четверг, 21 августа 2014 г.

В.И. Телепнев - «У берега»

Художник В.И. Телепнев  . «У берега»

Телепнев Владимир Иванович (1906 - 1985).
Родился в 28 декабря 1906 года в Красноярском крае, в городе Канске. В ранее опубликованных биографиях не было принято упоминать, что отец его Иван Николаевич был дворянином, сосланным в Сибирь в самом начале ХХ века. Довольно рано будущий художник лишился родителей и воспитывался сводной сестрой; ему довелось жить в Ново-Николаевске (теперь это Новосибирск), Канске, Бийске, Барнауле, Златоусте... В 1928-м Телепнев вместе с другом Павлом Серженко, со временем также ставшим художником, перебрался из Сибири в Ленинград, где оказался в числе студентов графического факультета Академии художеств - педагогами Телепнева были Николай Радлов, Дмитрий Митрохин, Константин Рудаков. Через два года в связи с реорганизацией Академии факультет был переведен в Москву. На его основе позже был образован Московский полиграфический институт (впоследствии его окончили жена Телепнева - Маргарита Данилова, а также внуки: Владимир Клавихо-Телепнев и Педро Клавихо-Паррадо). В двадцать шесть лет Телепнев, учившийся в столице у Владимира Фаворского, Константина Истомина, Андрея Гончарова, - выпускник МПИ. Круг общения того времени для Владимира Телепнева составляли Коровин, Вакидин, семейство Родионовых, Горяев и многие другие художники.

В 1932-м Владимир Телепнев вступил в Союз художников. Работал над проектами для Строительной, Сельскохозяйственной и Парижской выставок. Сотрудничая с издательствами, Телепнев начал заниматься оформлением книг, а также живописью. Накануне Великой Отечественной войны им были написаны пейзажи на Клязьме, в Переделкино и Севастополе, однако эти работы не сохранились. В 1942 году художник был призван в армию. В составе 2-го Краснознаменного стрелкового полка 50-й дивизии воевал на 2-м Украинском фронте, в июне 1944 года в боях под Яссами в Румынии был тяжело ранен, к творческой работе и участию в выставках вернулся уже после лечения в госпиталях и окончания войны. В 1945-м им создана графическая серия «Из окна госпиталя». В начале 1950-х годов Телепнев сотрудничал с Гослитиздатом, «Молодой гвардией», «Советским писателем», «Иностранной литературой» - им, в частности, были оформлены собрания сочинений Достоевского и Стендаля. Однако в 1960-е годы художник полностью оставил графику, сосредоточившись на занятиях живописью в жанрах портрета, натюрморта и лирического пейзажа. 1960-70-е годы - время творческих поездок Телепнева в Гурзуф, Тарусу, Переславль-Залесский. Художник ушел из жизни 26 октября 1985 года.


среда, 20 августа 2014 г.

Роман Наумович Феллер (1926 г.р.) - «Мечтатели»

Художник Роман Наумович Феллер (1926 г.р.) . «Мечтатели»

вторник, 19 августа 2014 г.

П.П. Соколов-Скаля - «Крым. Гурзуф. Гора "Медведь"»

Художник П.П. Соколов-Скаля. «Крым. Гурзуф. Гора "Медведь"».

См. также


 Пётр Петрович Соколов-Скаля


понедельник, 18 августа 2014 г.

Л.П. Мурниек (1922 г.р.) - «Буеры»

Художник Л.П. Мурниек (1922 г.р.). «Буеры».

Мурниек Лаймдот Петрович (23.05.1922 г.р. )
Живописец. Член Союза художников СССР.
В 1938 – 44 годах учился в учительских институтах в Цесис и в Елгаве, в 1953 году закончил отдел живописи в Латвийской академии художеств с дипломной работой «Крылатый помощник» (под руководством В. Козина).
Он работал учителем в средних школах Валмиеры и в Приекули и в сельскохозяйственном техникуме (1944 – 46), в комбинате «Māksla» был художником оформителем (1953 – 82).
В советское время Л. Мурниекс был общественно активным и занимал должности как в Союзе художников, так и в других общественных организациях. Он получил несколько наград того времени.
В выставках художник участвовал начиная с 1953 года.
Персональные выставки организованы в Риге (1960, 1964, 1972, вместе с И. и Г. Кроллис), Лиепае (1964), Вильнюсе (1968), Москве (1968), Ростоке (1974) и в Токие (1978. вместе с М. Шагалом).
Работал в разных жанров живописи – и в монументальный и в станковой. Писал ландшафты, натюрморты и портреты. В работе использовал и масленые, пастельные краски и темпер. Краски накладывал пастозна, композиций – лаконичны, в них чувствуется гармония краски и форми. Станковой живописи он создал свой своеобразный стиль.

воскресенье, 17 августа 2014 г.

Тамара Александровна Осипова (1924 г.р.) - «На взморье».

Художник Тамара Александровна Осипова (1924 г.р.). «На взморье».


суббота, 16 августа 2014 г.

В.В. Мешков (1893-1963) - «Первый снег в Карелии»

Художник В.В. Мешков (1893-1963). «Первый снег в Карелии».

Мешков Василий Васильевич (04.04.1893 - 1963)
Сын художника В.Н.Мешкова, академик живописи,лауреат Государственной премии СССР.
Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году примкнул к передвижникам. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1922 году В.В.Мешков вступил в АХХР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). В годы Великой отечественной войны художник создал серию полотен под общим названием «По дорогам отступления фашистов». Много и плодотворно работал В.В.Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы («Сказ об Урале», 1949 г., «Кама», 1950 г.,"Золотая осень в Карелии" и др.).
Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие знаменитости, как А. М. Корин, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, В. Н. Бакшеев, Мешков поехал продолжать образование за границу.
Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много кочевал со Штабом армии. Немало этюдов о войне было создано им в эти годы.
После 1917 года художник оставляет излюбленную историческую тему и становится театральным художником.
Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. И хотя он продолжал быть театральным художником, не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создает целый ряд картин со своим «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», «Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и др. Его пейзажи передают поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника.
В годы Великой Отечественной войны художник создал немало работ, посвященных военной тематике: «Защита Ленинграда», «Героический Ленинград во время войны», «Бой в Северном море» и др. Одна из лучших картин того времени — «1941 год под Москвой».
После суровых лет войны Мешков особенно чутко воспринимал природу. Он пишет пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь: «Копны», «Окские дали», «Холодный день», «Косогор», «Золотое Подмосковье». Особое место в творчестве В. В. Мешкова занимают пейзажи Карелии.

пятница, 15 августа 2014 г.

С. Гуецкий (1902-1974) - «Взморье»

Художник С. Гуецкий (1902-1974). «Взморье».

Гуецкий (Гуэцкий) Симха (Семен) Нусенович (Натанович) 15.05.1902 - 28.08.1974
Живописец. Член Союза художников СССР.
Учился с 1921 г. в Житомирской художественной профтехшколе у А. Канцерова, затем до 1929 г. - в Киевском художественном институте у Ф. Киричевского, М. Бойчука, Л. Крамаренко.
Работал художником-мультипликатором на Киевской киностудии. Ветеран ВОВ. Зрелую часть своей жизни художник прожил в Киеве.
Семен Гуэцкий – автор портретов В.И. Ленина, исторических картин о революции и Гражданской войне. Из живописных жанров отдавал предпочтение портрету, натюрморту, морскому пейзажу.
Участник республиканских и всесоюзных выставок, экспонент музеев (его работа «Смольный. 1917 год» (1957) была куплена Дрезденской галереей). В 1973 г. С.Н. Гуэцкий получил звание заслуженного деятеля искусств УССР и орден «Знак Почета».
Произведения Семена Гуэцкого хранятся в Житомирском краеведческом музее, в собраниях художественных музеев и частных коллекционеров Украины, России и стран Европы.

четверг, 14 августа 2014 г.

Музей Иоанна Георгия Пинзеля

На лицевой стороне обёртки: И.Г. Пинзель - «Жертвоприношение Авраама» (фрагмент).

Музей Иоанна Георгия Пинзеля
В 1996 в помещении бывшего костела кларисок открыт Музей львовской сакральной барочной скульптуры "Творчество Иоанна Георгия Пинзеля".
Скульптор появился в 1740-х гг. В Бучаче на Тернопольщине, где работал в создании каменной скульптуры на ратуше, фигур Яна Непомука (1750) и Богоматери (1751) в окрестностях города. Впоследствии работает в костеле в Городенке. В конце 1750-х гг. Он создал ансамбль скульптур на соборе св. Юра во Львове, работал в львовском костеле св. Мартина, в Монастыриске на Тернопольщине. Наиболее яркий по силе эмоционального воздействия произведение Пинзеля - алтарь из костела с. Годовица под Львовом. В 1761 скульптор умер.
Собор св. Юра
Юрий-Змееборец (скульптура на соборе св. Юры во Львове)
Творчество Пинзеля - выдающееся явление в истории украинской и шире - мировой культуры. По происхождению и образованию европейский мастер, прибыв на западные земли Украины, под влиянием схидновизантийського искусства создал оригинальную наследство, не имела равной в Европе середины XVIII в., Создал львовскую школу барочной скульптуры (около 40 художников).

Музейная экспозиция
Музей Іоана Георгія Пінзеля
В 1996 р. в приміщенні колишнього костьолу кларисок відкрито Музей львівської сакральної барокової скульптури “Творчість Іоана Георгія Пінзеля”.
Скульптор появився в 1740-х рр. в Бучачі на Тернопільщині, де працював у створенні кам’яної скульптури на ратуші, фігур Яна Непомука (1750 р.) та Богоматері (1751 р.) в околицях міста. Згодом працює в костьолі в Городенці. В кінці 1750-х рр. він створив ансамбль скульптур на соборі Св. Юра у Львові, працював у львівському костьолі Св. Мартина, у Монастириськах на Тернопільщині. Найбільш яскравий за силою емоційного впливу твір Пінзеля — вівтар з костьолу с. Годовиця під Львовом. В 1761 р. скульптор помер.
Творчість Пінзеля — видатне явище в історії української та ширше — світової культури. За походженням і освітою європейський майстер, прибувши на західні землі України, під впливом східновізантійського мистецтва створив оригінальну спадщину, що не мала рівної в Європі середини XVIII ст., створив львівську школу барокової скульптури (близько 40 митців).

И.Г. Пинзель - «Жертвоприношение Авраама». Скульптура из приходского костёла в Годовице. Дерево, полихромия. Исполнена около 1760 года.
The Johann Georg Pinsel Museum
In 1996 in the former Poor Clares Church there was opened the Museum of Lviv Sacral Baroque Sculpture “Johann Georg Pinsel Creative Work”.
At the end of the 1750s he created the sculptural ensemble on St. George Cathedral in Lviv, worked in Lviv St. Martin Church, in Monastyrys’ka in Ternopil region. The altar from the church of Ho-dovytsya village near Lviv is the brightest work as concerns the emotional influence. In 1761 the sculptor died.
The sculptor’s creative work is a remarkable phenomenon in the history of Ukrainian and moreover — the world culture. He created the original heritage which had no equal in Europe of the mid-18th c. and formed Lviv baroque sculpture school (about 40 masters).
И.Г. Пинзель - «Самсон, раздирающий паст льва». Скульптура из приходского костёла в Годовице. Дерево, полихромия. Исполнена около 1760 года.
И.Г. Пинзель - «Алегирии Нового и Старого Завета и рельеф "Христос в Иерусалимском храме"». Фрагмент амвона  приходского костёла в Годовице. Дерево, полихромия. Исполнено около 1760 года.
И.Г. Пинзель - «Св. Иоанн Богослов». Скульптура из приходского костёла в Годовице. Дерево, полихромия. Исполнена около 1760 года.
И.Г. Пинзель - «Распятие». Скульптура из приходского костёла в Лопатине. Дерево, полихромия. Исполнена в 1755-1760 гг..

И.Г. Пинзель - «Скорбящая Богоматерь». Скульптура из приходского костёла в Годовице. Дерево, полихромия. Исполнена около 1760 года.
И.Г. Пинзель - «Св. Яким и св. Елизавета». Скульптуры с главного алтаря костёла оо. миссионеров  в Городенце. Дерево. Исполнено 1752-1755 гг.

На обратной стороне обёртки: И.Г. Пинзель - «Св. Феликс с ребёнком» (из костёла в с. Маринополь).

Схема
Из журнала "Огонёк" №11-1990 год