суббота, 23 апреля 2011 г.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ . ГРАФИКА СЮРРЕАЛИЗМА

По музеям и выставочным залам


Джорджо де Кирико. «Манекен». 1964.
   

В Государственном Историческом музее, в здании бывшего Музея Ленина (а изначально — Московской городской думы), до 25 апреля работает выставка графических произведений известных художников-сюрреалистов.
Экспонируемые работы предоставлены галереей Дэнниса Блоха (Беверли-Хиллз, США), галереями Паскуаля Ианнетти (Сан-Франциско, США), Джоном Бэйтсом (Локпорт, США), а также европейскими коллекционерами.

Особое внимание организаторы выставки уделили оформлению экспозиции. Пышные парадные залы бывшего музея Ленина трансформированы в сюрреалистическое пространство с помощью инсталляций и видеопроекций. С первых же шагов посетители окунаютсяв парадоксальные фантазии ранних сюрреалистов, преображённые современным цифровым сознанием.

Лев ПЛАТОНОВ, куратор выставки.

Открытие выставки. Экскурсию ведёт Лев Платонов. Фото Игоря Константинова.
Сюрреализм возник во Франции в начале ХХ века как литературное течение, логическое развитие дадаизма (бессвязный детский лепет). Сам термин «сюрреализм» — «сверхреализм» был придуман поэтом Гийомом Аполлинером (1880—1918), который в 1917 году определил свою пьесу «Груди Тиресия» (Les mamelles de Tirésias) как «сюрреалистическую драму». Под этим словом он понимал отображение чего-то большего, чем обыденная действительность. Смыслом сюрреализма поэт считал художественное воплощение символов, скрытых глубоко в сознании человека.
Такое восприятие мира оказалось очень близким европейскому самосознанию той переломной эпохи. Новый век принёс с собой грандиозные изменения, отразившиеся во всех сферах существования человека. Первая мировая война, революция в России, фантастическое ускорение научно-технического прогресса, новые психологические теории и школы — всё это не могло не найти преломления в искусстве и культуре. И самым ярким воплощением этих тенденций стал новый, ни на что не похожий стиль — сюрреализм.
Сальвадор Дали. «Осеннее людоедство». Литография на японской бумаге. 1971
На возникновение сюрреализма повлияла философия интуитивизма Анри Бергсона (1859—1941) и теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856—1939). Сюрреалисты считали, что для художественного творчества наиболее благоприятен сон, так как в это время отсутствует контроль со стороны разума. Фрейд утверждал, что образы, мысли, затаённые желания и воспоминания проникают в сновидения из подсознания человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде бессознательных комплексов. Такой «мир сновидений», лишённый логики и смысла, причудливо искажающий отдельные случайные элементы действительности, сюрреалисты и сделали предметом своего искусства.
Основателем сюрреализма как оформленного культурного направления стал французский поэт и писатель Андре Бретон (1896–1966).

Сальвадор Дали. «Мягкие узоры в полусне». Литография на японской бумаге. 1971.
Последователи сюрреализма в литературе и поэзии — дадаисты Поль Элюар и Луи Арагон. Но в скором времени это поначалу сугубо литературное течение проникло и в другие сферы искусства, такие как живопись и кинематограф. Широко известна история о том, как во время автобусной поездки по Парижу Бретон заметил картину, выставленную в витрине галереи. Это было полотно «Мозг ребёнка» известного художника-метафизика Джорджо де Кирико (1888—1978). Необычность образов так поразила Бретона, что на следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым первое впечатление. Де Кирико стал тем художником, в работах которого впервые визуализировались образы, характерные для философии и эстетики сюрреализма. Джорджо де Кирико оказал серьёзное влияние на творчество Сальвадора Дали, считавшего его одним из величайших художников в истории искусства. А картину «Мозг ребёнка» Бретон впоследствии купил и ценил её как одно из самых драгоценных приобретений.

Рене Магритт. «Искусство жить». 1968.
В 1924 году Бретон публикует «Первый манифест сюрреализма», и с этого момента в мировой культуре уже официально оформляется удивительное, абсолютно оригинальное явление, оказавшее сильнейшее влияние на развитие искусства ХХ века.

Рене Магритт. «Среди лёгких рощ». 1966
Первая выставка сюрреалистов состоялась в 1925 году в Париже, в ней участвовали совершенно непохожие друг на друга художники Джорджо де Кирико, Пауль Клее, Макс Эрнст, Хуан Миро, Пабло Пикассо. По мнению Бретона, новое искусство должно выражать потаённые желания и потребности человека; для постижения этого искусства достаточно детской восприимчивости и непосредственности.


Но подлинный расцвет сюрреализма пришёлся на конец 20-х годов прошлого столетия, когда к художественной группе присоединился Сальвадор Дали (1904—1989), ставший вскоре общепризнанным лидером. Именно с приходом Дали сюрреализм превращается в нечто большее, чем просто модный стиль. Это направление становится наиболее актуальным течением в европейском, а затем и в американском искусстве. В 1929 году Дали официально вступает в объединение Бретона и в том же году вместе с Луисом Бунюэлем участвует в съёмках знаменитого сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Рене Магритт. «Глаз». 1968.


Немецкий сюрреалист Макс Эрнст создал серию «викторианских коллажей» (1929—1934), которые принесли ему по-настоящему широкую известность. В 1934 году изданы его гравюры к новелле «Неделя доброты» — «Une semaine de bonté». Эти гравюры, сюжеты которых были разработаны Эрнстом совместно с Полем Элюаром, завоевали сюрреалистам новых поклонников.
Рене Магритт. Без названия. 1968.

Сюрреализм очаровывает и чилийского архитектора Роберто Матту (1911—2002), приехавшего в Париж работать у знаменитого Ле Корбюзье. В архитектурном бюро последнего Матта проработал около двух лет и в это время познакомился с Пабло Нерудой и Федерико Гарсиа Лоркой, которые в свою очередь представили его Сальвадору Дали и Андре Бретону. Бретон, на которого рисунки Матты произвели большое впечатление, пригласил его присоединиться к бурно развивающемуся движению сюрреалистов.
Но к этому времени содружество Бретона уже претерпевает первые потрясения. В 1936 году, после прихода в Испании к власти Франко, Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали делает громкое, но вполне оправданное заявление: «Сюрреализм — это я». В том же году он создаёт такие шедевры, как «Предчувствие гражданской войны», «Осенний каннибализм» и «Венера с ящиками».
Рене Магритт. «Женатый священник». 1968.

Начало Второй мировой войны стало серьёзным испытанием для всего мира, и, конечно, это не могло не сказаться на союзе сюрреалистов. Макс Эрнст был арестован французскими властями как подданный страны-противника, но с помощью известной покровительницы искусства Пегги Гуггенхайм в 1941-м перебрался в США, где вскоре женился на своей спасительнице. Однако их брак оказался недолгим: в 1946 году Эрнст развёлся с Пегги Гуггенхайм и женился на художнице Доротее Таннинг, которая была одной из самых известных представительниц американского сюрреализма. Таннинг стала последней художницей той золотой плеяды сюрреалистов, которая вела свою историю непосредственно с кружка Андре Бретона.
Рене Магритт. «Майский салон». 1965.

Дали также перебрался в Америку, где его ждал грандиозный успех. Он прожил в Новом Свете до начала 1950-х годов, но и после возвращения в Испанию продолжал часто посещать Соединённые Штаты.
При этом сюрреализм оставался преимущественно европейским явлением, отражавшим те идеи, тревоги и переживания, которые были свойственны обитателям Старого Света. И одним из наиболее ярких представителей европейского сюрреализма стал бельгиец Рене Магритт (1898—1967). Начав карьеру в качестве дизайнера рекламных имиджей, Магритт разработал индивидуальный стиль, который гармонично сочетался с визуальной составляющей сюрреализма, но был основан не на психологии, а на философии. Его поэтический сюрреализм не заставляет предметы терять свою «предметность»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени.
Макс Эрнст. Литография 4. 1934.

Магритт использовал простые и чёткие образы, которые сочетались самым причудливым образом, вызывая у зрителей удивление и заставляя их задуматься об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых присутствует эффект отрицания того, что, казалось бы, абсолютно очевидно. Особенную популярность получила работа, изображающая курительную трубку с подписью «Это не трубка». Так Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.
Роберто Матта. «Аргонавты». 1977.

До своей смерти в 1967 году Магритт создал всего 20 графических работ, которые официально считаются авторскими. Бóльшая часть этих гравюр в России представлена впервые. С конца 1960-х годов главным наследником эстетики сюрреализма считается швейцарский художник Ханс Руди Гигер. Его стиль часто называют «биомеханическим», объединяющим реальную жизнь с придуманной. Мрачная декоративность образов Гигера сделала его одним из наиболее востребованных художников массовой культуры. На его счету множество обложек для музыкальных альбомов таких групп, как Emerson, Lake & Palmer, Celtic Frost, Danzig и Debra Harry, бывшей вокалистки группы Blondie. Некоторые из них были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.
Доротея Таннинг. «Морской прибой». 1970.

Макс Эрнст. Литография 27. 1934.
Рене Магритт. «Труд Александра». 1962.
Однако настоящая известность пришла к Гигеру в 1977 году с выходом третьей книги «Некрономикон». Этот сборник авторских шелкографий привлёк внимание американского режиссёра Ридли Скотта. Он предложил Гигеру поработать над оформлением своего фильма «Чужой», для которого художник создал запоминающийся образ чудовища-ксеноморфа. Фильм принёс Гигеру премию Оскар в 1980 году в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих трёх фильмов, и для дилогии «Чужой против хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью были кардинально изменены.
Рене Магритт. «Это не трубка».
1962.

Сюрреализм стал одним из мощнейших культурных течений, оказавших огромное влияние на развитие современного искусства. Он вобрал в себя странную и во многом тревожную атмосферу двадцатого столетия, перевернувшего представление человека о самом себе и об окружающем мире.





Сальвадор Дали. «Одетые в наготу в сюрреалистической
манере». 1971.
Рене Магритт. «Урок музыки».
1968



Ханс Руди Гигер. «Биомеханоид». 2009.
Роберто Матта. «Титаник». 1976.

НАУКА И ЖИЗНЬ № 4, 2011

пятница, 22 апреля 2011 г.

Художник-иллюстратор Роберт Гант Стил

Современный американский художник-иллюстратор Роберт Гант Стил прежде всего известен как художник пишущий с натуры. Архитектор по профессии, он изучал искусство в Австрии, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Его картины можно встретить в частных коллекциях в Европе, Японии и Америке. Он получил множество заказов на иллюстрацию книг, а также музеев и для театра. Он часто использует свои художественные таланты в исторических реставрационных работах, а также в местном музыкальном театре. Роберт Гант Стил вместе со своей женой Элис живёт в Калифорнии, недалеко от Сан-Франциско.

 Джон. 8х10 дюймов. Масло, холст
 Дженни.  Масло, холст. 16х20 дюймов
 Японка. Масло, холст. 16х16 дюймов
 В доке. Масло, дерево. 9х12 дюймов.
Золотая девушка. Масло, холст. 16х20 дюймов
Inverness. 9х12 дюймов. Масло, дерево
Jade - Нефрит.16х20. Масло, холст
Р-38 - Аэрокобра

Кроме картин художник постоянно работает над созданием  иллюстраций для детских и юношеских книг.  Хотя его Апогей иллюстраций  - картинок-постеров к ДВД дискам ещё впереди, но на этом поприще он изрядно потрудился:





Недавно Роберт Стил завершил шесть картин для Службы национальных парков для стационарной установки в новом музее в Нью-Йорке, который открылся в 2010 году.
Эти картины помогают объяснить историю могильника, датируемого 1740-ми годами игоды Нью-Йорка в целом. 
 Манхеттенский западный могильник. Акварель

Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939)


Уникальное собрание картин блестящего русского художника первой половины ХХ века Бориса Григорьева с 21 апреля можно увидеть в Петербурге. Впервые на одной выставке удалось собрать более 150 работ мастера, признанного во всем мире. Наша страна открывает его для себя заново.
В зал Русского музея он въезжает на тележке в образе контрабандиста. Говорят, Борис Григорьев мечтал, чтобы его выставляли именно здесь. В разные периоды художник называл эту картину по-разному: "Русский", "Иностранец", "Автопортрет". В этом и трагедия, и вся мощь его творчества, о котором вот уже 100 лет на всех континентах и многих языках говорят только в превосходной степени.
Исключительный рисовальщик, Григорьев посвятил линии целую поэму, где называет ее "мудрой воспитательницей воли и глаза". Строки принадлежат 25-летнему выпускнику Строгановского училища. Его почти сразу заметили художники "Мира искусства" и в 1913 году пригласили к участию в выставке. В кулуарах тогда кто-то сказал: "Родился новый Тулуз-Лотрек". Наверное, потому что к тому времени Григорьев успел поработать в "Студии импрессионистов", познакомился с поэтами-футуристами, совершил путешествие по Европе и создал целую серию парижских рисунков. На этой выставке они представлены наиболее широко. Но тут критик просчитался. "Если Тулуз-Лотрек типично французский художник, то Григорьев типично русский художник с болью по отношению к России, с болью по отношению к тому, что происходит в России", - сказала заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.
Свой грандиозный труд, начатый еще до революции, Григорьев назвал "Расея". Не "Россия", не "Русь", а вот так - по-деревенски. Его "Олонецкий дед", "Старуха молочница", "Степная Мадонна" - даже не портреты - типажи. Вместе с пейзажами и ранними рисунками позже они войдут в монументальное полотно "Лики России". Оно написано уже в эмиграции: в 1919 году Григорьев с семьей тайно пересек на лодке Финский залив. Вот тогда критики и заговорили: в этих образах предчувствие русской трагедии. Сам Григорьев признавался: "Это я сам. "Расея" - это я".
Если бы не революция, Григорьева можно было бы считать баловнем судьбы. Еще при жизни он был в ряду самых дорогих и самых престижных художников. Запечатлел чуть ли не всю русскую интеллигенцию начала XX века - коллекционер Коровин, фотограф Шерлинг, художник Добужинский.
Мейерхольд, Шаляпин, Рерих, Рахманинов – это, скорее, не портреты, а роли, которые играют изображенные на картине люди. Горький, например, кукловод. А Мейерхольд – трагикомичный мим.
На выставке в Русском музее представлено более 150 произведений Григорьева. И в этом ее уникальность - в таком количестве в одном месте еще никогда не удавалось собрать работы художника. Он жил и творил в Европе, Северной Америке, преподавал в Чили, однажды пересек Кордильеры. И его картины разбросаны по всему миру в национальных галереях и частных коллекциях. А Россия - "Расея" - только открывает для себя Григорьева. Уникального, ни на кого не похожего русского художника.
Дмитрий Витов
Репродукций картин с выставки пока что не удалось отыскать, но несколько работ Бориса Григорьева всё же нашлись:
 Una joven Californiana Уна Йовен Калифорнийская. Холст, масло. 36 x 28¾ дюйма (91.4 x 73 см) .
 Марсельская проститутка. 1923 г. Холст, масло. 32 x 25 5/8 дюйма (81.3 x 65.1см)
Пейзаж в Бретани. Холст, масло. 23½ x 28¾ дюйма (59.7 x 73 см)
На пляже. Карандаш, акварель, гуашь на бумаге. 13 x 16¼ дюйма (33 x 41.3 см)
 Вид из окна художника. Холст, масло.21¼ x 25½ дюйма (54 x 64.8 см) 
Газели. 1913 г. Карандаш на бумаге. 13½ x 10½ дюйма (34.3 x 26.6 см)
Sailing boat in a cubist landscape. Парусная лодка в кубическом пейзаже.
Холст. масло.  21¼ x 26 дюйма (54 x 66 см) 
 См. также:

Борис Дмитриевич Григорьев- Дети

четверг, 21 апреля 2011 г.

Юрий Гаврилёнок

Современный российский художник Юрий Гаврилёнок родился в 1961 году в Иркутской области. Работает в различных жанрах, главным образом пейзажа и портрета, а также пишет картины в "стиле передвижников". Пользуется популярностью в России и за рубежом. Более подробно о его творчестве можно узнать на персональном сайте. 
 В тени берёз
 У крутого берега
 Портрет Елены Шараповой
Лесные ромашки (портрет С.Л. Гаврилёнок)
 Настя
 На природе
 Подаяние
 Невеста султана
Нефертити
Красота любимой и главной жены   древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, правившего в период около 1351—1334 до н. э., Нефер-Неферу-Атон Нефертити   прошла  сквозь тысячелетия и дошла до наших и до сих пор вдохновляет художников. А ведь во времена Нефертити с косметикой было не густо, она даже не могла применять сахарный скраб для очистки кожи, так как сахара тогда ещё не было. Хотя, вполне вероятно, древние знали свои секреты сохранения молодости и красоты.