения характерный для Врубеля драматизм.

Живопись начала XX века характеризуют активный поиск новых выразитель­ных средств, экспериментаторство, заимствование приемов из других областей искусства; взаимовлияния и противоборство многочисленных художественных группировок.

Пленэрные задачи решали и Д. А. Щербиновский в картине«Ампир» (1904) и Б.М. Кустодиев в портрете дочери «У окна» (1910). В поэтическом строе полотна Щербиновского чувствуется влияние его друга К. А. Коровина. Фигура женщины, сидящей на террасе дома, кажется окутанной сгетсм и воздухом свежего майского дня. В кустодиевской работе ощущается тенденция к декоративности форм и симво­лическому подтексту в духе «Мира искусства».

Реальный образ природы получает свое поэтическое претворение в композиции «Павлин» (1907) М. Ф. Ларионова. В желании превратить изображение в некое прекрасное сказочное видение автор сближается с творческими установками объ­единения «Голубая роза».

Поэтическая созерцательность при плоскостно-декоративной манере письма свой­ственна П. В. Кузнецову в его работе «Натюрморт с подносом» (1913).

В картине «Три сестры на диване (Н., Л. и Е. Самойловы)» (1911) И.И. Машко­ва, входившего в группу «Бубновый валет», заметно увлечение народным искус­ством с его юмором, грубоватостью форм, звучностью красок. Появление подоб­ных декоративных портретных композиций было связано у художника с проте­стом . против психологической усложненности декадентствующего искусства. Твор­чество Машкова всегда было отмечено красочной экспрессией и жизнеутверждаю­щим содержанием.

Высокая культура живописного мастерства репродуцированных в данном изда­нии произведений может свидетельствовать о художественной ценности обширной коллекции Омского музея изобразительных искусств.

И. Девятъярова

См. также:

 Омский областной музей изобразительных искусств

А.А. Мыльников (1919 г.р.) - «Стрельня»

А.А. Мыльников (1919 г.р.). «Стрельня». Исполнено в 1975 году. Картон, масло. 34,5х41 см. Тульский областной художественный музей
Мыльников, Андрей Андреевич (1919, Саратовская губерния). Действительный член Академии Художеств (с 1966 г.), Народный художник CCCР 1976). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1951, 1977), Лауреат Ленинской премии (1984 г.), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина. В детстве занимался в художественной студии у К. С. Петрова-Водкина, учился на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии Художеств у Г. И. Котова, А. С. Никольского, Л. В. Руднева. Испытал влияние И. Э. Грабаря. Много работал над монументальными произведениями, создал портрет Ленина для занавеса Кремлевского Дворца съездов, мозаики и росписи Ленинградского ТЮЗа, принимал участие в создании мозаик и росписей метрополитена и общественных зданий Ленинграда. В 1974-1979 гг. посетил Испанию, результатом поездки стал триптих «Испания», за который в 1982 г. художник был награжден золотой медалью Академии Художеств СССР. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во всех крупных музеях страны. 


Открытка из набора «Тульский областной художественный музей. Выпуск третий». «Изобразительное искусство» Москва. 1986.

суббота, 20 июля 2013 г.

Д.Д. Жилинский (1927 г.р.) - «Лето. Семья художников Ивановых»

Д.Д. Жилинский (1927 г.р.). «Лето. Семья художников Ивановых». Исполнено в 1976 году. Древесная плита, темпера. 43х60 см. Тульский областной художественный музей

См. также:


Дмитрий Дмитриевич Жилинский (род. 1927 г.) - «Семья»

четверг, 18 июля 2013 г.

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988) - «Женский портрет (У окна)»

Е.Е. Моисеенко (1916 г.р.). «Женский портрет (У окна)». Исполнено в 1971 году. Картон, масло. 80х50 см. Тульский областной художественный музей
О художнике:
Моисеенко Евсей Евсеевич (10.09.1916 - 29.11.1988) - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессор. Портретист, пейзажист. Автор произведений, посвященных темам гражданской и Великой Отечественной войн, жизни современной деревни. Родился в 1916 году в местечке Уваровичи (б. Гомелевский уезд). Учился в 1931 —1935 гг. в Московском художественно-промышленном техникуме им. М. И. Калинина у Б. Н. Ланге, С. Ф. Николаева, в" 1935—1941 гг. (окончил в 1947 г.) Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у А. А. Осмеркина. Основные произведения: «Красные пришли» (1961, ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Сергей Есенин с дедом» (1964, ГРМ), «Товарищи» (1964 ГРМ), «Ополченцы» (1960, ГРМ), «Овражек» (1964, ГРМ), «Коктебель» (1960, ГРМ), «Первая конная» (1957, Сумской худ. музей), «Старая Бухара» (1964, ГРМ), «Портрет скульптора Рыбалко» (1973, Иркутский художественный музей), «Открытое окно» (1973, ГТГ), «Мальчишки» (1974, ГТГ), «Пушкин в Михайловском» (1974, ГТГ), «В Болдино» (1974, ГТГ).

среда, 17 июля 2013 г.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. СОБРАНИЕ ЖИВОПИСИ. Выпуск 2

Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет М.П. Олсуфьевой». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей

Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет А.Д. Олсуфьева». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей
Олсуфьев, Александр Дмитриевич — тайный советник, почетный опекун московского опекунского совета. А. Д. Олсуфьев родился в 1790 г. и, получив хорошее домашнее образование в 1806 г., определился в московский архив коллегии иностранных дел переводчиком. В 1812 г. Олсуфьев был откомандирован в качестве дипломатического чиновника в действующую армию к кн. Багратиону. Под Смоленском и Бородиным Олсуфьеву пришлось принять участие в сражениях; в апреле следующего же года Олсуфьев был зачислен штабс-ротмистром в Ахтырский гусарский полк, в составе которого участвовал во многих крупных сражениях: под Лейпцигом, Бриен-Лошато, Ларотьере, Монмирале, С.-Кроане, Фер-Шампенаузе и др. Раны и тягости походов заставили Олсуфьева оставить военную службу и он, уволенный в январе 1817 г. с чином штабс-капитана, через год определился снова в Московский архив коллегии иностранных дел, где, впрочем, на действительной службе состоял недолго. В ноябре 1833 г. Олсуфьев был утвержден судьей Московского Совестного Суда и председателем комиссии для ревизии действий Московского дворянского депутатского собрания. 13 января 1839 г. Олсуфьев был назначен членом Московского попечительного совета заведений общества призрения, а в октябре 1841 г. был утвержден в должности директора московского попечительного о тюрьмах комитета. 29 июля 1848 г. Олсуфьев был назначен почетным опекуном московского опекунского собрания. 27 декабря 1852 г. Олсуфьев, в чине тайного советника, вышел в отставку и 31 марта следующего года скончался.


Коллекция русской живописи XIX века в Московском областном краеведческом музее, которой посвящен данный комплект открыток, сложилась как собрание портрета и пейзажа. Несмотря на то, что коллекция формировалась стихийно (главным образом за счет поступлений в 1920—1930-х годах из национализированных подмосковных усадеб, а также из Государственного музейного фонда), она имеет достаточно целостный характер, раскрывая наметившиеся в русском искусстве уже в первой половине XIX века демократические тенденции, проявившиеся в расширении социального круга портретируемых, во все возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека.
В «Портрете неизвестной» Н. И. Аргунова из собрания музея сказалось добросовестное и честное отношение художника к натуре. Правдивым изображением некрасивого лица с длинным утиным носом и усталыми выразительными глазами мастеру удалось передать своеобразие модели, утвердить ее право на собственный внутренний мир. Цветовое решение портрета, построенное на сочетании белого и красного цветов одежды и коричневато-серого фона, отвечает характеристике образа, исполненного простоты и достоинства. Отзвуки романтического мировосприятия, столь характерного для искусства первой четверти XIX века, проявились в работах неизвестного мастера (возможно, Е. Страхова) — портретах А. Д. Олсуфьева и М. П. Олсуфьевой. Но художнику удалось воспользоваться лишь композиционной схемой романтического портрета, не связав ее с характеристикой внутреннего мира героев. Оба портрета написаны на фоне романтического предгрозового пейзажа. В женском портрете приподнятость и взволнованность образа усиливаются тем, что хрупкая фигура изображена под порывами ветра, вздувающими наброшенную на плечо шаль. Однако эта приподнятость носит несколько внешние черты, вступая в противоречие с аристократической холодностью модели.
С романтическими настроениями связан «Портрет А. М. Голицына» кисти В. А. Тропинина, хотя для этого мастера, умевшего видеть красоту прежде всего в повседневном и интимном, подобные настроения не были определяющими. В «Портрете А. М. Голицына» для художника главным остается верность натуре. Отсюда некоторое несоответствие, возникающее между романтизированностью формального строя произведения (трактовка пейзажного фона, цветовое решение) и характеристикой самой модели с ее несколько вялым и добродушным лицом. В собрании музея хранится еще один портрет кисти В. А. Тропинина, связанный с поздним периодом творчества мастера,— портрет Н.И. Бера, доктора Сапожковского уезда Рязанской губернии, написанный в 1857 году, в последнем году жизни художника. Произведение не только хронологически, но и по живописнообразному строю выходит за рамки искусства первой половины XIX века, сближаясь с реалистической концепцией портрета второй половины столетия. Скупыми средствами: работа проста по композиции, фон нейтрален, цветовая гамма сдержанна, почти монохромна — художник дает точную и объективную характеристику, которая позволяет судить не только о конкретном человеке, но и создает определенный социальный тип.
Наряду с полотнами знаменитых мастеров в музее хранятся произведения неизвестных или малоизвестных живописцев. Так, примечателен своей непосредственностью в передаче натуры «Портрет Е. А. Аникеевой», исполненный учеником А. Г. Венецианова, художником А. А. Васильевым, в 1839 году.
Небольшой раздел пейзажной живописи в музейной коллекции дает возможность на отдельных примерах проследить различные этапы развития русского пейзажа. К типу видового пейзажа, художественной целью которого обычно является изображение «портрета» определенной местности, относится «Вид Нижнего Новгорода» (1837) Н. Г. Чернецова. Используя схему панорамной композиции, мастер и создает такой своеобразный «портрет» города, точный и добросовестный. В построении картины есть определенная доля условности, исполнение отличается некоторой сухостью рисунка, тщательно фиксирующего все детали. Но несмотря на это, в произведении проявились черты лирического отношения художника к натуре.
С романтическими тенденциями в русской пейзажной живописи первой половины XIX века связано творчество М. Н. Воробьева. Правда, романтизм часто понимался художником с внешней, сюжетной стороны, что наложило печать на многие его произведения. Образный строй «Итальянского пейзажа» (1847) из собрания музея отличается идеальной гармоничностью. Здесь в нераздельном единстве сосуществуют величественная природа и люди, изображенные среди пейзажа в своих повседневных занятиях.
Понимание Воробьевым пейзажа как сочиненного, возвышенного оказало воздействие и на творчество его ученика, прославленного русского мариниста И.К. Айвазовского. Своеобразной идеальностью проникнуто полотно Айвазовского «Часовня на берегу моря» (1845). Другие пейзажи из собрания музея, относящиеся к более позднему творчеству художника,— «Заход солнца на море» (1866) и «Окрестности долины ночью» ( 1866) — отмечены большей непосредственностью, лиричностью восприятия природы.
С утверждением русского реалистического пейзажа связано искусство А. К. Саврасова. В музее хранится его позднее произведение, написанное в конце 1880 — начале 1890-х годов. Избрав простой, излюбленный мотив, с березками, покосившейся избой, водоемом, художник передал красоту и одухотворенность родной земли.
Собрание Московского областного краеведческого музея не может претендовать на отражение всех этапов развития русского искусства. Но отдельные произведения дают возможность судить о многообразии художественных процессов в русской живописи XIX столетия.
Л. М. Денисова


вторник, 16 июля 2013 г.

Н.В. Неврев (1830-1904) - «Портрет неизвестного пожилого мужчины»

Н.В. Неврев (1830-1904). «Портрет неизвестного пожилого мужчины». Исполнено в 1868 году. Холст, масло. 78х65 см. Московский областной краеведческий музей

Открытка из набора «Московский областной краеведческий музей. Собрание живописи. Выпуск 2». «Изобразительное искусство» Москва. 1984.

См. также:

Николай Васильевич Неврев

П.А. Левченко (1859-1917) - «Село зимой»

П.А. Левченко (1859-1917).  «Село зимой».  Холст, масло. Киевский государственный музей украинского искусства

Левченко, Пётр Алексеевич(1859 - 1917) - живописец. Родился в Харькове. Начальное художественное образование получил у Д. Бесперчего. В 1878 – 1883 гг. учился в Петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества художников Санкт-Петербурга (с 1906 г.),  Товарищества южнорусских художников, экспонировал свои картины на выставках Товарищества передвижных художественных выставок и других. 
Мастер небольшой лирической пейзажной картины. передающей поэзию украинской природы ( «На Харьковщине», 1900, Харьковский художественный музей). Наряду с пейзажами писал камерные жанровые сцены, также писал интерьеры.
Преподавал в Харьковской рисовальной школе М. Раневской-Ивановой. По характеру творчества близок к передвижникам. 
Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее украинского искусства, музеях Иванова, Сум и других.

воскресенье, 14 июля 2013 г.

Художник Буманц - Арен Арутюнян

Арен Арутюнян (1967 г.р.) «Давид и Голиаф». Исполнено в 2007 году. Холст, масло. 40х50 см

Художник и скульптор Арен Альбертович Арутюнян, работающий под псевдонимом Буманц, родился в 1967 году, в столице Нагорного Карабаха - городе Степанакерте. Буманц окончил художественное училище им. П.Терлемезяна в 1986 году и художественно-театральный институт в Армении 1994 году. Буманц - участник многочисленных международных выставок, победитель в номинации «За новаторский эксперимент и новизну композиции» Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» 2008 года. Живёт и работает в Москве.
Персональный сайт - художник Буманц, на нём можно можно связаться с художником.
Арен Арутюнян (1967 г.р.)  «Летучий голландец».  Исполнено в 1999 году. Холст, масло. 70х50 см

Арен Арутюнян (1967 г.р.)  «Тайная вечеря». Исполнено в 2000 году. Холст, масло. 110х60 см