пятница, 17 января 2014 г.

Владимир Донатович Орловский

Художник В.Д. Орловский (1842-1914). Уборка. Киевский государственный музей украинского искусства

Художник В.Д. Орловский (1842-1914). Село. Киевский государственный музей украинского искусства

См. также

Владимир Донатович Орловский

четверг, 16 января 2014 г.

П.А. Нилус (1869-1940) - "В мастерской столяра"

Художник П.А. Нилус (1869-1940). "В мастерской столяра". Киевский государственный музей украинского искусства
О художнике:
Нилус (Словецкий) Петр Александрович 11.07.1869 - 23.05.1943
Внук генерала, участника войны 1812 года, Петр Александрович Нилус был известным художником, особенно в Одессе, где он учился в художественной школе (1883—1889). А вот учеба в Академии художеств закончилась для П. Нилуса в течение года. Поступив в нее в 1889 году, он через год оставил ее, чтобы заняться самостоятельной работой. Совершил столь смелый поступок молодой Петр Нилус по совету большого авторитета — И.Е. Репина, который считал, что не для каждого таланта Академия хороша, иных она просто стандартизирует. Первые самостоятельные работы возвратившегося в Одессу художника — жанр и пейзажи, которые часто экспонируются на выставках Товарищества художников-передвижников и его младшего брата — Товарищества южнорусских художников, одним из организаторов которого был П.А. Нилус. Писал П.А. Нилус и портреты известных людей. Два из них особенно примечательны: "Портрет А.П. Чехова" (1902—1904) и "Портрет И.А. Бунина" (1917). С будущим нобелевским лауреатом по литературе у художника были настоящие дружеские отношения — Бунин посвятил Нилусу одно из самых проникновенных своих стихотворений Одиночество. В духе того времени в 1915 году П.А. Нилус устроил выставку своих многочисленных работ, сбор от которой пошел в пользу военных беженцев из западных областей страны. В 1920 году в общем потоке эмиграции художник покинул страну. В 1924 году поселился в Париже. И не пропал. Он по-прежнему много писал, легко перейдя на русский символико-романтический стиль, который понравился французам, оттого во Франции, да и в Европе можно легко встретить картины нашего соотечественника.

среда, 15 января 2014 г.

КИТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ „ГОХУА"


КИТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ „ГОХУА"
Китайская национальная живопись „Гохуа* имеет большую и интересную историю, насчитывающую около двух с половиной тысяч лет. Основные особенности китайской живописи сформировались очень рано и сохранились в ней на протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени.
Обычно китайские художники писали свои картины на длинных полосах шелка или бумаги, которые затем оформлялись в виде картин-свитков (вертикальных или горизонтальных). Работали художники специальными водяными красками и тушью. Черная тушь была излюбленным материалом многих художников. Используя тончайшие оттенки черной туши, от нежно-серебристого до густого бархатного тона, мастер создавал впечатление богатой цветовой гаммы.
Китайские картины отличаются от европейских и в способах передачи пространства. В них отсутствует линейная перспектива, геометрически правильное соотношение переднего и заднего планов, но тем не менее ясно передается ощущение уходящих далей, теряющихся в тумане горных вершин, величавой и поэтической природы.
Еще в ранний средневековый период в китайской живописи обособились различные жанры. Одно из значительных мест занимал пейзаж и так называемая „живопись цветов и птиц".
Именно в этих жанрах работал недавно умерший старейший художник Китая — Ци Бай-ши. Изображая цветы, птиц, насекомых, Ци Бай-ши стремился не просто передать сходство с натурой, а раскрыть живой образ природы, передать определенное настроение.
Ци Бай-ши очень внимателен к строению цветка, характерным позам и движениям птиц, животных. Он точно знает ценность каждой детали, знает, где ее нужно подчеркнуть, где вовсе отбросить, где показать лишь намеком.
В картине „Лотос и утки“ Ци Бай-ши изобразил широкой мягкой кистью лист лотоса, передав его плотную поверхность с солнечными бликами и крепкие, сочные стебли, поднимающиеся из воды. И цветок, и лист, и стебли лотоса Ци Бай-ши рисует черной тушью, но оттенки ее так разнообразны, мазки кисти так выразительны, что зритель ясно чувствует свежую прелесть растения. Две уточки-мандаринки („юаньян“) считаются в Китае олицетворением любви и супружеской верности. Таким образом у картины Ци Бай-ши есть особый поэтический подтекст, связанный с народной символикой, встречающейся в китайском искусстве довольно часто.
В области пейзажа китайская живопись имеет многовековую непрерывную традицию. На выставке „Современной китайской живописи“, организованной в Москве в 1957 году, было немало работ, в которых чувствовалась свежесть и индивидуальность восприятия природы. Такова картина художника Цзун Ци-сяна „Три ущелья реки Янцзы“.
Всегда своеобразны и интересны пейзажи одного из лучших современных художников — Ли Кэ-жаня. Его небольшая поэтическая картина „Вечер“ исполнена в свободной манере. Весь второй план картины занимают деревья с темной листвой. Кажется, что вечерний свет струится из глубины картины, и поэтому дерево, на котором сидит пастушок с флейтой, выделяется почти черным силуэтом. Передний план — это белая поверхность бумаги, но фигура лежащего буйвола, нарисованная на ней просто и свободно, заставляет ее активно участвовать в сюжете картины. В этом соединении условностей с тонким чувством настроения природы проявляется особый характер этого пейзажа Ли Кэ-жаня.
Среди произведений жанровой живописи, показанных на выставке, центральное место по праву принадлежало картине Цзян Чжао-хэ „Беженцы“, написанной еще в период антияпонской войны, в 1943 году. Это был огромный свиток-фриз около 30 метров длины и более 2 метров высоты. Тогда после однодневного показа на выставке в Шанхае картина была конфискована японскими захватчиками и пропала. Лишь сравнительно недавно была обнаружена часть этой картины, но в сильно поврежденном виде. Однако и сейчас она производит неизгладимое впечатление. Традиционный горизонтальный свиток разворачивается здесь как грандиозная торжественная панорама.
Первоначально картина имела название „Национальное бедствие“, и действительно, это — скорбная повесть о трагедии целого народа, мужчин и женщин, стариков и детей, ученого и студента, крестьянина и рабочего. Один из самых трагических образов в картине — женщина с трупом девочки на руках. Ее безграничное горе показано так скупо и выразительно, что эта фигура кажется почти символической. Образ человека у Цзян Чжао-хэ даже в страдании остался эпически величавым и монументальным.
Композиционное и цветовое решение свитка строится по принципу барельефа — с очень выпуклыми фигурами первого ряда, менее объемными на втором плане, почти силуэтными — на третьем. Фон, как это принято в живописи „Гохуа“, чистый, нейтральный, но играющий активную роль.
У молодых китайских художников „Гохуа“ сейчас можно заметить особенно большой интерес к жанровой живописи, стремление передать современную тему. Характерной картиной такого рода на выставке было „Свидание“ Хуан Чжоу.
В центре внимания художника — человеческие чувства, но он передает их очень сдержанно и в этом смысле традиционно. Это не непосредственная передача чувства через психологическую характеристику лица человека, а косвенная, путем создания особой лирической ситуации. Фигуры девушки и юноши изображены очень лаконично; легкие зеленые веточки замыкают композицию сверху и подчеркивают ощущение весны, свежести и молодости.
Мастерство многих современных художников проявляется в умении создать реалистический образ. Картина Ду Чжун-хуа „На базар“ как раз может служить примером такого мастерства. Смело и выразительно построена картина художника Фан Цзун-сянь „Дорожить каждым зерном!“.
Современная китайская живопись „Гохуа“ продолжает замечательные многовековые традиции, и вместе с тем в ее развитии наступил новый этап. Впервые в истории художники „Гохуа“ стремятся полно и многообразно отразить жизнь своего народа, его чувства и переживания.

Н. Николаева

Мэй Сюэ-фын. Лотос
Ци Бай-ши. "Сосна и орёл"

Китайский художник Дзян Чжао-хэ - "Беженцы"

Дзян Чжао-хэ. "Беженцы"

понедельник, 13 января 2014 г.

суббота, 11 января 2014 г.

Утагава Хиросигэ (1797-1858)

Утагава Хиросигэ (1797-1858). Нумадзу, Фудзи в ясную погоду, после дождя, из серии  "Пятьдесят три станции  дороги Токайдо"

Утагава Хиросигэ (1797-1858),  Утагава Кунисада (1786-1865). Госпожа Фуджиецубо наблюдает за принцев Гэндзи вышедшем на прогулку при  лунном свете.
Утагава Хиросигэ (1797-1858). Красные клёны, из серии  "Сто знаменитых видов Эдо"

Утагава Хиросигэ (1797-1858). Утренний туман в Мисиме, из серии  "Пятьдесят три станции дороги Токайдо"
Утагава Хиросигэ (1797-1858). Великая Святыня в Идзумо, из серии "Виды известных мест в Шестидесяти с лишним провинциях".

Утагава Хиросигэ (1797-1858). Ходогайя, Фудзисава, Оисо, Одавара и Хаконэ, из серии "Пятьдесят три станции дороги Токайдо"

Утагава Хиросигэ (1797-1858).  Арасияма Манька, из серии "Известные Мнения Киото"

пятница, 10 января 2014 г.

Китайский художник Ли Кє-жань - "Вечер"

Китайский художник Ли Кє-жань - "Вечер"

четверг, 9 января 2014 г.

Китайский художник Цзун Ци-сян - "Три ущелья Янцзы"

Цзун Ци-сян. Три ущелья Янцзы