Русалки. 1871 г. На сюжет повести Н.В. Гоголя "Майская ночь" Холст, масло. 88х132 см. Государственная Третьяковская галерея
Сначала вожак «14-ти «бунтарей», демонстративно оставивших в 1863 году Петербургскую Академию художеств, затем руководитель Артели свободных художников, основанной по типу «Производственной коммуны», потом один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и, наконец, вождь передвижничества — такова исключительная по своей значительности общественная деятельность этого замечательного человека.В лице Крамского счастливо сочетались выдающийся живописец, талантливый организатор и замечательный педагог.
На первой передвижной выставке художник экспонировал портреты пейзажистов Ф. А. Васильева, М. К. Клодта, ученого-академика Ф. П. Литке, несколько портретных этюдов крестьян и две тематические композиции — «На тяге», «Майская ночь. Из Гоголя». Последней из них художник хотел воздать должное памяти гениального русского писателя, заложившего в нашей литературе основы реалистической школы второй половины XIX века. Однако произведение вышло за рамки непосредственно иллюстрационных задач. Это ощутил, видимо, и сам живописец, потому что завершении работы он изъял из картины фигуру спящего Левко, изображенную в начальном эскизе. Полотно, попав в собрание П. М. Третьякова, получило новое название — «Русалки».
Действительно, зритель, находясь у картины, не ищет в ней точного сюжета невской повести. Главное чувство, которым он проникается, — это сочувствие бедным девушкам утопленницам.
Портрет П.М. Третьякова (1832-1898), основателя галереи. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея
Неизвестная. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА?..(Заметка опубликована в газете «Ленинградская правда» 21 июля 1963 г.)
ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА?..(Заметка опубликована в газете «Ленинградская правда» 21 июля 1963 г.)
КТО ОНА, эта пленительная женщина, что так гордо откинулась на спинку экипажа? Кто видел ее хоть однажды, в утреннем зимнем петербургском тумане, проезжающую мимо Аничкова дворца, тот вряд ли забудет эту картину... Почему эта светская дама, одетая со всей роскошью моды, взволновала воображение художника-демократа И. Н. Крамского? Почему написал он ее портрет?
Многие искусствоведы, литераторы, историки шли по следам «Неизвестной», искали и не могли найти точных ответов на эти вопросы. Одни высказывали предположение, что это портрет светской дамы, современницы Крамского. Другие считали образ «Неизвестной» собирательным и прообразом героини романа Л.Н. Толстого — Анны Аркадьевны Карениной.После того как «Невский факел» появился однажды на страницах «Московской правды», в нашу редакцию пришло письмо. Москвич К. Быстряков хотел поделиться с читателями нашей газеты своими искусствоведческими поискам и и догадками.
Изучив большой литературный и архивный материал, К. Быстряков высказывает новое предположение. По его мнению, на портрете «Неизвестной» художник изобразил жену декабриста М. Л. Бестужева.
...В начале 50-х годов прошлого столетия Бестужев выкупил за 500 рублей крепостную девушку Матрену Савишну у своенравной и жестокой помещицы Курской губернии Мизюковой. Дед Матрены Савишны был засечен до смерти на конюшне за то, что гневно разговаривал с барыней, продавшей его внучку (старшую сестру Матрены Савишны) помещику. Бестужев увез выкупленную девушку в Петербург и женился на ней. Ввел ее в высшее общество. Заботился о воспитании и образовании, приглашал лучших учителей. Ученица оказалась на редкость способной.
Матрена Савишна была необыкновенно красивой и обладала сильным приятным голосом. Слух о её красоте распространился далеко. Она была добрая, правдивая. У нее появилось много друзей. Но высший свет был пристрастен к молодой женщине и злобно клеветал на нее. Светская знать не могла простить ей простого происхождения.
Рассказывали, что однажды Матрена Савишна повстречалась в дороге со своей барыней. Помещица ждала, что бывшая горничная поклонится ей, но Матрена Савишна проехала в богатом экипаже и даже не взглянула на нее. Этот поступок буквально взбесил барыню, но она уже была бессильна что-либо сделать Матрене Савишне.
Художник И. Н. Крамской, который был знаком с семьей Бестужевых, слышал этот рассказ. И он написал картину, в которой Матрена Савишна изображена, в коляске. Сколько благородного достоинства в ее горделивой осанке! Крамской с глубокой правдой написал образ этой простой русской женщины, с большой любовью показал ее духовную красоту
Другая версия о женщине, вдохновившей художника: РУССКАЯ ДЖОКОНДА
Другая версия о женщине, вдохновившей художника: РУССКАЯ ДЖОКОНДА
Комментариев нет:
Отправить комментарий