Антон Павлович Лосенко ( 10.08.1737 — 4.12. 1773) — русский живописец и портретистXVIII века. Родился в городе Глухове возле Чернигова. В семилетнем возрасте был привезён в Санкт-Петербург в придворный хор. С 1753 учился живописи у Ивана Петровича Аргунова, с 1759 г. в Петербургской академии искусств. Продолжил учёбу в Париже и Риме. После возвращения Лосенко стал профессором, академиком и директором Академии искусств и был выдающимся педагогом.
Портрет актера Ф.Г. Волкова, основателя русского театра. 1763 г. Государственная Третьяковская галерея
А. П. ЛОСЕНКО (1737—1773) Прощание Гектора с Андромахой. Исполнено в 1773году. Холст, масло. 155,8x211,5 см. Государственная Третьяковская галерея |
В XVIII веке исторической живописью называли не только картины, выполненные на сюжеты из реальной истории, но и произведения, темы для которых черпались из мифологии. «Прощание Гектора с Андромахой» — последняя картина основоположника исторического жанра в России А. П. Лосенко, профессора, а потом и директора Академии художеств. В основу сюжета легла сцена из шестой главы «Илиады» Гомера. Гектор — царь троянцев прощается на городской площади со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианаксом (Скамандрием). Пройдет немного времени, и с Иллионской башни Андромаха увидит мертвого Гектора, привязанного к колеснице Ахилла.
Лосенко — художнику-классицисту — важно передать конфликт между долгом и личными привязанностями. Герой представлен уже сделавшим свой выбор: «...в толпе никогда не останется Гектор. Первый вперед полетит, никому не уступит в геройстве».
В сцене прощания наиболее полно и драматично раскрываются доблесть Гектора, стойкость Андромахи, провожающей мужа на войну. История из далеких времен становится примером нравственного совершенства для современников художника. В драматической взволнованности персонажей, в риторике и эмоциональной патетике всей сцены ощутима связь с театральной традицией XVIII века. Грозно нависают над Гектором каменные сфинксы — символ неумолимой судьбы. Гектор — «надежда и гордость» троянцев — одновременно и герой и жертва. На его фигуре замыкаются и концентрируются все движения и размыкаются в грозовое небо, куда направлены копья и знамена; туда же указывает поднятая рука героя. «Сердце себе не круши неумеренной скорбью. Против судьбы человек меня не пошлет к Аидесу, но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный муж». Гектор стоически принимает свою судьбу: верность долгу для воина-гражданина превыше жизни и личных привязанностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий