понедельник, 19 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке. 1886 г. Холст, масло. 91х162 см. Государственная Третьяковская галерея
На XIV передвижной художественной выставке Иван Иванович Шишкин выступил уже собственно единственным представителем передвижнического пейзажа «первого призыва». 1886 год был годом смерти последних из этой плеяды — Л. Л. Каменева и С. Н. Аммосова. В 1883—1885 годах начинает экспонироваться у передвижников «молодая поросль»: А. М. Васнецов. Н. Н. Дубовской, И. И. Левитан, С. И. Светославский, А. Н. Шильдер, И. С. Остроухов, И. И. Ендогуров. Новое поколение демократической пейзажной школы в своем формировании прочно опиралось на фундамент предшествующих достижений передвижников, в том числе — И. И. Шишкина, выработавшего свой метод создания реалистического пейзажа, складывающейся из пристального, доходящего почти до научного изучения внутренней жизни растительного мира, точного, не допускающего никакой приблизительности, рисунка, глубокого ощущения пластической формы. Картина «Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке» в достаточной степени демонстрирует эти принципы. Для самого художника она имела вспомогательное значение; он искал пути к созданию большого полотна «Дубовая роща», образа обобщенного, эпического, раскрывающего мощь и красоту природы.
Утро в сосновом лесу. 1889 г. (Медведи на картине написаны художником Савицким Константином Анатольевичем). Государственная Третьяковская галерея
Мордвиновские дубы. 1891 г. Холст, масло. 83х110 см. Государственный Русский музей
Верхушки сосен, освещенные солнцем. 1890-е гг. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Поляна в лесу. 1889 г. Куйбышевский городской художественный музей
Этюд с натуры. 1890 г. Холст, масло. 34х59. Государственный Русский музей
"На севере диком". 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
"На севере диком" 1891 г. Киевский государственный музей русского искусства
На песчаном грунте. Холст, масло. 33х58. Государственный Русский музей
За грибами. 1879 г. Холст, масло 87х56. Государственный Русский музей

воскресенье, 18 ноября 2007 г.

Серов Валентин Александрович - рисунки, этюды (продолжение)

Портрет балерины А.П. Павловой. 1909 г. бумага, графитный карандаш. 34,3х21,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Мать с ребёнком. Государственный Русский музей
Портрет балерины Т.П. Карсавиной. 1909 г. Бумага, графитный карандаш. 42,8х26,7 см. Государственная Третьяковская галерея
Балерина Анна Павлова в балете "Сильфиды" 1909 г. Рисунок для плаката русских спектаклей в Париже. Государственный Русский музей
Мужичок с ноготок. Государственный Русский музей
Финляндский дворик. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея
Пушкин на прогулке. 1899 г. Всесоюзный музей А.С. Пушкина
Ида Рубинштейн. 1910 г. Темпера, уголь, холст. 147х233. Государственный русский музей
Эскиз занавеса к балету на музыку Н.А. Римского- Корсакова "Шахразада", 1912 г. Картон, гуашь. 42х59,5 см.
У перевоза. 1905 г. Бумага, акварель. 21,5х27,3 см. Государственная Третьяковская галерея

суббота, 17 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

Дождь в дубовом лесу. Государственная Третьяковская галерея
Березовый лес. Тамбовский областной краеведческий музей
В лесу. Государственный Русский музей
Валежник. Курская областная картинная галерея
Из окрестностей Гурзуфа. Этюд. 1879 г. Холст наклеенный на картон, масло. 35х54. Государственный Русский музей
Туманное утро. 1885 г. Горьковский государственный художественный музей
Поле. Офорт.
Дорога в лему. 1880 г. Холст, масло. 58х47,5. Государственный Русский музей
Пруд. 1881 г. Дерево, масло. 38х29,5. Пензенская картинная галерея
Дубы. 1889 г. Частное собрание
Берег. (Удриас близ Нарвы) 1888 г. Государственный Русский музей

Серов Валентин Александрович (продолжение)

Лошадь у саней. 1904 г. Государственный музей изобразительный искусств Туркменской ССР
Купание лошади. 1905 г. Государственный Русский музей
Летучий, серый жеребец орловской рысистой породы. 1886 г. Холст, масло. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Дети. 1899 г.
Баба в телеге. 1899 г. Холст, масло. 48х70 см. Государственный Русский музей
Площадь св. Марка в Венеции. 1887 г. Холст, масло. 22х31 см. Государственная Третьяковская галерея
Октябрь. Домотканово. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Н.Я. Дервиз с ребёнком. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А.Я. Симонович. 1889 г. Государственный Русский музей
Портрет П.Д. Антиповой 1890 г. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

пятница, 16 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

"Среди долины ровныя..." 1883 г. Киевский государственный музей русского искусства
Лес. 1880-е гг. Холст, масло. 83х110 Свердловская картинная галерея
Сосны освещенные солнцем. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея
В Крыму. 1879 г. Картон, масло. 37х52 см. Пензенская областная картинная галерея
Рожь. 1878 г. Холст, масло. 107х187 см. Государственная Третьяковская галерея
Как гимн богатству и плодородию русской земли восприняли современники полотно Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», представленное на шестой выставке Подобно привольной, льющейся от самого сердца народной песне, захватывает зрителя и сегодня это произведение. Точно море, шумит и колышется в раме картины ржаное поле. Только в середине слегка расступилось оно, пропуская полевую дорогу, но уже вновь колосья, отягощенные тучными зернами, низко клонятся к земле. Над полем, на фоне безбрежного неба, в звенящем полуденном зное подымаются, широко раскинув темно-зеленые ветви, могучие сосны — последние многовековые великаны, оставшиеся от смолистого бора, когда-то шумевшего на месте теперешней пашни. Все ждет освежающего летнего дождя, и его уже предвещают появившиеся на горизонте опаловые кучевые облака. Большая тема воплощается живописцем в жизненно-правдивом образе природы. Не зрелищем она предстает перед зрителем, а ареной неустанной деятельности и труда человека-преобразователя, человека-творца. Зрителя охватывает чувство гордости от сознания обширности и обилия родной земли, от сознания творческой силы, присущей русскому крестьянину, отвоевавшему у дремучих лесов эти просторы и покрывшему их золотыми нивами. В картине «Рожь» Шишкин нашел то, что искал многие годы,—сочетания композиционного размаха с тонкой передачей типизированного, национального характера пейзажа.
Дубовый лесок в серый день. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Папоротники. 1876 г. Офорт
Дубы. 1887 г. Холст, масло 148х108 см. Государственный русский музей
Три дуба. 1887 г. Офорт
Свыть-трава. Государственный Русский музей