Владимир Егорович Маковский, заняв в Товариществе после ухода В. Г. Перова место главы школы жанровой живописи передвижников, все же не всегда достигал той резкой критической остроты, которой отличались перовские полотна. Тем не менее, социальная направленность проявлялась в большинстве даже рядовых произведений художника. Она обнаруживается и в картине «В камере мирового судьи», показанной на восьмой передвижной выставке. Главные ее персонажи — адвокат, разговаривающий с клиентом, и наблюдающие за ними отставной чиновник и молодой мастеровой. Адвокат сочетает в себе предельную внимательность к просителю и щеголеватую непринужденность, долженствующие вызвать впечатление высшей степени его профессиональной подготовленности. Однако притворная задумчивость поднаторевшего в делах пенсионера и саркастическая ухмылка мастерового настораживают зрителя, который начинает понимать, что перед ним происходит запутывание доверчивого человека в сетях судопроизводства с целью самого бесстыдного ограбления.
Как известно, адвокатура в России появилась только после судебной реформы 1862 года. Картина позволяла прийти к выводу, что «реформирование» изменило положение в суде лишь в одном направлении: ограничив грабительские действия феодальной судебной администрации, оно открыло широчайшую дорогу для подобного же рода (лишь замаскированных) «операций» со стороны буржуазных дельцов от юстиции.
Художник В.Е. Маковский принадлежал к одаренной семье, много сделавшей на поприще русского изобразительного искусства (его отец Е.И. Маковский выступил в числе инициаторов создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, оба брата — Константин, Николай и сестра Александра стали художниками.)
Молодой живописец горячо приветствовал идею организации Товарищества и в качестве экспонента принял активное участие в первой же передвижной выставке.
Тематикой, принесшей впоследствии В. Маковскому широкую известность, была жизнь и быт городского населения Российской империи. По мере развития капитализма в России жизнь города вызывала все возрастающее внимание художника. Однако па первых порах передвижники посвящали свое творчество в основном крестьянской теме.
Свидетельством этого может служить эта картина В. Маковского «Стадо». Природа, сценка с животными даны в такой непосредственной близости к зрителю, как если бы он сам стоял у подошвы зеленого пологого холма, любуясь вместе с живописцем картиной крестьянского быта, открывающейся перед ними.
Пронизывающее картину интимное чувство, вплетение в нее элементов жанра будущего выдающегося бытописателя.
Посещение бедных. 1874 г. Холст, масло. 69х96 см Государственная Третьяковская галереяВладимир Егорович Маковский показал в своей картине, экспонированной на четвертой передвижной выставке, что пресловутая «забота о бедных» была, в первую очередь, маскировкой, призванной убеждать низшие слои в том, что их нищета являлась лишь результатом ударов случайной судьбы, а не следствием бессовестного ограбления со стороны господствующих классов. Во вторых, по глубокому убеждению художника, буржуазная благотворительность служила как бы признаком «хорошего тона», необходимого для рекламной репутации в так называемом «обществе».
Изображенная художником дама-филантропка с трудом скрывает брезгливость по отношению к обитателям квартиры, и высокомерным взглядом, обращенным на них сквозь лорнет, безмолвно подчёркивает социальную дистанцию, пролегающую между ними, словно бы требуя к себе сверхпочтительного отношения.
Очень выразительна фигура лакея, сопровождающего барыню и по-холуйски открыто выражающего презрение к «голи перекатной».
Комментариев нет:
Отправить комментарий