Иван Иванович Соколов (1823-1918) «Малороссийская свадьба» |
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №131- 1871 г.:
«Малороссийская свадьба»
Акварель профессора И. Соколова. Из коллекции полковника Завадовского.
… Стоит взглянуть на картину, изображающую малороссийскую свадьбу, чтобы видеть непритворную радость пляшущих крестьянок с каким радушием паниматка (старуха), с чувством глубокого уважения подносит молодым стакан вина, с пожеланием им истинного счастья. Говоря, конечно, при этом слова: «пошлы Боже с неба, чого вам трэба».
В картине все лица типичны. Серьёзный контрабасист, сидя на старой бочке и дирижируя деревенским оркестром, внимательно наблюдает за верным совпадением ударного такта смычка со стуком металлических подков пляшущих.
Стоящий у стенки скрипач, с полусонными от усталости глазами, машинально водит смычком. Привыкшим попадать на струны, издающие знакомый родной звук честной кампании.
Хлопец (мальчик), играющий на второй скрипке, зорко следит за пляшущими молодыми крестьянками, обутыми в большие жёлтые чоботы (сапоги) с подковами и выделывающими затейливые па, которым позавидовали бы и примадонны нашей балетной группы. Сидящий на колоде Клым (Климент) с обнявшей, его женой*, оживлённый понюшкой из рожка, самодельно истёртой в макитре (крынке) тобаки и одушневлённый знакомыми ему задушевными музыкальными мотивами, при воспоминании о своих молодецких литах (годах), поднятием руки приветствует молодую чету. Припевая:
Гоп-чук Тэтяна,
Чорнобрыва кохана.
В стоящей возле него направо личности нельзя не узнать деревенского техника-кузнеца.
Сзади знаменосец из дальних заезжих гостей, окружённый весёлыми и болтливыми жинками (замужними женщинами), поёт:
Утны батьку, Орлэ сызый!
Нехай я заплачу.
Нехай свою Украину
Я ще раз побачу.
Нехай ще раз послухаю
Як те море грае,
Як дывчина пид вэрбою
Грыця заспивае.
Нехай ще раз усмихнэться
Сердце на чужбыни.
Пока ляже в чужу землю,
В чужий домовыми.
Таков уж по своей натуре малоросс, что даже с среди шумного веселья, но уже порядочно под хмельком. Всегда готов найти причину, о чём бы то ни было, погоревать.
Любопытные наймички (работницы) украдкой выглядывают из дверей избы.
Вообще, в этих группах. Всё натурально и дышет живой народностью, обличающей в художнике глубокое изучение нравов, образа жизни и обычаем наших благонравных малороссов, называемых, пожалуй, справедливо, заднепровскими итальянцами.
Последние годы проведение свадебных празднеств заметно изменились в лучшую сторону. Немалую роль в это играют старые народные обычаи, вроде выкупа невесты, каравая, вручаемого молодым и другие, которые пришлись кстати и в двадцать первом веке, а также новые приколы и развлечения. Организация свадеб превратилась в целую индустрию, которая предлагает не только музыку и выпивку, а целый комплекс вещей. Это не только платье и костюмы, но фейерверки, свадебная видео и фото съёмка, изготовление магнитиков на память гостям, веночков, цветочков "петличку". Ну и, конечно же, каждой молодой паре нужна свадебная казна, потому как гости преимущественно молодым дарят деньги, которые не помещаются в карманах жениха.
* Честно говоря, я не понял, как автор заметки в старом журнале, разглядел в усатом мужике жену "Климента". Возможно, уже в те годы в российской империи имела место регистрация браков лиц одного пола. Эту заметку из старого журнала вполне можно использовать, как свидетельство передового характера брачно-семейных отношений в дореволюционной России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий