На четвертой передвижной выставке Товарищества Владимир Егорович Маковский экспонировал картину, посвященную вопросам российской действительности того времени.
В мотивах его полотна трудно не усматривать мысленную связь с взволновавшими демократическую интеллигенцию тех лет такими громкими судебными процессами, как «дело девяносто трёх», рассматривавшееся в Петербурге, и «дело пятидесяти», слушавшееся в Москве, связанные с неудачными попытками «хождения в народ». Характерно, что в том же 1875 году, когда была исполнена картина «Ожидание», художник создал первоначальный эскиз своей будущей знаменитой композиции «Вечеринка», запечатлевшей конспиративную встречу революционеров-народников.
Всматриваясь в фигуры собравшихся у пересыльной тюрьмы, зритель пости сразу находит в толпе, ожидающей свидание, интеллигентных людей, родственников тех, кто должен будет проследовать из острога в ссылку по категории «политических». Не выделяя их, живописец сливает воедино в чувствах зрителя и сочувствие к борцам, и сострадание к тем, кого жестокие условия жизни заставили во имя существования нарушить драконовские законы российской империи, направленные, прежде всего, против «униженных и оскорблённых».
Посещение бедных. 1874-1919 гг. Бумага. акварель, карандаш, белила. 26х33,1. Калининская областная картинная галерея
Выговор. 1883 г. Холст, масло. 40,5х32,5 см. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого иузея
Семейное дело. У мирового судьи. 1885 г. Холст, масло. 68х88,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР
На XIII передвижную выставку Владимир Егорович Маковский представил свыше сорока полотен. На одном из них — «Семейное дело. У мирового судьи», воспроизведена сценка, наблюденная живописцем в Орловской губернии, этнографически точно переданы местные костюмы. Акцентирование праздничности в одеждах объясняется содержанием картины. Художник изобразил крестьян, пришедших к мировому судье, чтобы решить семейное дело, требовавшее авторитетного вмешательства. Придавая событию большое значение, они надели праздничные наряды. Дело более других, надо полагать, касается молодого крестьянина. Именно в его облике особенно отразилась важность происходящего. В этой картине художник в изображении мирового судьи создал образ интеллигентного человека, полного глубокого сознания исполняемого им долга, одного из тех людей, которые даже куцые нововведения так называемой «эпохи великих реформ» стремились использовать на благо народа
Комментариев нет:
Отправить комментарий