пятница, 11 января 2008 г.
четверг, 10 января 2008 г.
Борис Михайлович Кустодиев
Кустодиев, Борис Михайлович (1868-1927) - живописец, график, художник театра. Учился в 1896-1903 гг. в Академии художеств у В.Е. Савинского и в мастерской И.Е. Репина. С 1904 - пенсионер Академии художеств во Франции и Испании. Член Союза русских художников (с 1907), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России (с 1923). С 1909 г. - академик. В 1901-1902 гг. под руководством И.Е. Репина работал над картиной "Заседание государственного совета". 1905-1907 гг. сотрудничал в сатирических журналах. Создал серию картин на темы крестьянского и провинциального быта, отличающихся декоративностью и многоцветностью. Излюбленные темы Кустодиева - масленицы, ярмарки, чаепития, трактиры ("Масленица", 1916; "Купчиха за чаем", 1918, обе в ГРМ). Разработал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем ("Ф.И. Шаляпин", 1922, ГРМ). Автор картин, лубков и плакатов на темы революции ("Большевик, 1920, ГТГ). Работал как театральный художник ("Блоха" Е.И. Замятина, МХАТ), книжный график и скульптор. Автор экслибрисов. Его автопортрет находится в галерее Уффици (Флоренция). Работы Кустодиева имеются также в Астраханской государственной картинной галерее его имени, музеях Владимира, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Краснодара, Курска, Н.Новгорода, Омска, Саратова, Томска, тулы, Тюмени, Уфы.
Волжское купечество на гулянье. 1910 г. Холст, темпера. 160,6х214,5 см. Костромской областной музей изобразительных искусств
Женский портрет Рисунок карандашом. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Эских декорации 4 акта к драме А.Н. Островского "Гроза". 1918 г. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Ярлыки:
19-20 в.,
КУСТОДИЕВ,
РЕПИН,
русская школа
четверг, 3 января 2008 г.
Василий Григорьевич ПЕРОВ (Криденер) - русский художник-передвижник
Трапеза. 1865 и 1876. Масло, холст, 84х126 см. Государственный Русский музей |
В самом начале 60-х годов особенно привлекшими общественное внимание к имени В. Г. Перова были антиклерикальные картины «Проповедь в сельской церкви», «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (все три — в ГТГ). В 1865 году художник вернулся к этой теме в полотне «Трапеза» (впоследствии картина еще раз была переписана, что и дало основание помечать время ее создания двумя датами). Сюжет картины не столь прямолинеен, как прежде, и все же она полна самого беспощадного обличения духовенства. В ней разоблачаются лицемерие и порочность морали церковников, лживость их учения о презрении к земным благам и любви к ближнему, незлобивости и всепрощении. Представив обед в монастырской трапезной, Перов наглядно показал, что и внутри церковников существует лживость и социальная рознь. На картине изображено и раболепство монахов перед знатными посетителями, и их безразличие к страданиям бедняков, и жадность, и скупость, их злость, чревоугодие, подхалимство. Художник наделил каждого из персонажей чертами характера, ярко выражающими тот или иной порок.
«Трапезу» отличает точность деталей, тщательная проработанность рисунка, живописность. В картине множество действующих лиц, и никто не написан наспех. С подробностями выписан и каждый из предметов. Все имеет свое значение. Даже показывая контраст царящего в трапезной полумрака с ярким светом за окнами, Перов как бы противопоставляет темному монастырскому быту яркий свет солнца; жизнь природы сопоставляется с мелочностью и низостью, царящей в комнате.
В своих произведениях Василий Григорьевич Перов уделял большое внимание пейзажному фону, той естественной природной среде, в которой действует человек.
В картине "Ботаник", экспонированной художником на четвёртой передвижной выставке, пейзаж играет особо важную роль, ибо живописец рассказывал в ней о человеке, живущем среди природы, нашедшем своё призвание в увлечённом познании растительных форм. Великолепно передав сдержанную красоту русского пейзажа, художник словно бы показал, что не любить такую природу нельзя. Произведение необыкновенно свежо по живописи. Чувствуется, что Перов, оставив стены мастерской, работал на открытом воздухе (пленере), а это дало непосредственную жизненность колорита, из которого уходят коричневые, "музейные" тона.
Таким образом, борьба за высветление палитры, записанная позднее эстетствующей критикой полностью на имя французских мастеров, служила на самом деле общим международным явлением истории изобразительного искусства 1870-х годов. На четвёртой передвижной выставке Перов выступал даже в целом как один из пионеров пленера в России. Наряду с картиной "Ботаник" он экспонировал этюды, пленерная направленная которых говорила за себя даже в их названиях, - "Яблоня в цвету" и "Крестьянка Рязанской губернии у калитки на солнце".
Ярлыки:
ГРМ,
ГТГ,
ПЕРОВ,
русская школа
вторник, 1 января 2008 г.
Василий Григорьевич ПЕРОВ (Криденер) - русский художник-передвижник
Выдающегося писателя запечатлели многие художники не только русские, но и иностранные. Тургенев не раз выезжал за границу и, как известно, умер во Франции. Однако из всех изображений литератора лучшим оказался портрет, исполненный Перовым. Эта работа является примером высоких достижений психологического портрета передвижников.
В западноевропейском искусстве этого времени начавшийся процесс разложения буржуазной культуры уже приводил к утрате внутренней содержательности, выразительности характера и жизненного полнокровия портрета. И. Н. Крамской справедливо отмечал в 1870-х годах: «...самые талантливые представители у французов даже не ищут того, чтобы человека изобразить наиболее характерно... мы ищем другого». «Другое», которого добивались в портретном жанре передвижники, привело в этом произведении Перова к полному соответствию внешнего облика писателя характеру его творчества.
Тургенев изображен на портрете словно на минуту оторвавшимся от чтения, проникновенно задумавшимся над какой-то строчкой, вызнавшей у него размышление. Он держит книгу на коленях так, чтобы не потерять нужную страницу. Профиль фигуры и лица подчеркивает особую утонченную, присущую Тургеневу красоту. От всего его облика веет благородством, покоем и ясностью.
Примечательно, что все портретисты находили облик писателя трудным для передачи. Творческая удача не сразу пришла и к Перову. Портрет 1872 года — второй портрет литератора, созданный живописцем (первый выполнен годом ранее).
Наушница. (Перед грозой). Эскиз-вариант. Рисунок карандашом и пером. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Утопленница. Эскиз картины того же названия. Рисунок карандашом. 1867 г. Государственная Третьяковская галерея
Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866 г. Эскиз к картине. Граф. кар. 27х30,5 Государственный Русский музейГенерал, требующий лошадей. Эскиз картины "Сцена на почтовой станции" Рисунок карандашом. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея
Ярлыки:
ГРМ,
ГТГ,
Киров,
ПЕРОВ,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)