Мейссонье Жан-Луи-Эрнест (Meissonier) — знаменитый французский живописец, род. в бедном семействе, в 1815 г., в Лионе, очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж, он развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Л. Конье, но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи. Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, М. занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, напр. к Библии, "Всеобщей истории" Боссюета, "Неистовому Роланду", романам Бернардена де Сен-Пьера, и уже в этих работах выказал легкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения. Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьезностью содержания. Одна из первых картин М. (писанных чаще всего на дереве), "Игра в шахматы" (1841), сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая, в последующих картинах своих, брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь по-прежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь ни в передачу сильных душевных движений, ни в комизм, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений разве только два действительно драматичны: "Брави" (1852) и "Поединок" ("La Rixe", 1855 в котором, к тому же, фигуры крупнее обыкновенного). Среди прочих, более спокойных бытовых картин М., наиболее замечательны: "Живописец в своей мастерской" (1843), "Игра в пикет", "Три друга", "Игра в кегли" (1843, повторение 1865), "Курильщик" (находится в СПб., в Кушелевской галерее акад. художеств), "Воскресный день" (1850), "Лютнист" (1851), "Ожидание", "Любитель картин", "Бретер" (1857; в Кушелевской галерее); "Кузнец" (1861), "Всадник перед шинком" (1862) и некоторые др. В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времен революции, а также баталическими сюжетами, но остался в них при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, напр., его "Сцена на баррикадах", "Большая кавалерийская атака", "Наполеон III при Сольферино" (1864; в Люксанбургской галерее, в Париже), очень выразительный "Наполеон в походе 1814 г.", "Генерад Десе в рейнской армии" и "Моро и начальник его штаба при Гогенлиндене". Кроме картин М. неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых, однако, его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он произвел несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения. Пользуясь всеобщим почетом, будучи осыпан всякими отличиями и состоя с 1861 г. членом Французского института, он умер в Париже, в 1891 г. Никогда произведения художников не достигали при их жизни до таких громадных цен, за какие продавались картины М., получившего, напр., за "Кавалерийскую атаку" и за "Наполеона I в 1814 г." по 300000 фр., а за "Наполеона III при Сольферино" 200000 фр. (впоследствии эта картина была перепродана ее первым владельцем за 850000 фр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий