воскресенье, 16 декабря 2007 г.

Эрнест Мейссонье. (1815-1891) - французский художник 19-го века

Мейссонье Жан-Луи-Эрнест (Meissonier) — знаменитый французский живописец, род. в бедном семействе, в 1815 г., в Лионе, очень рано выказал любовь и редкую способность к искусству. Явившись 19 лет от роду в Париж, он развивал свой талант копированием картин старинных живописцев в Луврской галерее, преимущественно голландских мастеров, и короткое время учился у Л. Конье, но вообще образовался сам, не подвергшись влиянию ни одного из корифеев тогдашней французской живописи. Вначале, чтобы добывать себе средства к жизни, М. занимался рисованием иллюстраций к разным книгам, напр. к Библии, "Всеобщей истории" Боссюета, "Неистовому Роланду", романам Бернардена де Сен-Пьера, и уже в этих работах выказал легкость, с какой давалась ему композиция, основательное знакомство с натурой и изящную законченность исполнения. Принявшись потом за кисти и краски, стал писать картины в духе старинных голландцев, по большей части незначительного размера, изображающие домашние сцены, преимущественно с фигурами в костюмах прошедшего столетия, и отличающиеся превосходной характеристикой, мастерским рисунком, удивительной тонкостью и, вместе с тем, сочностью кисти, но в которых стремление художника блистать совершенством техники преобладает над идеей и серьезностью содержания. Одна из первых картин М. (писанных чаще всего на дереве), "Игра в шахматы" (1841), сразу выдвинула его из ряда французских живописцев. Продолжая, в последующих картинах своих, брать сюжеты из интимного быта старых времен Франции, довольствуясь по-прежнему композициями из одной или из немногих фигур и не пускаясь ни в передачу сильных душевных движений, ни в комизм, он все выше и выше развивал свою технику и благодаря ей приобретал все большую и большую славу. Из его произведений разве только два действительно драматичны: "Брави" (1852) и "Поединок" ("La Rixe", 1855 в котором, к тому же, фигуры крупнее обыкновенного). Среди прочих, более спокойных бытовых картин М., наиболее замечательны: "Живописец в своей мастерской" (1843), "Игра в пикет", "Три друга", "Игра в кегли" (1843, повторение 1865), "Курильщик" (находится в СПб., в Кушелевской галерее акад. художеств), "Воскресный день" (1850), "Лютнист" (1851), "Ожидание", "Любитель картин", "Бретер" (1857; в Кушелевской галерее); "Кузнец" (1861), "Всадник перед шинком" (1862) и некоторые др. В 1860-х гг. художник расширил круг своих задач изображением единичных фигур и сцен времен революции, а также баталическими сюжетами, но остался в них при своих прежних качествах и недостатках, как то доказывают, напр., его "Сцена на баррикадах", "Большая кавалерийская атака", "Наполеон III при Сольферино" (1864; в Люксанбургской галерее, в Париже), очень выразительный "Наполеон в походе 1814 г.", "Генерад Десе в рейнской армии" и "Моро и начальник его штаба при Гогенлиндене". Кроме картин М. неоднократно выставлял в парижских салонах портреты, в которых, однако, его талант отражается не особенно ярко. Занимаясь также гравированием, он произвел несколько офортов собственной композиции, замечательных по мастерству рисунка и деликатности исполнения. Пользуясь всеобщим почетом, будучи осыпан всякими отличиями и состоя с 1861 г. членом Французского института, он умер в Париже, в 1891 г. Никогда произведения художников не достигали при их жизни до таких громадных цен, за какие продавались картины М., получившего, напр., за "Кавалерийскую атаку" и за "Наполеона I в 1814 г." по 300000 фр., а за "Наполеона III при Сольферино" 200000 фр. (впоследствии эта картина была перепродана ее первым владельцем за 850000 фр.

Мушкетёр. 1870 г. Дерево, масло 24х12. Государственный Эрмитаж
Курильщик. Дерево, масло. 20х12. Государственный Эрмитаж
Гугенот. Тульский областной художественный музей
Чтение письма. 1852 г. Государственный Эрмитаж
Приготовление к дуэли. 1860 г. Рисунок тушью для офорта. Из серии "Рисунки западноевропейских художников 19 века"
Кирасир. (акварель, гуашь) Государственный Эрмитаж

Комментариев нет: