суббота, 23 апреля 2011 г.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ . ГРАФИКА СЮРРЕАЛИЗМА

По музеям и выставочным залам


Джорджо де Кирико. «Манекен». 1964.
   

В Государственном Историческом музее, в здании бывшего Музея Ленина (а изначально — Московской городской думы), до 25 апреля работает выставка графических произведений известных художников-сюрреалистов.
Экспонируемые работы предоставлены галереей Дэнниса Блоха (Беверли-Хиллз, США), галереями Паскуаля Ианнетти (Сан-Франциско, США), Джоном Бэйтсом (Локпорт, США), а также европейскими коллекционерами.

Особое внимание организаторы выставки уделили оформлению экспозиции. Пышные парадные залы бывшего музея Ленина трансформированы в сюрреалистическое пространство с помощью инсталляций и видеопроекций. С первых же шагов посетители окунаютсяв парадоксальные фантазии ранних сюрреалистов, преображённые современным цифровым сознанием.

Лев ПЛАТОНОВ, куратор выставки.

Открытие выставки. Экскурсию ведёт Лев Платонов. Фото Игоря Константинова.
Сюрреализм возник во Франции в начале ХХ века как литературное течение, логическое развитие дадаизма (бессвязный детский лепет). Сам термин «сюрреализм» — «сверхреализм» был придуман поэтом Гийомом Аполлинером (1880—1918), который в 1917 году определил свою пьесу «Груди Тиресия» (Les mamelles de Tirésias) как «сюрреалистическую драму». Под этим словом он понимал отображение чего-то большего, чем обыденная действительность. Смыслом сюрреализма поэт считал художественное воплощение символов, скрытых глубоко в сознании человека.
Такое восприятие мира оказалось очень близким европейскому самосознанию той переломной эпохи. Новый век принёс с собой грандиозные изменения, отразившиеся во всех сферах существования человека. Первая мировая война, революция в России, фантастическое ускорение научно-технического прогресса, новые психологические теории и школы — всё это не могло не найти преломления в искусстве и культуре. И самым ярким воплощением этих тенденций стал новый, ни на что не похожий стиль — сюрреализм.
Сальвадор Дали. «Осеннее людоедство». Литография на японской бумаге. 1971
На возникновение сюрреализма повлияла философия интуитивизма Анри Бергсона (1859—1941) и теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856—1939). Сюрреалисты считали, что для художественного творчества наиболее благоприятен сон, так как в это время отсутствует контроль со стороны разума. Фрейд утверждал, что образы, мысли, затаённые желания и воспоминания проникают в сновидения из подсознания человека, куда они были вытеснены его сознанием и где постоянно находятся в виде бессознательных комплексов. Такой «мир сновидений», лишённый логики и смысла, причудливо искажающий отдельные случайные элементы действительности, сюрреалисты и сделали предметом своего искусства.
Основателем сюрреализма как оформленного культурного направления стал французский поэт и писатель Андре Бретон (1896–1966).

Сальвадор Дали. «Мягкие узоры в полусне». Литография на японской бумаге. 1971.
Последователи сюрреализма в литературе и поэзии — дадаисты Поль Элюар и Луи Арагон. Но в скором времени это поначалу сугубо литературное течение проникло и в другие сферы искусства, такие как живопись и кинематограф. Широко известна история о том, как во время автобусной поездки по Парижу Бретон заметил картину, выставленную в витрине галереи. Это было полотно «Мозг ребёнка» известного художника-метафизика Джорджо де Кирико (1888—1978). Необычность образов так поразила Бретона, что на следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым первое впечатление. Де Кирико стал тем художником, в работах которого впервые визуализировались образы, характерные для философии и эстетики сюрреализма. Джорджо де Кирико оказал серьёзное влияние на творчество Сальвадора Дали, считавшего его одним из величайших художников в истории искусства. А картину «Мозг ребёнка» Бретон впоследствии купил и ценил её как одно из самых драгоценных приобретений.

Рене Магритт. «Искусство жить». 1968.
В 1924 году Бретон публикует «Первый манифест сюрреализма», и с этого момента в мировой культуре уже официально оформляется удивительное, абсолютно оригинальное явление, оказавшее сильнейшее влияние на развитие искусства ХХ века.

Рене Магритт. «Среди лёгких рощ». 1966
Первая выставка сюрреалистов состоялась в 1925 году в Париже, в ней участвовали совершенно непохожие друг на друга художники Джорджо де Кирико, Пауль Клее, Макс Эрнст, Хуан Миро, Пабло Пикассо. По мнению Бретона, новое искусство должно выражать потаённые желания и потребности человека; для постижения этого искусства достаточно детской восприимчивости и непосредственности.


Но подлинный расцвет сюрреализма пришёлся на конец 20-х годов прошлого столетия, когда к художественной группе присоединился Сальвадор Дали (1904—1989), ставший вскоре общепризнанным лидером. Именно с приходом Дали сюрреализм превращается в нечто большее, чем просто модный стиль. Это направление становится наиболее актуальным течением в европейском, а затем и в американском искусстве. В 1929 году Дали официально вступает в объединение Бретона и в том же году вместе с Луисом Бунюэлем участвует в съёмках знаменитого сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».
Рене Магритт. «Глаз». 1968.


Немецкий сюрреалист Макс Эрнст создал серию «викторианских коллажей» (1929—1934), которые принесли ему по-настоящему широкую известность. В 1934 году изданы его гравюры к новелле «Неделя доброты» — «Une semaine de bonté». Эти гравюры, сюжеты которых были разработаны Эрнстом совместно с Полем Элюаром, завоевали сюрреалистам новых поклонников.
Рене Магритт. Без названия. 1968.

Сюрреализм очаровывает и чилийского архитектора Роберто Матту (1911—2002), приехавшего в Париж работать у знаменитого Ле Корбюзье. В архитектурном бюро последнего Матта проработал около двух лет и в это время познакомился с Пабло Нерудой и Федерико Гарсиа Лоркой, которые в свою очередь представили его Сальвадору Дали и Андре Бретону. Бретон, на которого рисунки Матты произвели большое впечатление, пригласил его присоединиться к бурно развивающемуся движению сюрреалистов.
Но к этому времени содружество Бретона уже претерпевает первые потрясения. В 1936 году, после прихода в Испании к власти Франко, Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали делает громкое, но вполне оправданное заявление: «Сюрреализм — это я». В том же году он создаёт такие шедевры, как «Предчувствие гражданской войны», «Осенний каннибализм» и «Венера с ящиками».
Рене Магритт. «Женатый священник». 1968.

Начало Второй мировой войны стало серьёзным испытанием для всего мира, и, конечно, это не могло не сказаться на союзе сюрреалистов. Макс Эрнст был арестован французскими властями как подданный страны-противника, но с помощью известной покровительницы искусства Пегги Гуггенхайм в 1941-м перебрался в США, где вскоре женился на своей спасительнице. Однако их брак оказался недолгим: в 1946 году Эрнст развёлся с Пегги Гуггенхайм и женился на художнице Доротее Таннинг, которая была одной из самых известных представительниц американского сюрреализма. Таннинг стала последней художницей той золотой плеяды сюрреалистов, которая вела свою историю непосредственно с кружка Андре Бретона.
Рене Магритт. «Майский салон». 1965.

Дали также перебрался в Америку, где его ждал грандиозный успех. Он прожил в Новом Свете до начала 1950-х годов, но и после возвращения в Испанию продолжал часто посещать Соединённые Штаты.
При этом сюрреализм оставался преимущественно европейским явлением, отражавшим те идеи, тревоги и переживания, которые были свойственны обитателям Старого Света. И одним из наиболее ярких представителей европейского сюрреализма стал бельгиец Рене Магритт (1898—1967). Начав карьеру в качестве дизайнера рекламных имиджей, Магритт разработал индивидуальный стиль, который гармонично сочетался с визуальной составляющей сюрреализма, но был основан не на психологии, а на философии. Его поэтический сюрреализм не заставляет предметы терять свою «предметность»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени.
Макс Эрнст. Литография 4. 1934.

Магритт использовал простые и чёткие образы, которые сочетались самым причудливым образом, вызывая у зрителей удивление и заставляя их задуматься об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых присутствует эффект отрицания того, что, казалось бы, абсолютно очевидно. Особенную популярность получила работа, изображающая курительную трубку с подписью «Это не трубка». Так Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.
Роберто Матта. «Аргонавты». 1977.

До своей смерти в 1967 году Магритт создал всего 20 графических работ, которые официально считаются авторскими. Бóльшая часть этих гравюр в России представлена впервые. С конца 1960-х годов главным наследником эстетики сюрреализма считается швейцарский художник Ханс Руди Гигер. Его стиль часто называют «биомеханическим», объединяющим реальную жизнь с придуманной. Мрачная декоративность образов Гигера сделала его одним из наиболее востребованных художников массовой культуры. На его счету множество обложек для музыкальных альбомов таких групп, как Emerson, Lake & Palmer, Celtic Frost, Danzig и Debra Harry, бывшей вокалистки группы Blondie. Некоторые из них были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.
Доротея Таннинг. «Морской прибой». 1970.

Макс Эрнст. Литография 27. 1934.
Рене Магритт. «Труд Александра». 1962.
Однако настоящая известность пришла к Гигеру в 1977 году с выходом третьей книги «Некрономикон». Этот сборник авторских шелкографий привлёк внимание американского режиссёра Ридли Скотта. Он предложил Гигеру поработать над оформлением своего фильма «Чужой», для которого художник создал запоминающийся образ чудовища-ксеноморфа. Фильм принёс Гигеру премию Оскар в 1980 году в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих трёх фильмов, и для дилогии «Чужой против хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью были кардинально изменены.
Рене Магритт. «Это не трубка».
1962.

Сюрреализм стал одним из мощнейших культурных течений, оказавших огромное влияние на развитие современного искусства. Он вобрал в себя странную и во многом тревожную атмосферу двадцатого столетия, перевернувшего представление человека о самом себе и об окружающем мире.





Сальвадор Дали. «Одетые в наготу в сюрреалистической
манере». 1971.
Рене Магритт. «Урок музыки».
1968



Ханс Руди Гигер. «Биомеханоид». 2009.
Роберто Матта. «Титаник». 1976.

НАУКА И ЖИЗНЬ № 4, 2011

Комментариев нет: