среда, 30 сентября 2009 г.

ФРАНС СНЕЙДЕРС (1579—1657) - «Натюрморт с лебедем»

Художник ФРАНС СНЕЙДЕРС (1579—1657), Фламандская школа. «Натюрморт с лебедем» Брюссель. Королевский музей изобразительных искусств
«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281

Франс Снейдерс принадлежит к числу наиболее знаменитых живописцев Фланд­рии XVII столетия. Он является создате­лем особого декоративного вида натюрмор­та, который под его кистью превратился в монументальную картину.
Большое влияние на творчество Снейдерса оказал мощный гений Рубенса, приобщивший его к широкому восприятию жизни и природы, к раскрытию ее чувственной сущности, к пониманию ее стихий­ного бытия.
«Натюрморт с лебедем» брюссельского музея принадлежит к числу шедевров Снейдерса и дает прекрасное представле­ние о неповторимом своеобразии его индивидуального стиля. Композиция составлена из близких друг другу пространственных планов, которые заполнены разнообразной снедью. Предметы располагаются не толь­ко в пространственном удалении, но и как бы друг над другом, подчиняясь общей декоративной плоскостной концепции. Про­изводя первоначально ошибочное впечат­ление беспорядочного нагромождения, что само по себе имеет тонкий художественный расчет на эффект множества, изобилия, композиция картины обладает единством и цельностью, благодаря продуманности общего ритма и движения, которым подчиняются отдельные компоненты. Большое пятно белого цвета в центре и удары крас­ного господствуют над всеми цветами кар­тины. Птицы, звери Снейдерса даже уби­тыми сохраняют свои характерные свой­ства. Так, беспомощность большой, но неж­ной птицы ощущается в безвольно раскры­том крыле лебедя, морда косули поражает тоскливо-скорбным выражением, кажется, что омар недоверчиво шевелит своими усами. Живописное мастерство Снейдерса обнаруживается в тончайшей характери­стике поверхности, плотности фактуры, объема, цвета каждого изображенного существа или предмета.

Комментариев нет: