Мина Моисеев 1882 г. Этюд к картине "Крестьянин с уздечкой" Масло, холст. 65х45. Государственный Русский музей
Портрет актёра А.П. Ленского в роли Петруччо в комедии В. Шекспира "Укрощение строптивой" 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Крестьянин с уздечкой. Портрет Мины Моисеева. 1883 г. Киевский государственный музей русского искусства
Крамской написал несколько портретов людей из народа. крестьян. Будучи убежденным демократом, он глубоко интересовался народной жизнью. Среди этих портретов «Мина Моисеев», несомненно, один из лучших. Портрет был написан с натуры. Под Петербургом, на станции Сиверской, где художник жил на даче, ему позировал один из местных жителей. Облик этого пожилого, многое видевшего в жизни человека конкретен и сугубо индивидуален. В то же время в нем ясно выступают общие типические черты русского пореформенного крестьянства. Ясен взгляд его глаз, выражающий острый и сметливый ум. Загорелое, морщинистое' лицо светится и добротой и лукавством.
Светлый колорит портрета, не типичный для Крамского, как нельзя более соответствует передаче сути образа портретируемого. Особенно красива серо-голубая рубаха крестьянина и его волосы, подобные старому серебру. Портрет Мины Моисеева вообще одно из самых выдающихся живописных произведений Ивана Николаевича Крамского.
Портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). 1879 г. Холст, масло. 88х68 см. Государственная Третьяковская галерея |
Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, представленный Иваном Николаевичем Крамским на седьмую передвижную выставку, исполнялся по заказу П. М. Третьякова. Художнику предстояло пополнить галерею портретов выдающихся деятелей национальной культуры, которую великий русский собиратель задумал иметь в своем собрании. Чувство гражданской ответственности, руководившее Крамским, активно участвовавшим в осуществлении этой идеи Третьякова, великолепно раскрывает сам процесс создания портрета.
Собственно, работа готова была еще в 1877 году. Однако живописец не передал ее заказчику под предлогом якобы необходимости снять копию для близких писателя. На деле же он остался неудовлетворен ее художественными качествами. Два года оставался портрет в мастерской Крамского, подвергаясь дальнейшей переработке. В результате, действительно, родился шедевр, навсегда сформировавший для поколений представление о гениальном писателе-сатирике. Его выпрямившаяся в кресле, словно застывшая в этом положении фигура, суровое лицо, как бы окаменевшее в своей неподвижности, и в то же время печать усталости и скорби в уголках рта и глаз, нервически переплетенные пальцы рук -все это сразу же говорит зрителю, что сатирическое осмеяние самодержавной действительности вызывалось в этом человеке душевной болью за страдания обездоленного народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий