суббота, 26 сентября 2009 г.

Ян ван Эйк (ок. 1390 г. — 1441) - "Мадонна со святыми и каноником ван дер Пале"

Художник Ян ван Эйк (ок. 1390 г. — 1441) "Мадонна со святыми и каноником ван дер Пале". 1436 г. Брюгге. Городской музей

Нидерландский живописец Ян ван Эйк при­надлежит к числу гениальных художников всех времен и народов. Его искусство обладает глу­биной и разносторонностью философского пости­жения мира и отличается редким совершенством художественного выполнения. Его имя олицетво­ряет собой целую эпоху, полную огромного значения для истории художественной культуры Северной Европы.
Ян ван Эйк начал свою деятельность в Гааге, при дворе голландских графов. В 1425 году ван Эйк становится художником бургундского герцога Филиппа Доброго.
Композиция изображает внутренность роман­ской церкви, в алтарной части которой на троне под балдахином восседает Мадонна с младенцем на коленях. Святой Георгий представляет кано­ника Мадонне, слева святой Донациан держит в руках колесо со свечами, свой атрибут. Такой тип композиции, когда рядом с Мадонной изобра­жаются святые, не связанные каким-либо сюжет­ным действием, называется «святое собеседова­ние». Художник сосредоточивает все свое вни­мание на характеристике персонажей и того, что их окружает. Главной целью ван Эйка было вы­разить совершенство всего существующего в мире. Поэтому полна значения и дивной красоты каж­дая деталь, будь то узор ковра или витража, парча епископского облачения или драгоценные камни на его митре, цветы в букете Марии или тонкие волнистые пряди ее золотистых волос. Образ Марии идеален, но в своей идеальности обладает чисто земными качествами — женствен­ной мягкостью, скромностью, душевной чистотой, своеобразной грацией. Крупные пятна насыщен­ных красного, синего, белого цветов, сияние зо­лота сообщают картине торжественно-празднич­ное настроение.
«Советский художник» Москва. 1967 9-652. Ц. 3 к.

Комментариев нет: