воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Выставка Павла Челищева в Москве



В Москве сегодня открывается уникальная выставка. На ней собраны картины Павла Челищева, представляющие разные периоды его творчества. Художник, который вынужден был эмигрировать во время революции, стал одним из основателей европейского авангарда. Многие его полотна долгие годы хранились в частных коллекциях и лишь сейчас стали доступны российской публике.
Чем меньше солнечного света, тем больше можно здесь увидеть. Логичный парадокс персональной выставки. Отсюда камерность, интимность и приглушенность в залах. Его картины больше похожи на книги. Есть новеллы - маленькие рассказы, есть романы, но чаще его произведение, как философская повесть.
Его можно трактовать до бесконечности. Фата-моргана. Вроде бы пейзаж. Или Силуэт. Один, второй и так до самого горизонта. Эти его творения так и называют - пейзажи-метаморфозы. Издалека - зеленый лев, чуть ближе - дети, колосья пшеницы. Или вот снежный тигр и каменный кот. И птица-феникс тоже, наверное, что-то скрывает. Это что-то трудно понять, он ищет как. И экспериментирует с ракурсами, фактурой, формой и даже смыслами. Грустный художник в 30, в 40-х - глубокий философ. Когда он умрет от инфаркта, ему не будет еще 60-ти. До этого он буквально разберет человека по клеточкам. Это внутренние пейзажи. И совсем растворит его в сплетениях света, предметов и явлений.
"Волна интереса к живописи русской эмиграции в последние 10 лет захлестнула рынок, умы, всех вокруг, но действительно перлов все-таки очень немного, таких имен, которые действительно сверкают, вот Челищев он сверкает!", - говорит организатор выставки Наталия Курникова.
Так ярко и так часто никто не использовал красный. Это не просто портрет - признание в любви, пьянящая страсть. Это тоже признание. Вокруг красавицы на жестовом языке закодировано ее имя - Руфь Форд – актриса, женщина, которая соберет и будет до последнего дня хранить все его работы. Благодаря ей сегодня большая их часть, попав в частные российские коллекции, вернулась на родину художника. Он не писал, а скорее описывал. Сергей Лифарь в костюме принца к "Лебединому озеру". Портрет не человека - мощи искусства. Про этот другой художник сказал бы девочка с собачкой. У Челищева это девочка с бабочками и тенью-птицей. В княжне Наталье Полей он видел птичью красоту, а в женщине северной Африки, похоже, Мадонну.
"Я рад, что галерея смогла собрать такую выставку, это уникальная музейная выставка", - считает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.
Его любили галеристы всех времен и континентов. В 1942-м он выставлялся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, его ценили при жизни, пытались поставить в ряд художников то одного направления, то другого, но так и не смогли постичь целиком. Слишком мистичен. Слишком многое впитал от запада, живя в Германии, Франции, Америке, Италии. Слишком мистичен - это наше, говорят в России - от русского Серебряного века. И значит, не надо пытаться понять, гораздо точнее - прочесть ощущения.











2 комментария:

Анонимный комментирует...

Очередной раз убеждаюсь,что не зря зашёл)) прошу и к себе заскочить,коментируйте мои записи.
http://www.teploppu.ru/

Михалыч комментирует...

зашёл, но, простите, в трубах ничего не понимаю