Рожь. 1878 г. Холст, масло. 107х187 см. Государственная Третьяковская галерея |
Как гимн богатству и плодородию русской земли восприняли современники полотно Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», представленное на шестой выставке
Подобно привольной, льющейся от самого сердца народной песне, захватывает зрителя и сегодня это произведение. Точно море, шумит и колышется в раме картины ржаное поле. Только в середине слегка расступилось оно, пропуская полевую дорогу, но уже вновь колосья, отягощенные тучными зернами, низко клонятся к земле. Над полем, на фоне безбрежного неба, в звенящем полуденном зное подымаются, широко раскинув темно-зеленые ветви, могучие сосны — последние многовековые великаны, оставшиеся от смолистого бора, когда-то шумевшего на месте теперешней пашни. Все ждет освежающего летнего дождя, и его уже предвещают появившиеся на горизонте опаловые кучевые облака.
Большая тема воплощается живописцем в жизненно-правдивом образе природы. Не зрелищем она предстает перед зрителем, а ареной неустанной деятельности и труда человека-преобразователя, человека-творца. Зрителя охватывает чувство гордости от сознания обширности и обилия родной земли, от сознания творческой силы, присущей русскому крестьянину, отвоевавшему у дремучих лесов эти просторы и покрывшему их золотыми нивами.
В картине «Рожь» Шишкин нашел то, что искал многие годы,—сочетания композиционного размаха с тонкой передачей типизированного, национального характера пейзажа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий