Среди многочисленных и разнообразных коллекций одного из самых больших музеев нашей страны — Государственного ордена Ленина Исторического музея — достойное место занимает собрание русской живописи XVIII—XIX веков. Оно отличается от других подобных собраний своеобразием состава. Портреты и архитектурные пейзажи обеих столиц, виды русских городов и усадеб, интерьерные изображения составляют большую его часть. Эти произведения неотделимы от среды своего бытования, от того общекультурного фона, с которым их связывает эпоха.
XVIII век в истории русской живописи можно назвать веком портрета. Искусство портрета, отмеченное первыми успехами еще в петровское время, в середине столетия находит глубокое воплощение в творчестве А. П. Антропова и И. П. Аргунова. Оба мастера работали долго, но в развитии русской живописи они являются «художниками середины века», чье творчество подготовило расцвет русской портретной живописи последней трети XVIII века. В искусстве Антропова национальное своеобразие проявилось наиболее непосредственно и ярко. Лучшим работам Антропова присущи простота, ясность и внутренняя энергия портретного образа. К таким произведениям относится портрет А. И. Колычевой (1768).
Творчество Аргунова значительно более подчинялось «условностям портретного этикета» XVIII века, допускавшего передачу лишь очаровывающих зрителя черт модели, в то время как ее образ в целом остается замкнутым.
Среди вновь открытых за последние десятилетия художников XVIII века один из наиболее интересных М. Л. Колокольников — младший современник и ученик А. П. Антропова. В его искусстве соединяются черты «ученой» живописи и художественного примитива. К кругу Колокольникова относится портрет неизвестного пожилого мужчины (1760-е годы).
Творчество Ф. С. Рокотова — одна из вершин русской живописи XVIII века. Важнейшим художественным средством воплощения образа был для Рокотова колорит. В портрете, недавно определенном как изображение А. К. Васильчиковой (1770-е годы), — это гамма пастельно-голубых и коричневых, как бы тающих красок, передающих утонченность и неуловимость внутреннего мира модели.
Единственный пример работы Рокотова в жанре интерьера — «Кабинет И. И. Шувалова» — дошел до нас в копии, выполненной его учеником А. Зябловым.
Расцвет русской портретной живописи XVIII века связан с именами Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. Но если художественное наследие Рокотова и Левицкого целиком принадлежит XVIII веку, то работы Боровиковского 1790-х годов знаменуют лишь начало его творчества. «Портрет неизвестной» (1797) отражает новую эстетику — стремление к простоте и естественности бытия, недаром фоном для портретов этих лет художник избирает небо и деревья парка — мотив, созвучный поэтике сентиментализма, во многом определившего культуру конца XVIII века.
Конец столетия отмечен успехами и в жанре пейзажа. Изображения панорам и отдельных уголков дворцовых ансамблей и усадеб получают широкое распространение в творчестве художников различного уровня мастерства. В картине Я. Я. Филимонова «Вид служебных построек усадьбы Надеждино» (1794) сочетаются элементы забавной примитивизации и профессиональное умение передать ощущение простора, освещенного золотистым предвечерним светом.
В это же время вслед за гравюрой складываются традиции городского пейзажа в живописи. Образ старой Москвы создается величественными видами Кремля работы художника Ф. Я. Алексеева. Их отличает документальная точность.
Рубеж XVIII—XIX веков был переломным периодом в русском искусстве. Нормативная классицистическая эстетика изменялась под влиянием новой романтической концепции личности. В портрете Д. Н. Шереметева (1824) О. А. Кипренский одушевляет привычные условные элементы парадного портрета, придавая естественность образу, а всем деталям интерьера — простоту и поэтичность человеческого жилья.
Работавший в эти же годы художник И. Смирновский — автор известного портрета декабриста 3. Г. Чернышева — создал в портрете Е. Д. Долгорукой (1822) образ, исполненный нравственной чистоты и цельности.
В Государственном Историческом музее хранится прекрасная коллекция бытового портрета первой половины XIX века. Это каноническое искусство зарождается еще в конце XVIII века. Оно тесно связано с народной изобразительной традицией и фольклором. Многие произведения отличаются тонкостью художественного решения, поэтичностью образа, свойственными лучшим образцам искусства примитива независимо от степени умения мастера.
Поэзия обыденного, тихие домашние занятия, иногда весьма прозаические, становятся в 1820—1830-е годы распространенной темой для художников, работавших в жанре интерьера. Большинство подобных произведений принадлежит мастерам круга В. Г. Венецианова. Изображения жилых комнат, мастерских, кухонь были очень популярны и дошли до нашего времени во множестве вариантов и копий, нередко выполненных художниками-любителями с известных, но несохранившихся оригиналов. Такова работа П. Бессонова «Мальчик-слуга, метущий комнату» (1836).
Творческое наследие В. А. Тропинина в собрании живописи XIX века занимает одно из центральных мест. Искусство Тропинина воплощает «московскую художественную традицию» не только потому, что мастер более 30 лет безвыездно прожил в Москве, но и по своеобразному настроению его работ. Модели Тропинина отличают свободное, подчеркнуто нечиновное поведение с долей рассеянности или мягкое спокойствие и задушевность. Эти чувства и настроения были присущи именно московской культурной жизни, блестящим и органичным выражением которой и было искусство Тропинина-портретиста. Однако в 1840-е годы художник создает в своих произведениях более сложные психологические образы, обычно это портреты людей, внутренне ему близких. Таков портрет Н. С. Селивановского (1843).
Портрет второй половины XIX века в собрании музея представлен работами художников разных поколений и направлений в искусстве. Исключительное значение для развития русского портрета имело многогранное творчество В. А. Серова. В портрете одного из основателей Государственного Исторического музея И. Е. Забелина (1892) художник создал глубокий образ, близкий реалистическим традициям своего учителя И. Е. Репина.
Художественное и историко-культурное значение памятников живописи XVIII—XIX столетий из собрания музея дополняют друг друга, расширяя наше представление о двух веках русского искусства.
Л. Ю. Руднева Н. А. Перевезенцева
Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:
Колокольников, Мина Лукич (1708 - около 1792) - живописец. Из крестьян. Учился в Осташкове иконописанию, позже занимался в мастерской И.Н. Никитина, затем у Л.Каравака. Служил живописным мастером в Синоде. Расписывал плафоны, исполнял десюдепорты. Проявил себя самобытным мастером портретной живописи. В Государственном Русском музее имеется исполненный им "Портрет молодого человека в голубом кафтане".
На открытке не уточнены данные художника, возможно это Василий Михайлович Скородумов - художник первой половины XIX века, в 1834 году удостоенный Академией художеств звания свободного художника портретной живописи. В словаре Э.Г. Коновалова нет данных об этом художнике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий