среда, 7 ноября 2007 г.

Серов Валентин Александрович (продолжение)

Имя Валентина Александровича Серова по праву стоит в ряду таких имен, как Чехов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский, Врубель, Левитан, и других выдающихся представителей русской художественной культуры, знаменующих ее высокий подъем. Воспитанный на лучших традициях русского и мирового искусства, Серов сказал новое слово, обогатил реализм достижениями, созвучными его времени. Художника всегда волновали большие вопросы современности. Как и все лучшие люди России, он питал чувство ненависти к произволу и насилию, к мещанской пошлости окру­жающего его буржуазного мира, страстно жаждал обновления родины.
Вера в жизнь, в человека, жажда красоты и гармонии пронизывают все творчество Серова, начиная с пер­вых шагов и кончая последними днями жизни. Высокий гуманизм был присущ ему с юных лет. Он вырос в семье, крепкими узами связанной с лучшими традициями передовой русской демократической интеллигенции.
Серов родился 19 января (н. ст.) 1865 года в Петербурге. Его отец - Александр Николаевич Серов - известный композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила»; мать - пианистка, общественная деятельница, автор оперы «Уриэль Акоста». Она рано заметила пробудившийся у сына талант.
По, приезде в Париж В. С. Серова встретилась с И. Е. Репиным, проживавшим там в качестве пенсионера Академии художеств. Посмотрев рисунки мальчика. Репин сразу оценил большое природное его дарование и согласился заниматься с ним. Юный Серов продолжал учиться у Репина и по приезде в Москву. Он так увлекся искусством, что оставил гимназию, поселился у Ренина и целиком посвятил себя творчеству.
Для Серова чрезвычайно плодотворными оказались годы, проведенные с Репиным, заботившимся также и о духовном развитии своего ученика. Именно Репин прививал ему мысль о высоком назначении художника, о его ответственности перед обществом. Ценя в Серове присущие ему уже в эти годы вдумчивость, трудолюбие, взыскательность к себе, настойчивость и упорство в работе, Репин ставил перед юношей серьезные задачи и всегда восхищался тем, как тщательно и любовно тот выполнял их. Он познакомил Серова с С. И. Мамонтовым, в усадьбу которого - знаменитое «Абрамцево» -съезжалось на лето множество художников, музыкантов, артистов. Художественная среда, с которой общался Серов в Абрамцеве, не могла не влиять благотворно на его развитие.
В Абрамцеве Серов не расставался с альбомами. Всегда, когда представлялась возможность, сочетал эту увлекательнейшую для него работу с натуры с веселыми играми, которые затевали юные обитатели абрамцевского дома.
Его рисунок 1879 года «Мостик через канавку. Абрамцево» свидетельствует, насколько успешно справлялся Серов с передачей формы предметов, как сумел показать прелесть густой зелени, растущей по краям канавки, как зорко всматривался в строение тонких стволов деревьев, выступающих на фойе темной чащи. Рисунок выполнен в мягкой живописной манере, в чем сказалось влияние его учителя Репина.
Наблюдая за развитием Серова, Репин почувствовал, что его юный ученик настолько подготовлен, что вполне может поступить в Академию художеств. И вот для Серова наступил новый этап в жизни и творчестве. Осенью 1880 года он уехал в Петербург, выдержал экзамен в Академию и вскоре стал учеником знаменитого педагога П. П. Чистякова. Основу педагогической системы Чистякова составляло пристальное штудирование натуры, строгое и неотступное изучение законов формы предметного мира. Каждый штрих карандаша, каждый мазок кисти должны служить этой цели. Чистяков был чрезвычайно требователен к своим ученикам, не терпел ничего приблизительного, никакой спешки в работе. В его мастерской Серов встретился с Врубелем и подружился с ним. Оба они, Серов и Врубель, высоко ценили и педагогический метод Чистякова, и оба до конца своих дней сохранили к учителю теплое чувство благодарности. Чистяков сразу понял, что в лице этих начинающих художников - явления незаурядные, исключительные.
Не сразу Серов овладел навыками чистяковской системы рисунка, но он упорно стремился творчески освоить их. Прекрасный пример этого освоения представляют рисунки последних лег пребывания Серова в Академии художеств: «Натурщик с палкой». «Портрет М. Ф. Якунчиковой амазонкой», «Автопортрет». В них Серов уделяет внимание графической выразительности самого рисунка, его чеканной ясности, гибкости, строгой выверен-ности с натурой. Он заботится о художественном достоинстве рисунка, о красоте и бархатистости черною глубокого тона в его сочетании с белым цветом бумаги («Натурщик с палкой»), о разнообразии штриха то легкого и невесомого, то густого и энергичного, но всегда послушного стремлению художника передать живую пластику формы.
Осенью 1885 года Серов оставил Академию и вступил на путь самостоятельного творчества. О том, насколько созрел он как художник, говорит его небольшая картина «Волы» 1885 года. В ней Серов показал себя тонким колористом. Краски этой обыденной сценки чисты и звучны. Красиво сочетание золотых тонов спелой соломы, белой и густо-коричневой шерсти волов и розовой ткани, брошенной на край телеги. Эти яркие краски бодро и сильно звучат на фоне серебристых, воздушных тонов осеннего пейзажа с белой хаткой, оголившимися деревьями и жемчужно-серым небом. Все мягко сгармо-нировано, все наполнено светом и воздухом, все дышит истинным чувством поэзии.
Во время своего пребывания в Домотканове осенью 1886 года в имении его товарища по Академии художеств В. Д. Дервиза Серовым был написан красивый, проникнутый лиризмом пейзаж «Осенний вечер. Домотканово». В нем все построено на гармонии потухших холодных тонов, в передаче которых художник достиг большого разнообразия. Бодро и радостно звучат два маленьких зимних этюда, исполненных Серовым в. 1886 году в Абрамцеве. Белые, освещенные солнцем снега, голубые прозрачные тени, красивый узор тонких ветвей. Серов достиг в своих пейзажах чистоты и воздушности колорита, свежести и живой непосредственности передачи натуры. Это была новая задача, над решением которой работали многие художники конца XIX столетня. Эту задачу Серов ставит перед собой не только и пейзажной живописи, но и в портретной.
Маленький портрет О. Ф. Трубниковой, невесты художника («У окна»), напоминает интимную жанровую сценку. Молодая девушка сидит в углу комнаты, погруженная в чтение. Она вовсе не позирует, а живет в этой обстановке, где так просто и уютно, где все дышит чистотой и поэзией. В окна льется свет и воздух, смягчая краски, придавая им легкость и серебристость. Скромный образ девушки, окружающая ее обстановка, свежая зелень за окном - все сливается в единое гармоническое целое. Портрет Трубниковой является началом работы Серова над поэтической темой светлой и безмятежной юности. художник посвятил этой теме ряд лет. выражая передовые умонастроения своей эпохи, ее жажду света и радости. В мрачные годы реакции Серов провозгласил полный оптимизма, возвышенный идеал красоты и счастья и пронес его через весь свой творческий путь. Огромный талант и великолепная школа, которую прошел Серов под руководством Репина и Чистякова, помогли ему в эти юные годы выступить зрелым мастером, ставящим перед собой сложные задачи и успешно решающим их. Ранние произведения художника явились как бы первой ступенью к тому блестящему успеху, которого достиг он в своих шедеврах «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и ряде других картин конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Е. Журавлева
Портрет А.Н. Турчанинова. Государственный русский музей
Портрет Акимовой
Портрет Балиной. 1911 г. Горьковский государственный художественный музей
Ненасытецкий порог Днепра. 1880. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Г.Л. Гиршман. 1911 г. Картон, пастель. 96,4х76 см. (овал). Государственная Третьяковская галерея.
Портрет О.К. Орловой. 1911 г. Государственный русский музей
Деревня. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Зимой. 1898 г. Государственный Русский музей

Комментариев нет: