МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920), российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889-91), полотна на социально-критические темы («Крах банка», 1881), образы революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875-97).
Биографию и подробные сведения о художнике находятся здесь.Ярмарка на Украине. 1882 г. Холст, масло. 89х126,5. Киевский государственный музей русского искусства
За лекарством. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Егорович Маковский, выдающийся бытописатель русского города второй половины XIX века, много внимания уделял и крестьянской теме. Это объясняется тем, что жизнь развивающегося капиталистического города, нуждающегося в рабочей силе, оставалась тесно связанной с деревней.
Апологеты буржуазной действительности неизменно заявляли о цивилизаторской и миссионерской роли города по отношению к деревне. Полотно «За лекарством», экспонировавшееся на XIII передвижной выставке, кажется на первый взгляд содержащим именно эту идею. Художник изобразил крестьянина, прибывшего с больным ребенком в уездный городок за лекарством. Но, приглядевшись к герою картины, мы обнаруживаем в нем внутреннюю настороженность и более того — некую готовность к отпору. Не случайно живописец так строит композицию картины, что пространство пустынной прихожей земской больницы воспринимается словно бы отчужденным от изображенных персонажей. Чувствуется, что в городе крестьянин привык встречать к себе равно уязвляющие человеческое достоинство или презрение, как к «неотесанной деревенщине», или сентиментальное умиление, точно бы перед полезным добрым животным. Художник-демократ, осуждая это, наделяет запечатленного им крестьянина чертами духовной тонкости и прирожденного интеллекта.
Политики. 1884 г. Государственная картинная галерея Армении (Ереван).
Картина «Политики», экспонированная на XII передвижной выставке, выявляет высокий уровень профессионального мастерства В. Е. Маковского. Он великолепно компанует, у него твердый, уверенный рисунок, тонкая цветовая гамма (не случайно в 1882 году после смерти В. Г. Перова его пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Показательно, что картина почти не была замечена критикой, а между тем меткая кисть живописца запечатлела весьма характерное новое явление, входившее в повседневную действительность Российского государства. В предшествующих работах, да и в находившейся на той же выставке картине «В передней», названной В. В. Стасовым «маленькой жемчужинкой», художник, воссоздавая обывательский быт, подчеркивал оторванность своих героев от общественной жизни. Духовная успокоенность, погруженность в круг мелких, зачастую чисто эгоистических интересов служили у Маковского характернейшими примерами мещанского существования.
В противоположность этому персонажи «Политиков» активны. Судя по газете в руке одного из них, они возбуждены событиями, бурлящими где-то далеко за стенами изображенного кафе. Взволнованность отставного чиновника наталкивается на ледяную непоколебимость собеседника — видимо, старого англомана. Художник не подсказывает зрителю, в чью пользу решается спор. Его интересует не движение сюжета, а сам факт увеличивающегося в России всеобщего интереса к политике.
Портрет К.А. Трутовского. 1886 г.
Другие работы художника:
Художники-однофамильцы: Маковские
Комментариев нет:
Отправить комментарий