Автопортрет |
На второй передвижной выставке Ге экспонировал две работы, и обе, исполненные в портретном жанре. Наиболее значительной из них был портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В этом произведении со всей определенностью выступает решение проблемы психологического портрета, которой передвижники обогатили русскую портретную живопись.
Художник стремится запечатлеть здесь определенное состояние духа человека, раскрывающее черты его внутреннего мира.
Живописец прибегает к скупой, суровой цветовой гамме. Все мастерство художника направлено на передачу лица портретируемого. Оно приковывает к себе взгляд зрителя, заставляет навсегда запомнить резкие складки между сдвинутыми бровями, упрямые губы, а главное — умные и пытливые глаза, которые будто проникают в душу, читают затаенные думы.
Сосредоточенность мысли писателя, переданная Ге, раскрывает в облике Салтыкова-Щедрина большого мыслителя.
Внутреннее горение, гражданская страстность, стремление к познанию истины — такова ведущая психологическая тема этого произведения Ге.
Портрет Некрасова |
Это произведение, донесшее до нас облик великого поэта-гражданина, творчество которого во многом перекликалось с творчеством передвижников, интересно также тем, что оно свидетельствует о месте, занимаемом самим Н.Н.Ге в начале 70-х годов XIX века в русской национальной культуре.
У живописца собирался на так называемых «четвергах» цвет передовой столичной интеллигенции тех лет: Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев И.Н. Крамской, двоюродный брат Н.Г. Чернышевского — историк А.Н.Пыпин, либеральный публицист К.Д. Кавелин и другие. В своих мемуарах «Далекое близкое», описывая петербургскую квартиру Ге, Репин отметил, что она походила более на квартиру литератора, чем художника: на столах лежали номера популярных журналов: «Отечественные записки», «Вестник Европы».
С Некрасовым Ге связывало не только общее дело, они встречались повседневно в качестве хороших знакомых.
Портрет поэта не был заказным. Живописец выполнял его для себя. Позднее, когда в 1876 году материальные затруднения заставили Ге оставить столицу и поселиться в усадьбе Плиски на Украине, он с собой эту картину в числе нескольких других портретов для того, чтобы дорогие ему лица всегда, хотя бы на полотнах, оставались с ним.
Портрет Л.Н.Толстого«Закат на море в Ливорно». 1862г. Бумага, наклеенная на холст и картон, масло. 24,5х32. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет доктора Шифа, брата физиолога Морисса Шифа. 1867 г. Холст, масло. 58х46,7 Государственная Третьяковская галерея. |
Произведение раскрывает второе направление творческой деятельности художника, оставившего приметный след в искусстве не только в качестве исторического живописца, но и портретиста. На первой выставке находились четыре портрета, принадлежавшие кисти Ге: писал И.С. Тургенева, историка Н. И. Костомарова и его матери Т. П. Костомаровой и, наконец, доктора Шифа Имена людей, запечатленных Ге говорят о том, что он выступал прежде всего портретистом прогрессивной интеллигенции, лучшей из этих работ оказался портрет Шифа, входившего в окружение А. И. Герцена: живописец благоговел перед великим русским революционным мыслителем. В 1863 году он перенес с фотографии в облик главного персонажа картины «Тайная вечеря» портретные черты Герцена. Будучи в середине 60-х годов в поездке за границей, Ге лично познакомился с ним, а в 1867 году исполнил и провез на родину, наряду с портретом доктора Шифа, и портрет Герцена, замаскированный под легко устранявшееся изображение одного из библейских пророков.
В понимании Ге — на характере Шифа лежали отсветы личности Герцена. Сила разума и активность натуры Шифа, великолепно выявленные живописцем не только в выражении лица, но и в смелой, свободной композиции произведения, а также в эмоциональном, напряженном воспринимаются зрителем, как типическое качеств, характерных для представителей славного поколения передовых русских людей 60-х годов XIX столетия.
Другие работы художника:
Комментариев нет:
Отправить комментарий