Карл Бовин. «Речка» |
Выставка произведений датских художников-реалистов, состоявшаяся зимой 1979 года в Ленинграде, была организована Министерством культуры СССР, Министерством культуры Дании, Академией художеств СССР и датским объединением «Корнер»*. Членам этого объединения, включающего живописцев, скульпторов и графиков, принадлежит инициатива познакомить советских людей со своим творчеством. Более двадцати участников выставки — представителей разных видов искусства (в данный комплект открыток входят только произведения живописи), продемонстрировали верность реалистическим основам творчества. Важно подчеркнуть, что этот принцип, провозглашенный художниками «Корнера» еще в 1932 году, когда возникло объединение, остается для них главным и в настоящее время, в канун 50-летнего юбилея одной из наиболее известных художественных группировок Дании.
«Корнер» — деятельный коллектив, включающий художников ярко выраженных творческих индивидуальностей. Его члены постоянно участвуют в международной художественной выставке стран Балтийского моря — Биеннале в Ростоке (ГДР). В середине шестидесятых годов они установили контакты с советскими мастерами. Выставка в Ленинграде, в которую вошли произведения, в основном созданные в семидесятые годы, показала широкий круг интересов художников из северной страны.
Изображение природы — ведущая тема в скандинавском искусстве — характерно также и для датских мастеров объединения «Корнер». Этот традиционный для всей национальной живописи жанр на выставке представляли К. Бовин, О. Кильберг, Э. Сюберг. Живописцы одного поколения, объединенные любовью к родине, имеют общие творческие истоки. Их предшественники, живописцы так называемой Фюнской школы (от острова Фюн, где работали эти художники), превыше всего ценили точность в передаче красоты родного края. К. Бовин —один из учредителей «Корнера», пишет сельские пейзажи, создавая в своих полотнах широкие панорамные просторы бескрайних холмистых полей. Его живопись — интенсивная и плотная—строится на сопоставлении активно звучащих черных, зеленых и синих тонов, подчеркивающих материальную сущность природы («Речка»). Простота композиции и четкость ритма — характерные черты произведений О. Кильберга («Отдыхающие телята»), и Э. Сюберга («Пастбище»). Картины этих художников роднят сходство тематики и ярко выраженная импрессионистическая манера исполнения. В спокойной и сдержанной цветовой гамме их произведений преобладают различные градации зеленых и коричневых тонов. Чаще всего это ландшафты, населенные привольно гуляющими или спокойно отдыхающими на траве домашними животными, которые крупно скадрированы и рельефно выписаны, а единое открытое пространство передано с глубоким лирическим чувством. Несмотря на кажущуюся «незначительность» темы, в полотнах Кильберга и Сюберга не утрачено ощущение монументальности, значительности природы, которое свойственно живописи К. Бовина.
Заметное место в творчестве членов объединения занимает портретная живопись. Широко известны произведения В. Краг-Хансена — наиболее талантливого портретиста из современных датских художников: «Портрет Йохане Хансен» и «Интерьер с женской фигурой». Исполнен ясности, благородства и доброты образ Йохане Хансен — участницы движения Сопротивления в годы фашистской оккупации Дании, узницы концлагеря Равенсбрюк, спасшей многие жизни и чудом спасшейся самой. Простота композиции, классическое сочетание синего с белым способствуют такому восприятию образа. Второй портрет заключает в себе иное содержание, переданное совсем иными художественными средствами: напряженное состояние изображенной женщины, ее душевную неустроенность автор выражает усложненной композицией и нарочито пестрым цветовым решением.
Сильной стороной творчества Э. Краусе являются натюрморты. Они написаны и неизменной манере им прессионистической живописи Свободное движение кисти улавливает нюансы световых и цветовых соотношений. Композиции привлекают свежестью палитры, изысканным сочетанием розовых, лиловых, зеленых и голубовато-серых тонов, проникновенным лиризмом («Тюльпаны»).
Некоторые из художников «Корнер» тяготеют к социальному искусству. Среди них —ветеран объединения В. Брокдорф. Более четверти века назад им было создано полотно «Демонстрация строительных и портовых рабочих», не потерявшее своей актуальности и сегодня. На картине Брокдорфа рабочие Копенгагена выступают против вооружения страны, против участия Даиии в НАТО, одном из самых агрессивных военных блоков. Большая многофигурная композиция, выдержанная в серовато-синих тонах, оживленная белыми шапочками каменщиков и алыми полотнищами знамен, написана в суровой реалистической манере. Ныне она украшает Дом профсоюза строителей в датской столице. Но социальные мотивы звучат и в творчестве художников последующих поколений: Й. Танг-Хольбек в графической серии «Дорожное строительство» обращается к теме труда строительных рабочих. Е. Бух в мрачном монументальном триптихе-иносказании «Чилийский футбол» ярко показывает трагедию чилийского народа. В качестве гостя в ленинградской выставке участвовала также Д. Триэр-Мёрк, одна из основателей группы молодых прогрессивных датских художников, музыкантов и поэтов «Красная мама». Проблемы жизни рабочего класса стали главным содержанием творчества в новом объединении.
Острая социальная направленность отличает искусство X. Шерфига, недавно умершего прославленного датского писателя, известного художника. Его живопись, в которой запечатлен образ экзотической природы африканского континента, декоративна и ярка («Одинокий носорог», «Купающиеся слоны»). Нередко эти красочные композиции заключают в себе большую обличительную силу («Джентльмены прессы»). Коммунист, участник движения Сопротивления, борец против фашизма X. Шерфиг был ведущей фигурой в художественном объединении «Корнер», объединении, которое и сегодня представляет одно из значительных явлений в духовной жизни страны.
Мирослава Безрукова
* Название «Корнер» объединение получило по имени торгового дома, в помещении которого состоялась первая выставка.