четверг, 3 октября 2013 г.
среда, 2 октября 2013 г.
К набору открытов "СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ДАНИИ"
Карл Бовин. «Речка» |
Выставка произведений датских художников-реалистов, состоявшаяся зимой 1979 года в Ленинграде, была организована Министерством культуры СССР, Министерством культуры Дании, Академией художеств СССР и датским объединением «Корнер»*. Членам этого объединения, включающего живописцев, скульпторов и графиков, принадлежит инициатива познакомить советских людей со своим творчеством. Более двадцати участников выставки — представителей разных видов искусства (в данный комплект открыток входят только произведения живописи), продемонстрировали верность реалистическим основам творчества. Важно подчеркнуть, что этот принцип, провозглашенный художниками «Корнера» еще в 1932 году, когда возникло объединение, остается для них главным и в настоящее время, в канун 50-летнего юбилея одной из наиболее известных художественных группировок Дании.
«Корнер» — деятельный коллектив, включающий художников ярко выраженных творческих индивидуальностей. Его члены постоянно участвуют в международной художественной выставке стран Балтийского моря — Биеннале в Ростоке (ГДР). В середине шестидесятых годов они установили контакты с советскими мастерами. Выставка в Ленинграде, в которую вошли произведения, в основном созданные в семидесятые годы, показала широкий круг интересов художников из северной страны.
Изображение природы — ведущая тема в скандинавском искусстве — характерно также и для датских мастеров объединения «Корнер». Этот традиционный для всей национальной живописи жанр на выставке представляли К. Бовин, О. Кильберг, Э. Сюберг. Живописцы одного поколения, объединенные любовью к родине, имеют общие творческие истоки. Их предшественники, живописцы так называемой Фюнской школы (от острова Фюн, где работали эти художники), превыше всего ценили точность в передаче красоты родного края. К. Бовин —один из учредителей «Корнера», пишет сельские пейзажи, создавая в своих полотнах широкие панорамные просторы бескрайних холмистых полей. Его живопись — интенсивная и плотная—строится на сопоставлении активно звучащих черных, зеленых и синих тонов, подчеркивающих материальную сущность природы («Речка»). Простота композиции и четкость ритма — характерные черты произведений О. Кильберга («Отдыхающие телята»), и Э. Сюберга («Пастбище»). Картины этих художников роднят сходство тематики и ярко выраженная импрессионистическая манера исполнения. В спокойной и сдержанной цветовой гамме их произведений преобладают различные градации зеленых и коричневых тонов. Чаще всего это ландшафты, населенные привольно гуляющими или спокойно отдыхающими на траве домашними животными, которые крупно скадрированы и рельефно выписаны, а единое открытое пространство передано с глубоким лирическим чувством. Несмотря на кажущуюся «незначительность» темы, в полотнах Кильберга и Сюберга не утрачено ощущение монументальности, значительности природы, которое свойственно живописи К. Бовина.
Заметное место в творчестве членов объединения занимает портретная живопись. Широко известны произведения В. Краг-Хансена — наиболее талантливого портретиста из современных датских художников: «Портрет Йохане Хансен» и «Интерьер с женской фигурой». Исполнен ясности, благородства и доброты образ Йохане Хансен — участницы движения Сопротивления в годы фашистской оккупации Дании, узницы концлагеря Равенсбрюк, спасшей многие жизни и чудом спасшейся самой. Простота композиции, классическое сочетание синего с белым способствуют такому восприятию образа. Второй портрет заключает в себе иное содержание, переданное совсем иными художественными средствами: напряженное состояние изображенной женщины, ее душевную неустроенность автор выражает усложненной композицией и нарочито пестрым цветовым решением.
Сильной стороной творчества Э. Краусе являются натюрморты. Они написаны и неизменной манере им прессионистической живописи Свободное движение кисти улавливает нюансы световых и цветовых соотношений. Композиции привлекают свежестью палитры, изысканным сочетанием розовых, лиловых, зеленых и голубовато-серых тонов, проникновенным лиризмом («Тюльпаны»).
Некоторые из художников «Корнер» тяготеют к социальному искусству. Среди них —ветеран объединения В. Брокдорф. Более четверти века назад им было создано полотно «Демонстрация строительных и портовых рабочих», не потерявшее своей актуальности и сегодня. На картине Брокдорфа рабочие Копенгагена выступают против вооружения страны, против участия Даиии в НАТО, одном из самых агрессивных военных блоков. Большая многофигурная композиция, выдержанная в серовато-синих тонах, оживленная белыми шапочками каменщиков и алыми полотнищами знамен, написана в суровой реалистической манере. Ныне она украшает Дом профсоюза строителей в датской столице. Но социальные мотивы звучат и в творчестве художников последующих поколений: Й. Танг-Хольбек в графической серии «Дорожное строительство» обращается к теме труда строительных рабочих. Е. Бух в мрачном монументальном триптихе-иносказании «Чилийский футбол» ярко показывает трагедию чилийского народа. В качестве гостя в ленинградской выставке участвовала также Д. Триэр-Мёрк, одна из основателей группы молодых прогрессивных датских художников, музыкантов и поэтов «Красная мама». Проблемы жизни рабочего класса стали главным содержанием творчества в новом объединении.
Острая социальная направленность отличает искусство X. Шерфига, недавно умершего прославленного датского писателя, известного художника. Его живопись, в которой запечатлен образ экзотической природы африканского континента, декоративна и ярка («Одинокий носорог», «Купающиеся слоны»). Нередко эти красочные композиции заключают в себе большую обличительную силу («Джентльмены прессы»). Коммунист, участник движения Сопротивления, борец против фашизма X. Шерфиг был ведущей фигурой в художественном объединении «Корнер», объединении, которое и сегодня представляет одно из значительных явлений в духовной жизни страны.
Мирослава Безрукова
* Название «Корнер» объединение получило по имени торгового дома, в помещении которого состоялась первая выставка.
Ярлыки:
датская живопись
вторник, 1 октября 2013 г.
понедельник, 30 сентября 2013 г.
воскресенье, 29 сентября 2013 г.
суббота, 28 сентября 2013 г.
пятница, 27 сентября 2013 г.
четверг, 26 сентября 2013 г.
Сказки Ганса Христиана Андерсена в иллюстациях А. В. Кокорина (часть 2)
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист... (Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».) |
И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: «А король-то голый!». (Г.-Х. Андерсен. «Новый наряд короля».) |
Сказки Ганса Христиана Андерсена в иллюстациях А. В. Кокорина (часть 1)
Анатолий Владимирович Кокорин
Ярлыки:
иллюстрации,
русская школа,
сказки,
A. В. Кокорин (1908)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)