Имя Валентина Александровича Серова по праву стоит в ряду таких имен, как Чехов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский, Врубель, Левитан, и других выдающихся представителей русской художественной культуры, знаменующих ее высокий подъем. Воспитанный на лучших традициях русского и мирового искусства, Серов сказал новое слово, обогатил реализм достижениями, созвучными его времени. Художника всегда волновали большие вопросы современности. Как и все лучшие люди России, он питал чувство ненависти к произволу и насилию, к мещанской пошлости окружающего его буржуазного мира, страстно жаждал обновления родины.
Вера в жизнь, в человека, жажда красоты и гармонии пронизывают все творчество Серова, начиная с первых шагов и кончая последними днями жизни. Высокий гуманизм был присущ ему с юных лет. Он вырос в семье, крепкими узами связанной с лучшими традициями передовой русской демократической интеллигенции.
Серов родился 19 января (н. ст.) 1865 года в Петербурге. Его отец - Александр Николаевич Серов - известный композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила»; мать - пианистка, общественная деятельница, автор оперы «Уриэль Акоста». Она рано заметила пробудившийся у сына талант.
По, приезде в Париж В. С. Серова встретилась с И. Е. Репиным, проживавшим там в качестве пенсионера Академии художеств. Посмотрев рисунки мальчика. Репин сразу оценил большое природное его дарование и согласился заниматься с ним. Юный Серов продолжал учиться у Репина и по приезде в Москву. Он так увлекся искусством, что оставил гимназию, поселился у Ренина и целиком посвятил себя творчеству.
Для Серова чрезвычайно плодотворными оказались годы, проведенные с Репиным, заботившимся также и о духовном развитии своего ученика. Именно Репин прививал ему мысль о высоком назначении художника, о его ответственности перед обществом. Ценя в Серове присущие ему уже в эти годы вдумчивость, трудолюбие, взыскательность к себе, настойчивость и упорство в работе, Репин ставил перед юношей серьезные задачи и всегда восхищался тем, как тщательно и любовно тот выполнял их. Он познакомил Серова с С. И. Мамонтовым, в усадьбу которого - знаменитое «Абрамцево» -съезжалось на лето множество художников, музыкантов, артистов. Художественная среда, с которой общался Серов в Абрамцеве, не могла не влиять благотворно на его развитие.
В Абрамцеве Серов не расставался с альбомами. Всегда, когда представлялась возможность, сочетал эту увлекательнейшую для него работу с натуры с веселыми играми, которые затевали юные обитатели абрамцевского дома.
Его рисунок 1879 года «Мостик через канавку. Абрамцево» свидетельствует, насколько успешно справлялся Серов с передачей формы предметов, как сумел показать прелесть густой зелени, растущей по краям канавки, как зорко всматривался в строение тонких стволов деревьев, выступающих на фойе темной чащи. Рисунок выполнен в мягкой живописной манере, в чем сказалось влияние его учителя Репина.
Наблюдая за развитием Серова, Репин почувствовал, что его юный ученик настолько подготовлен, что вполне может поступить в Академию художеств. И вот для Серова наступил новый этап в жизни и творчестве. Осенью 1880 года он уехал в Петербург, выдержал экзамен в Академию и вскоре стал учеником знаменитого педагога П. П. Чистякова. Основу педагогической системы Чистякова составляло пристальное штудирование натуры, строгое и неотступное изучение законов формы предметного мира. Каждый штрих карандаша, каждый мазок кисти должны служить этой цели. Чистяков был чрезвычайно требователен к своим ученикам, не терпел ничего приблизительного, никакой спешки в работе. В его мастерской Серов встретился с Врубелем и подружился с ним. Оба они, Серов и Врубель, высоко ценили и педагогический метод Чистякова, и оба до конца своих дней сохранили к учителю теплое чувство благодарности. Чистяков сразу понял, что в лице этих начинающих художников - явления незаурядные, исключительные.
Не сразу Серов овладел навыками чистяковской системы рисунка, но он упорно стремился творчески освоить их. Прекрасный пример этого освоения представляют рисунки последних лег пребывания Серова в Академии художеств: «Натурщик с палкой». «Портрет М. Ф. Якунчиковой амазонкой», «Автопортрет». В них Серов уделяет внимание графической выразительности самого рисунка, его чеканной ясности, гибкости, строгой выверен-ности с натурой. Он заботится о художественном достоинстве рисунка, о красоте и бархатистости черною глубокого тона в его сочетании с белым цветом бумаги («Натурщик с палкой»), о разнообразии штриха то легкого и невесомого, то густого и энергичного, но всегда послушного стремлению художника передать живую пластику формы.
Осенью 1885 года Серов оставил Академию и вступил на путь самостоятельного творчества. О том, насколько созрел он как художник, говорит его небольшая картина «Волы» 1885 года. В ней Серов показал себя тонким колористом. Краски этой обыденной сценки чисты и звучны. Красиво сочетание золотых тонов спелой соломы, белой и густо-коричневой шерсти волов и розовой ткани, брошенной на край телеги. Эти яркие краски бодро и сильно звучат на фоне серебристых, воздушных тонов осеннего пейзажа с белой хаткой, оголившимися деревьями и жемчужно-серым небом. Все мягко сгармо-нировано, все наполнено светом и воздухом, все дышит истинным чувством поэзии.
Во время своего пребывания в Домотканове осенью 1886 года в имении его товарища по Академии художеств В. Д. Дервиза Серовым был написан красивый, проникнутый лиризмом пейзаж «Осенний вечер. Домотканово». В нем все построено на гармонии потухших холодных тонов, в передаче которых художник достиг большого разнообразия. Бодро и радостно звучат два маленьких зимних этюда, исполненных Серовым в. 1886 году в Абрамцеве. Белые, освещенные солнцем снега, голубые прозрачные тени, красивый узор тонких ветвей. Серов достиг в своих пейзажах чистоты и воздушности колорита, свежести и живой непосредственности передачи натуры. Это была новая задача, над решением которой работали многие художники конца XIX столетня. Эту задачу Серов ставит перед собой не только и пейзажной живописи, но и в портретной.
Маленький портрет О. Ф. Трубниковой, невесты художника («У окна»), напоминает интимную жанровую сценку. Молодая девушка сидит в углу комнаты, погруженная в чтение. Она вовсе не позирует, а живет в этой обстановке, где так просто и уютно, где все дышит чистотой и поэзией. В окна льется свет и воздух, смягчая краски, придавая им легкость и серебристость. Скромный образ девушки, окружающая ее обстановка, свежая зелень за окном - все сливается в единое гармоническое целое. Портрет Трубниковой является началом работы Серова над поэтической темой светлой и безмятежной юности. художник посвятил этой теме ряд лет. выражая передовые умонастроения своей эпохи, ее жажду света и радости. В мрачные годы реакции Серов провозгласил полный оптимизма, возвышенный идеал красоты и счастья и пронес его через весь свой творческий путь. Огромный талант и великолепная школа, которую прошел Серов под руководством Репина и Чистякова, помогли ему в эти юные годы выступить зрелым мастером, ставящим перед собой сложные задачи и успешно решающим их. Ранние произведения художника явились как бы первой ступенью к тому блестящему успеху, которого достиг он в своих шедеврах «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и ряде других картин конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Е. Журавлева
Портрет Г.Л. Гиршман. 1911 г. Картон, пастель. 96,4х76 см. (овал). Государственная Третьяковская галерея.
Зимой. 1898 г. Государственный Русский музей |
Комментариев нет:
Отправить комментарий