Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Богатырь. Холст, масло. 158,5 х 211,8 см Исполнено в 1920 году - Viktor Vasnetsov (1848-1926). A Bogatyr. Oil on canvas. 158.5 x 211.8 cm |
На торгах аукциона Кристи, состоявшихся вчера в Лондоне данная картина была продана за рекордную для картин В.М. Васнецова сумму в £1,105,250 или $1,707,611.
Лот сопровождался следующей информацией :Виктор Васнецов является одним из величайших художников-монументалистов в истории русской живописи. Его изображения персонажей и событий национальной истории настолько прочно укоренены в сознании россиян, что во многом стали определять сами представления о ней. Созданные им образы влияют на самосознание страны и на то, какой ее видят другие. В какой-то степени, они являются ее прошлым.
По прибытии в Академию в 1868 году, Васнецов знакомится с будущими корифеями русского искусства – Репиным, Антокольским, Крамским, а также с известным критиком Владимиром Стасовым. К моменту выпуска из Академии в 1875 году Васнецов уже неоднократно выставлял свои работы вместе с передвижниками, завоевав себе репутацию жанрового живописца, которому особо удается запечатлеть в мельчайших деталях жизнь простых людей. Через год после окончания Академии Васнецов на два года уезжает в Париж, где уже обосновалась целая плеяда русских художников.
Первая же работа Васнецова на историческую тему под названием «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год, Третьяковская галерея) обозначила то новое направление, в котором его творчество будет развиваться в дальнейшем. Масштаб этой работы заметно отличался от небольших по размеру жанровых сцен, преобладавших в его творчестве до того момента. Существенные изменения претерпела и палитра – от серых и коричневых тонов Васнецов перешел к ярким, более динамичным оттенкам зеленого, красного, синего и белого.
Вскоре в Москве Васнецов познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым, в абрамцевской усадьбе которого, жили и работали многие знаменитые художники. Именно здесь он совместно с Василием Поленовым создал проект церкви, построенной на территории усадьбы, оформлением которой также занимались оба художника. Этот проект был одним из первых предвестников растущего спроса на услуги Васнецова по участию в архитектурных проектах. Впоследствии он занимался оформлением главного фасада здания Третьяковской галереи, выходящего в Лаврушинский переулок, а также создал фриз «Каменный век» для Исторического музея. Одним из наиболее масштабных проектов подобного рода стало создание фресок для Владимирского собора в Киеве, на которых были изображены такие героические персонажи Киевской Руси как великий князь Владимир, Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Из Киева в Москву Васнецов вернулся в 1891 году, поселившись неподалеку от Абрамцева. Под покровительством Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, площадь которой позволяла ему работать над монументальными полотнами. Именно здесь ему удалось закончить свой шедевр под названием «Богатыри» (1876-1898 год, Третьяковская галерея) изображавший Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, над созданием которого художник трудился порядка 20 лет. Впоследствии данная картина стала центральным экспонатом первой персональной выставки Васнецова в 1898 году.
К теме богатырей Васнецов вернулся в 1915 году, когда написал картину «Илья Муромец», на сегодняшний день находящуюся в Доме-музее В.М.Васнецова в Москве. Данный лот является более поздней версией этой работы, датированной 1920 годом. Эту картину также как и «Богатырей» отличает монументальный размах, однако ей присуща более мощная динамика, так как в данном случае всадник скачет на вздыбленном коне. Она находилась в семье настоящего владельца с того самого момента как покинула студию художника и с тех пор ни разу не выставлялась на продажу ни в частном порядке, ни на аукционах. Таким образом, предложение этого шедевра русской живописи на данный аукцион является первым знакомством с ним широкой публики. Это поистине жемчужина музейного уровня, чье качество, редкость и безупречный провенанс не могут быть переоценены.
Должен отметить, что картина "Богатырский скок" или "Илья Муромец" написанная в 1915 году на мой взгляд отличается лишь меньшими размерами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий