пятница, 16 ноября 2007 г.

Николай Николаевич ГЕ - русский художник 19 века (продолжение)

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже. Необычная для русского фамилия была унаследована им от прадеда — французского эмигранта. Свирепствовавшая в год рождения художника холера унесла жизнь его матери. Отец — помещик, отставной офицер — постоянно находился в разъездах. Мальчик рос целиком на попечении ласковой, чрезвычайно богомольной бабушки и молодой крепостной няни, которую Ге называл впоследствии своей «учительницей правды, учительницей жизни».
Рисовать Ге начал очень рано. В годы учения в Киевской гимназии его художественная одаренность обратила на себя всеобщее внимание. В этот киевский период жизни он страстно увлекался музыкой, литературой и особенно историей. В 1847 году Ге поступил на математический факультет сначала Киевского, а через год Петербургского университета. В Петербург он ехал с мечтой близко познакомиться с произведениями лучших художников, и искусство, по его словам, «перетянуло». В 1850 году Ге поступает в Академию художеств. Широко образованный, остроумный человек, внимательный товарищ и вдохновенный мечтатель, он быстро становится душою и центром художественной молодежи. В 1857 году с золотой медалью, дающей право на заграничную командировку, Ге блестяще оканчивает Академию. Он женится и уезжает за границу. Эта поездка нужна художнику не только для завершения образования. В России, по его словам, ему «не хватало уже воздуха, свободы для творчества», то было невыносимо «глухое и темное время». Посетив Мюнхен и Париж, он надолго остается в Италии. Его захватывает величие искусства Микеланджело. Там же он знакомится с творчеством Александра Иванова, которое производит на него неизгладимое впечатление. Сам Ге мечтает о больших, общечеловеческих темах. «Найти свою мысль в вечном, истинном...—задача искусства», — говорит он.
В творческой биографии художника итальянский период очень плодотворен. Портреты, пейзажи, замыслы композиционных картин следуют один за другим. Настоящую славу и известность принесла ему картина «Тайная вечеря». Вместо обычной трактовки евангельского сюжета
художник раскрывает человеческую драму. Показав горе Христа, «теряющего навсегда своего ученика, человека», он значительно снижает божественность темы. Сам художник признает себя в эти годы атеистом. Действующие лица картины — живые люди, яркие человеческие характеры. Каждый по-своему глубоко и серьезно относится к случившемуся. Христос — человек, погруженный в думы о судьбах людей, на лице его — печать тоски и душевной муки. Не случайно прототипом для Христа художнику послужил фотографический портрет А. И. Герцена.
Ге преклонялся перед личностью Герцена и мечтал о встрече с ним, так как считал своим патриотическим долгом запечатлеть его образ «для всех тех, кому он был дорог как человек, как писатель». Такая встреча состоялась в 1867 году, и он вдохновенно и быстро исполнил широко известный теперь портрет издателя «Колокола». В 1869 году, возвращаясь на родину, Ге тайно перевез через границу портрет А. И. Герцена.
В Петербурге Ге тесно сближается с передовыми кругами русской интеллигенции, резко выступает против отвлеченности официального академического искусства. «Русскому пора, наконец, становиться на собственные ноги в искусстве, — говорит он, — пора сбросить иностранные пеленки; слава богу, у нас уже борода отросла, а мы еще на итальянских помочах ходим». Ге мечтал о создании национальной школы в искусстве, о больших темах, связанных с русской жизнью, с русской историей.
На 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в 1871 году, внимание всех было приковано к картине Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Историческая тема трактуется в ней как трагедия, построенная на конфликте личных и государственных интересов. Непримиримые общественные противоречия разделяют кровно близких людей. В лице царевича Алексея нет раскаяния, он замкнулся в себе, отгородился от отца. Петр, любящий отец, но верный долгу государственного деятеля, обязан теперь же принять окончательное решение. В его лице отражается все нарастающая борьба чувств, предвещающая роковую развязку. Впечатление исторической достоверности картины не случайно. Ее созданию предшествовали поездка художника в Петергоф, настойчивая работа по изучению фактического материала. Великолепные живописные возможности зрелого мастера нашли в этой картине свое наиболее полное выражение. При четкой стройности композиции и передаче материальности предметов чувствуются уверенность и свобода живописного почерка. Насыщенность колорита картины соответствует напряженности отображенного в ней момента.
Необыкновенный успех картины, популярность в демократически настроенных кругах вызвали высокий творческий энтузиазм художника. Работая над замыслами новых исторических полотен, он пишет портреты Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В них запечатлены черты благородства, гуманности, нравственной силы и чистоты людей, ставших гордостью русской культуры.
Картина Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» исторически правдоподобна, интересна по живописным эффектам. Но она осталась почти не замеченной ни публикой ни прессой: художник не нашел созвучной эпохе общественно важной темы. Наиболее удачен в ней образ Екатерины с ее двойственностью чувств.
Появление на выставке в 1875 году картины «А. С. Пушкин в селе Михайловском» («Пущин у Пушкина») принесло художнику новое огорчение: исторически правдивое, но спокойно-созерцательное изложение столь значительной темы, связанной с именем Пушкина, не могло вызвать энтузиазма в пору деятельности русских революционных демократов, бурного развития обличительно-критического жанра. Потерпев неудачу в творчестве, чувствуя нарастающую остроту общественных противоречий и не видя выхода, художник испытывает глубокий душевный кризис. В 1876 году Ге, покинув Петербург, уезжает на свой хутор Плиски в Черниговской губернии. Он совсем оставляет живопись и пытается «опроститься», живя крестьянским трудом. Не принимая революционных форм борьбы со злом, он ищет своей правды в нравственном очищении, самоусовершенствовании. В 1882 году Ге знакомится с Л. Н. Толстым; начинается их глубокая, длительная дружба.
В 1884 году художник исполняет портрет Толстого за работой. В нем нашла свое выражение крепнущая вера художника в человека. Великий писатель изображен в процессе творческого труда. Вновь обращаясь к творчеству, Ге добивается глубокого психологизма образов, все живописные средства подчиняет выявлению напряженной духовной жизни своих героев.
Одна за другой следуют сложные композиционные картины. Ге не ищет больше ни официального признания, ни громкого успеха. Художник мечтает теперь силами искусства побеждать зло, пробуждать раскаяние, жалость. Чуждый церковным канонам, он в евангельских легендах находит темы, позволяющие передать то глубину страдания, то цену подвига, то силу идейной убежденности.
В основе картины «Что есть истина?» художником заложена идея победы духа над плотью. Пилат, задающий Христу насмешливо вопрос: «Что есть истина?», освещен солнцем. Толстый, лоснящийся затылок, нарядная одежда — все говорит о его сытой, полной довольства жизни. Образу Пилата противопоставлен образ Христа — человека с одухотворенным лицом и горящим взглядом.
В картине «Голгофа» показан человек замученный, обреченный на казнь. Напряженный драматизм темы достигнут в этом полотне большой экспрессией композиции, формы, цвета.
Ге относился к труду художника, к его гражданскому долгу с огромной ответственностью. Неудачи приносили ему глубокие душевные страдания. Некоторые картины он писал годами, иногда по нескольку раз их переделывая. Много внимания, особенно в последние годы, он уделял эмоциональной роли света и выразительности цвета, живопись его с годами становится свободнее и динамичнее. Темпераментный, энергичный до последних дней жизни, он интересовался всем новым в искусстве, читал публичные лекции, участвовал на выставках. Умер Н. Н. Ге в 1894 году. Более 100 этюдов и эскизов, 18 картин, 90 портретов — таков творческий итог этого великолепного мастера
Г. Друженкова
Автопортрет. 1893 г. Киевский государственный музей русского искусства
Екатерина Вторая у гроба императрицы Елизаветы. 1874 г. Холст, масло. 172х224,8 см. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Мысль о создании этой картины к третьей передвижной выставке зародилась у Ге в атмосфере празднования 200-летия со дня рождения Петра I. Дворянская историография всегда ставила имя Екатерины II рядом с именем Петра I, присваивая ей заслуги завершительницы его дела. Живописец в своем новом историческом полотне стремился разрушить тот идеал, в который пытались возвести Екатерину II.
Ге изображает будущую императрицу прощающейся со своей благодетельницей. «Маленькая Фике», как называли ее родственники по захудалому немецкому Ангальт-Цербскому дому, откуда ее «выписала» Елизавета Петровна в жены наследнику русского престола, внешне полна притворной скорби. Но полуулыбка, тронувшая ее губы и неожиданно блеснувшие радостью глаза, обнаруживают клокочущее внутреннее торжество. Наконец-то для нее нашлось радостное событие: ушел из жизни человек, связанный для русских людей с памятью о великом преобразователе. Теперь Екатерину ничто не задержит на долгожданном пути к российскому трону, ибо устранить своего мужа Петра III для неё уже не представит больших трудностей.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г.
Сын Петра 1 от его брака с Евдокией Лопухиной, царевич Алексей, выросший в атмосфере, враждебной к реформам Петра, стал впоследствии оплотом консервативной оппозиции, принял участие в заговоре против отца, был судим и приговорен к смертной казни.
В картине показан конфликт между отцом и сыном, противопоставлены две борющиеся силы: в образе безвольного царевича — отживающая дореформенная Русь, в образе дышащего гневом и укором Петра — наступление больших социальных и политических реформ.
К моменту выступления на первой передвижной выставке Ге уже приобрёл широкую известность. Еще в 1863 году за картину «Тайная вечеря» ему присвоили звание профессора. Он принял горячее участие в создании Товарищества и подписал его устав в качестве члена-учредителя.
Творческая деятельность Ге, окончившего Академию художеств по классу исторической живописи, пришлась на время серьезных изменений в характере последней. Под влиянием общественной атмосферы эпохи происходило формирование собственно исторического жанра, решительно отделявшего себя от религиозного и мифологического.
Провозвестником новых положений исторической живописи и явилась картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». В этом полотне впервые историческая сиена решалась, как конфликт двух противостоящих друг другу социальных сил: прогрессивных — в образе Петра и реакционных — в образе Алексея.
Творение Ге получило общее признание как одно из центральных произведений первой передвижной выставки. Для русской исторической живописи оно сформулировало три основных положения, без которых; было немыслимо ее будущее: опора на национальную тематику, психологическая разработка сюжета, отображение переломных периодов отечественной истории, в особенности тех, в которых закипала борьба нового со старым.
Картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (ГТГ) обратила на себя всеобщее внимание, когда экспонировалась на Первой передвижной выставке. Вскоре она стала одним из самых известных произведений передвижничества. С выставки картина была приобретена П. М. Третьяковым, а в следующем году художник написал повторение, которое и воспро­изводится здесь. Создание полотна «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» явилось важным событием в развитии русской исторической живописи. Ге продолжил линию, начатую в 60-х годах XIX столетия Б. Г. Шварцем. Шварц в своих сравнительно небольших картинах впервые отказался от надуманности и превыспренности исторических академических произведений. Он стремился воспроизвести события истории как реально существовавшие, рассказать о быте, жизненных ситуациях просто и доходчиво. Ге пошел дальше. Персонажи картин Н. Н. Ге — хорошо известные исторические лица. Столкновение отца и сына олицетворяло для России начала XVIII века борьбу нового, прогрессивного с отмирающим старым, реакционным. Художник избрал один из наиболее трагических моментов, когда Петр сам допрашивает своего сына и наследника. Представляя эту сцену, Ге воссоздает не только портретные черты Петра и Алексея, бытовую обстановку дворца Мон Плезир, где происходил допрос, что стало само собой разумеющимся требованием к исторической картине, — он пытается передать и истинные характеры действующих лиц. Но главной задачей мастера было раскрытие исторической сущности столкновения старого и нового, персонифицированных в лице Петра I и его сына. Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Картина Ге явилась предшественницей и преддверием великих открытий В. И. Сурикова в исторической живописи.
Отъезд из деревни. Офорт
Портрет Н.И. Петрункевич. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Николая Ге, внука художника. Около 1889 г. Холст, масло. 74х56 см. Киевский государственный музей русского искусства
"Что есть истина?" Христос и Пилат. 1890 г. Холст, масло. 233х171 см. Государственная Третьяковская галерея
Портрет писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). 1867 г. Холст, масло. 78,8х62,6 см. Государственная Третьяковская галерея
Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском. 1875 г. Всесоюзный музей А.С. Пушкина
Ко времени открытия четвертой передвижной выставки, для которой готовилась эта картина, усилиями прогрессивной русской интеллигенции удалось решительно сдвинуть с места поставленный еще в 1860 году вопрос о сооружении памятника гению русской культуры А. С. Пушкину. В 1874 году общественная комиссия, в состав которой входил и вождь передвиж­ничества И. Н. Крамской, отобрала для дальнейшей доработки, после двух туров конкурса, проекты А. М. Опекушина и П. П. Забелло.
В условиях споров, разгоревшихся вокруг того, каким должен быть запечатлен в художественном образе основоположник нашей классической литературы, неизмеримо возрос интерес к творческому лицу и биографии поэта. Захваченный общим движением, Ге отважился выступить с историческим полотном, где давал свое собственное истолкование образа Пушкина.
Он показал Пушкина полным творческой страсти, которую не смогло погасить насильственное удаление в Михайловское. Даже ссылка оказалась бессильной разорвать связи поэта с жизнью и освободительной борьбой, о чем свидетельствовало тайное поселение опального поэта его другом— декабристам И. И. Пущиным. Именно этот волнующий эпизод и избрал Н. Н. Ге в качестве сюжета для своей картины.

Комментариев нет: