пятница, 18 января 2008 г.

Борис Михайлович Кустодиев (продолжение)

Автопортрет. 1903 г. Государственная Третьяковская галереяПушкин на набережной Невы. 1915 г. Всесоюзный музей А.С.Пушкина Степан Разин. 1918. Холст, масло. 80х98 см. ГРМ
Обложка к сказке А.С. Пушкина " О попе и его работнике Балде" Рисунок пером. 1922 г. Государственный литературный музей
Портрет И.Я. Билибина. 1901 г. Государственный Русский музей
Иллюстрация к поэме Н.А. Некрасова "Коробейники"
Портрет жены художника. 1903 г. Государственный Русский музей
Первомайская демонстрация у путиловского завода в 1906 году. Государственный музей революции СССР.
Невский проспект. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Шинель". Рисунок углём. 1905 г. Государственный Русский музей
Митинг на Путиловском заводе в 1905 году. Рисунок. Государственный музей революции СССР.
Портрет Ф.И. Шаляпина (с Булькой). 1922 г. Государственный русский музей
этюд к картине "Портрет Ф.И. Шаляпина. Рисунок карандашом. 1921 г.
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1920-1921. бумага, акварель, гуашь, уголь. 65х46,5 см. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к рассказу И.С. тургенева "Певцы" Рисунок тушью и акварелью. 1908 г. музей Института русской литературы Академии наук СССР. Ленинград
Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова "Дядюшка Яков". Акварель. 1910 г. музей Института русской литературы Академии наук СССР. Ленинград
27 февраля 1917 года. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы". Рисунок тушью. 1910 г. музей Института русской литературы Академии наук СССР. Ленинград

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение)

Е. П л ю ш а р Портрет Орлова Михаила Федоровича (1788—1842) Холст, масло. 1840 год
Генерал-майор. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов. Отличился и как дипломат: 19 марта 1814 года заключил условия сдачи Парижа.
Член Союза Благоденствия. Один из образованнейших людей своего времени. Экономист, публицист, член литературного общества «Арзамас», друг А. С. Пушкина. В 1820 году создал Кишеневскую ячейку тайного общества, организовал школы для военных взаимного обучения и уничтожил палочную систему наказания для солдат. «Лучшее в М. Орлове есть страсть его к благу отечества. Она сберегает в нем душу его, благородную и возвышенную»,— так писал о нем А. И. Тургенев.
Привлеченный к следствию по делу декабристов, не разделил их участи: заступничество его брата — Алексея Орлова, будущего шефа жандармов, перед Николаем I заменило для М. Ф. Орлова Сибирь ссылкой в деревню. Затем проживал под строгим надзором в Москве. До конца жизни М. Орлов тяжело переживал участь сосланных своих товарищей. Месть Николая I преградила ему все пути к какой-либо деятельности. Нравственные страдания Орлова ярко запечатлел на страницах «Былого и дум» глубоко ценивший его А. И. Герцен.
Н.А.Бестужев Портрет Борисова Петра Ивановича (1800—1854) Бумага, акварель. 30-е годы XIX века
Подпоручик 8-й артиллерийской бригады. Основатель Общества Соединенных Славян и один из энергичнейших его деятелей. Автор •Клятвенного обещания».
Осужден по I разряду. Выдающийся ученый-натуралист, талантливый художник-акварелист. Находился в тюрьмах Читы, Петровского завода, на поселении — в Подлопатино и Малой Разводной, где и умер.
Первым обратился к зарисовкам естественных богатств Сибири. Составил большие коллекции зарисовок различных видов цветов, птиц и насекомых. Здесь он показал себя тонким, оригинальным художником, которого декабрист М. А. Бестужев считал выше американского натуралиста и художника Д. Одюбона.
Портрет из архива И. И. Пущина-Якушкиных. Публикуется впервые.
Н.А. Бестужев Портрет Волконского Сергея Григорьевича (1788—1865) Бумага, карандаш. 40-е годы XIX века
Генерал-майор. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Отличился во многих сражениях.
Активнейший член Южного Общества. Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода, куда за ним последовала жена М. Н. Волконская (дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского). На поселении проживал в селе Урике и Иркутске.
После «амнистии», в 1861 году в Париже встретился с А. И. Герценом. Автор «Записок» (не окончены). Умер в селе Вороньки Черниговской губернии.
Портрет — автокопия Н. А. Бестужева с акварели 30-х годов XIX века. Из архива И. И. Пущина-Якушкиных.
Ш.Мазер Портрет Якушкина Ивана Дмитриевича (1796—1857) Бумага, карандаш. 50-е годы XIX века
«Иван Дмитриевич Якушкин по своему уму, образованию и характеру принадлежал К людям, выходящим из ряда Обыкновенных», — писал декабрист Н. В. Басаргин.
Отставной капитан. Участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения Я заграничных походов 1813—1814 годов. Отличился при Кульме, Один из самых выдающихся деятелей декабристского движения. Учредитель и составитель первоначального Устава Союза Спасения, энергичный член Союза Благоденствия и Северного Общества. Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода. Много сделал для развития народного образования Западной Сибири, создав ланкастерские школы -взаимного обучения. Умер в Москве,
Автор «Записок», О которых декабрист М. А. Бестужев писал: «Читали ли вы интересные «Записки» Ив. Дмитр. Якушкина? По Краткости, ясности и правдивости — это лучшие из всех записок наших товарищей». «Записки» И. Д. Якушкина изданы А. И. Герценом в Лондоне в 1863 году.
С к и н о. Портрет Муравьева-Апостола Сергея Ивановича (1796—1826) Литография. 1857 год
«Возвышенный и чистый характер Сергея Муравьева-Апостола, светлый и образованный ум... и все прекрасные свойства приобрели ему всеобщее уважение и любовь всех знавших его. Черниговские однополчане офицеры И солдаты были ему беспредельно преданы» (декабрист М. А. Фонвизин).
Подпоручик Черниговского пехотного полка. Будучи офицером Квартирмейстерской части в возрасте 16 лет был участником Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и заграничных походов 1813-1814 годов. С 1815 года в лейб-гвардии Семеновского полка и после восстания его в 1820 году переведен в Черниговский пехотный полк.
Один из основателей Союза Благоденствия, член Южного Общества и один из его активнейших деятелей. Брат декабристов Матвея и Ипполита Муравьевых-Апостолов. 31 декабря 1825 года на Юге стал во главе восстания и был тяжело ранен при столкновении с правительственными войсками при селе Трилесы 3 января 1826 года.
Поставленный вне разряда, повешен 13(26) июля 1826 года.
Литография выполнена по заказу М. И. Муравьева-Апостола с акварели 1819 года работы Н. И. Уткина (местонахождение акварели неизвестно). Из собрания Е. И. Якушкина.
О. А. Кипренский Портрет Муравьева Никиты Михайловича (1796—1843) Бумага, карандаш.. 1815 год
По отзыву декабриста С. Г. Волконского: «...Отличный гражданин, отличный брат тюремный, добродетельный человек».
Капитан Гвардейского Генерального Штаба, один из образованнейших людей своего времени. Участник Отечественной войны 1812 года (в возрасте 16 лет бежал добровольцем на фронт) и заграничных походов 1813—1814 годов, где принял участие «в битве народов» под Лейпцигом.
Один из крупнейших деятелей и идеологов декабристского движения, член Верховной Думы Северного Общества, автор проекта Конституции. Осужден по II разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода, куда за ним последовала жена — А. Г. Муравьева (сестра декабриста 3. Г. Чернышева), привезшая ссыльным стихотворение А. С. Пушкина «В Сибирь» и «И. И. Пущину». Находился на поселении в Урике Иркутского округа, где написал меткие и смелые замечания к «Разбору донесения следственной комиссии» по делу декабристов. Умер в Урике.
Один из ранних портретов Н. М. Муравьева, созданный после возвращения его из заграницы. Портрет определен М. Ю. Барановской. Одновременно определен Т.В. Алексеевой.
Однако есть мнение, что на рисунке Кипренского изображён брат Никиты Мураьёва - Александр, об этом говорится в работе Н.Н. Гончаровой "Об одном рисунке О.А. Кипренского из собрания ГИМа"


четверг, 17 января 2008 г.

Портреты декабристов. Подборка открыток.

Декабристы — первые дворянские революционеры, люди широкой политической мысли. Почти все они были участниками Отечественной войны 1812 года и, как писал декабрист М. И. Муравьев-Апостол, — «дети 1812 года».
Победоносное завершение войны разбудило политическое сознание значительной части офицеров, солдат и ополченцев. Возвращаясь из Западной Европы, они были уверены в том, что многие порядки в России изжили себя и что вопрос о новом устройстве общественной и государственной жизни будет решен сверху — самим царем. Однако существующий строй не допускал и малейшего проявления свободолюбия. Реакция, усилившаяся к концу 1810-х годов, лишь усугубила гнет крепостничества. Солдаты надеялись на то, что они будут избавлены от жестокой дисциплины и палок, — а на родине их ждали военные поселения, свирепая муштра и изнурительная шагистика. Крестьяне, понесшие огромные жертвы в войске, верно послужившие Родине в партизанских отрядах, продолжали оставаться на постыдном положении рабов.
Почти 150 лет отделяют нас от того дня, когда, по словам В. И. Ленина, «лучшие люди из дворян» вывели на Сенатскую площадь Петербурга Московский полк, батальон лейб-гвардии Гренадерского полка и Гвардейский Морской экипаж. Четырнадцатого декабря 1825 года они вышли на открытую борьбу с царизмом с оружием в руках. Впоследствии декабрист Н. А. Бестужев сказал: «Мы мало были уверены в наших силах... мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».
Три картечных залпа по восставшим со стороны царских войск решили судьбу тех, кто впервые в истории России бросили вызов самодержавию.
Пятеро наиболее видных членов Северного и Южного Обществ — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский были поставлены «вне разряда» и приговорены к смертной казни через повешение.
Приговор был приведен в исполнение 13(26) июля 1826 года на Кронверке Петропавловской крепости. Все остальные были приговорены к различным срокам наказаний, большая часть — сослана на каторжные работы (Чита, затем Петровский завод), другие — в крепости, дальние гарнизоны, на Кавказ.
Если декабристы и не добились гибели царизма и уничтожения крепостного права, все же они нанесли им первый, весьма чувствительный удар.
События дней восстания декабристов в Петербурге и на Юге не только выдержали испытания временем — они стали знаменательным явлением русской истории.
В 1827 году декабристы в Чите получили послание А. С. Пушкина «В Сибирь», в котором поэт пророчил им:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Ему отвечал декабрист А. И. Одоевский:
Но будь покоем, бард; цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя...
Благороднейшие люди эпохи и «за затворами тюрьмы» нашли возможность служить тому делу, которому себя посвятили. Они стали обучать грамоте детей казематских служителей и детей рабочих железоделательного Петровского завода. Впоследствии, выйдя на поселения, живя в глухих углах Забайкалья, Восточной и Западной Сибири, они создавали школы, обучали жителей ремеслам, огородничеству, бахчеводству, оказывали им материальную и медицинскую помощь.
Здесь можно привести слова декабриста Н. В. Басаргина: «Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».
Жертва, принесенная декабристами на алтарь Отечества, не осталась бесплодной. Там, где Николай I, как ему казалось, уничтожил с корнем вольнодумство, зацвели молодые побеги. Разгром декабристского движения принес лучшей молодежи того времени, по словам одного из современников, «великое общественное пробуждение». Позднее Л. Н. Толстой говорил: «Освободили крестьян не Александр II, а Радищев, Новиков, декабристы. Декабристы принесли себя в жертву».

В 1912 году в своей замечательной работе «Памяти Герцена» В. И. Ленин писал: «...мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена». Великий вождь революции неоднократно высказывался о роли декабристов в русском революционном движении. В статье «Из прошлого рабочей печати в России» Владимир Ильич говорит: «Освободительное движение в России прошло три главных этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский, или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время.
Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен».
В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин призывал гордиться Россией Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев. Нам дороги образы этих замечательных сынов России.
В предлагаемой подборке открыток воспроизводятся некоторые портреты видных декабристов — деятелей Северного, Южного Обществ и Общества Соединенных Славян. Все представленные портреты находятся в собрании Государственного Исторического музея в Москве. Многие из портретов воспроизводятся впервые.

М. Барановская.
Н. А. Бестужев Портрет Трубецкого Сергея Петровича (1790—1860) Бумага, акварель. Начало 30-х годов XIX века
Полковник. Участник Отечественной войны 1812 года. Отличился в Бородинском сражении. Участник заграничного похода 1813 года, был ранен «в битве народов» под Лейпцигом.
Член Северного Общества, управлял его делами вместе с Н. М. Муравьевым и Е. П. Оболенским. Намеченный диктатором в день восстания, на Сенатскую площадь не явился. Несомненно, при виде картины, развернувшейся перед его глазами, Трубецкой испугался выступления народа, который, подбадривая солдат, бросал в Николая I камнями и поленьями. Классовая сущность декабризма выразилась в словах соратников Трубецкого на следствии: «Мы более всего боялись народной революции, ибо она не может быть не кровопролитна и не долговременная.
Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода, куда за ним последовала Е. И. Трубецкая — первая из жен декабристов, приехавшая к мужу в Сибирь. На поселении — в Оёке и Иркутске. Умер в Москве. Автор «Записок».
Портрет из архива И. И. Пущина-Якушкиных.
Н.А. Бестужев Портрет Горбачевского Ивана Ивановича (1800—1869) Репродукция с автокопии 1839 года
Подпоручик 8-й артиллерийской бригады, член Общества Соединенных Славян и один из активнейших его деятелей. Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода. Остался на поселении в Петровском заводе, где и умер.
Автор «Записок», являющихся важным источником для изучения декабристского движения на Юге и Общества Соединенных Славян.
Автокопия (бумага, акварель) Н. А. Бестужева принадлежала И. И. Горбачевскому. Ее местонахождение неизвестно.
П.П. Соколов. Портрет Андреевича Якова Максимовича (1800—1840) Бумага, акварель. 50-е годы XIX века
Подпоручик 8-й артиллерийской бригады. Член Общества Соединенных Славян. Осужден по I разряду. Один из активнейших, стойких и последовательных революционеров, что сказалось в его действиях во время восстания на Юге (31 декабря 1825 — 3 января 1826 года) и в поведении на следствии.
Во время пребывания в тюрьме Петровского завода заболел тяжелым психическим недугом; болезнь прогрессировала. После окончания тюремного срока, в 1839 году в тяжелом состоянии был помещен в больницу для душевнобольных в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), где и умер.
Пейзажист и портретист. По отзыву своего соузника Д. И. Завалишина «...очень хороший живописец». Я. М. Андреевичем были написаны портреты декабристов (до нас не дошедшие), о чем свидетельствует другой его товарищ — А. Е. Розен.
Портрет выполнен с утраченной акварели Н. А. Бестужева конца 20-х годов XIX века (определение М. Ю. Барановской). Публикуется впервые.
Маньяни (?)Портрет ВадковскогоФедора Федоровича (1800—1844) Бумага, сангина, карандаш. Начало 20-х годов XIX века.
«Я храню к памяти его глубокое уважение, как к одному из замечательных лиц по уму, по теплоте его чувств и сердца и неизменчивости его убеждений», - писал о Ф. Ф. Вад-ковском декабрист С. Г. Волконский.
Прапорщик Нежинского конноегерского полка. Двоюродный брат декабриста 3. Г. Чернышева.
Член Северного и Южного Обществ, в которых активно действовал. Один из виднейших декабристов. Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода, на поселении — в селе Оёк Иркутского округа, где скончался от чахотки.
Блестящий музыкант, скрипач-виртуоз. Прекрасный математик.
Портрет из альбома декабриста 3. Г. Чернышева.
Н. А. Бестужев. Автопортрет. Фотокопия с акварели 40-х годов XIX века
Николай Александрович Бестужев (1791—1855) - капитан-лейтенант Гвардейского Морского экипажа. Старший из четырех братьев-декабристов, двое из которых - Александр и Михаил также были участниками выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Публицист, писатель, историк морского флота, директор Морского музея. Член Северного Общества, один из его активнейших деятелей. Вывел на Сенатскую площадь Гвардей­ский Морской экипаж.
Осужден по II разряду, но приравнен к I. Бестужев, по словам Е. П. Оболенского, был «человек замечательно даровитый»; по словам Н. В. Басаргина: «Чем не занимался он!.. У него были золотые руки». В тюрьмах Читы и Петровского завода развернулись его блестящие разнообразные способности: техник-изобретатель, часовых дел мастер, ювелир, портной, сапожник. Своих товарищей-соузников обучил различным ремеслам, что многим из них пригодилось после выхода на поселения. На поселении находился в селении Селенгинске (Забайкалье), где и умер.
Как талантливый художник, Николай Бестужев запечатлел обстановку, в которой находились декабристы, пейзажи Сибири и, самое главное, создал обширную галерею портретов своих товарищей и их жен-декабристок. Н. А. Бестужеву мы обязаны сохранением для истории облика первых дворянских революционеров.
Фотокопия с утраченного оригинала.
Н. А. Бестужев. Портрет Арбузова Антона Петровича (1790—1843). Бумага, акварель. 30-е годы XIX века
Лейтенант Гвардейского Морского экипажа. Член Северного Общества, активнейший участник восстания на Сенатской площади.
Осужден по I разряду. Обученный в каземате Н. А. Бестужевым слесарному мастерству, Арбузов, находясь на поселении в глухом селе Назаровское бывш. Ачинского округа Енисейской губернии, не мог его применить ни к чему. Поселенный вдали от товарищей, он не имел возможности получить от них помощь, обычную в тюрьме. Забытый своим братом, тихвинским помещиком Е. П. Арбузовым, принужден был поддерживать свое существование ловлей и продажей рыбы. Бедственное его положение послужило причиной его смерти.
Портрет обнаружен М. Ю. Барановской в начале 60-х годов в Москве у потомков Е. П. Арбузова. Публикуется впервые.

Продолжение серии:

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение)

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение 2)

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение 3)

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Холст, масло. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея

Сюжетом картины послужил эпизод из истории раннего христианства. Согласно легенде, апостол Павел, находившийся дол­гое время в тюрьме по обвинению в осквер­нении иерусалимского храма, т. к. выступил в нем с проповедью христианства, нарушив тем самым иудейские религиозные законы, был вызван римским проконсулом Фестом на суд, где в присутствии иудейского царя Ирода Агриппы и его сестры Береники объяснил ему догматы христианской рели­гии.
Милосердный самарянин Холст, масло. 1874 г. Красноярский краеведческий музей

Картина написана на сюжет библей­ской притчи о добром самарянине, отдав­шем последние капли воды умиравшему от жажды страннику,
Портрет А.И. Емельяновой. Тульский художественный музей
Флоренция. прогулка. 1884 г. Акварель. Собрание семьи художника
Памятник Петру Первому на Сенатской площади в Петербурге. 1870 г. Холст, масло 52х71. Государственный Русский музей
Собор св. Петра в Риме. 1884 г. Бумага, акварель. 17,6х25,2 см. Государственная Третьяковская галерея

Акварель «Собор св. Петра в Риме» экспонировавшаяся наряду с остальными на XIII передвижной выставке, свидетель­ствует, насколько самостоятельно воспри­нимал художник все то, что он встречал во время своей заграничной поездки 1883— 1884 годов. Василий Иванович Суриков не испытал, например, восхищения знамени­тым собором. Такое мнение подтверждает его письмо к П. П. Чистякову, где, в ча­стности, сказано: «Купол св. Петра напо­минает широкоплечего богатыря с малень­кой головой, и шапка будто на уши на­тянута».
Примечательно, что прославленное соо­ружение изображено не с традиционной эффектной точки зрения от колоннады, оформляющей площадь перед фасадом, а со стороны бокового крыла, причем жи­лые дома даже частично закрывают это крыло. Художник словно бы дает понять зрителю, что для Рима, на улицах и пло­щадях которого встречаются буквально все исторические времена и эпохи, отдельные памятники зодчества не занимают исклю­чительного положения, а составляют непосредственный облик города.

Портрет гитариста Ф.Ф. Пилецкого. 1900 г. Рисунок. Государственная Третьяковская галерея
Портрет П.И. Щербатовой. 1910 г. Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Портрет Е.К. Дерягиной. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея

среда, 16 января 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Автопортрет. Холст, масло. 1879 г.
Пир Валтасара Государственный Русский музей 
Картина написана на библейский сюжет.
Согласно легенде, ассиро-вавилонский царь Валтасар приказал принести на свой пир священные сосуды, захваченные в иерусалимском храме, чтобы пить из них вино.
Во время пира неведомая рука начертала на стене непонятные письмена. Пророк Даниил напомнил Вартасару о его прегреше­ниях — поругании священных сосудов, поклонении идолам, разврате и т. д. и, разъяснил смысл надписи «Мене, текел, фарес» - «исчислено, взвешено, разделено»,— что означало скорую гибель Валтасара и раздел его царства между персами и ми­дянами.



Портрет А.С. Матвеева в детстве. 1881 г. Сепия. Государственная Третьяковская галерея
Колизей. 1884 г. Бумага, акварель. 21х23,3 см. Государственная Третьяковская галерея 
На XIII передвижной выставке Васи­лий Иванович Суриков выступил только с одним сравнительно небольшим живописным полотном и пятнадцатью акваре­лями, написанными художником во время восьмимесячного зарубежного путешест­вия, предпринятого в 1883—1884 годах. Главной целью его поездки было посе­щение Италии, где некогда творили мастера эпохи Возрождения. Он стремился постигнуть суть их искусства.

Переливающаяся всеми оттенками пер­ламутра акварель «Колизей» свидетельст­вует, что Суриков в совершенстве овладел пленэрной живописью, передачей световоздушной среды.
Своему академическому учителю П. П. Чистякову Суриков писал, что коло­ристическая система великих итальянских мастеров была обусловлена не только их совершенными художественными вкусами и самобытной индивидуальностью, но и окружающей природой, что сообщало их колориту национальный характер. Это открытие легло в основу собственных коло­ристических поисков Сурикова, и они вско­ре привели его к колористическому строю картины «Боярыня Морозова», где мотивы русской зимы органически сплавлены с темой самого произведения.
Вид из Кремля. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея
Помпея. 1884 г. Акварель. Собрание семьи художника.
Вид на Кремль зимой. 1876 г. Акварель 15,4х24 см Государственная Третьяковская галерея
Севилья. 1910 г. Бумага, акварель. 35х25 см. Государственная Третьяковская галерея
Неаполь. 1884 г. Акварель. Музей-усадьба В.Д. Поленова
Неаполь Набережная. 1884 г. Бумага, акварель. 17,7х25,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Александры Ивановны Емельяновой. Государственная Третьяковская галерея
Под дождём в дилижансе на Чёрную речку. Бумага, сепия, акварель, процарапывание. 1971 г. Государственная Третьяковская галерея
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. Бумага, акварель, граф.карандаш. 1876 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Е.К. Дерягиной. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Н.Ф. Матвеевой 1909 г. Холст, масло. 92х74,5 см. Харьковский государственный музей изобразительного искусства
Художник И.С. Остроухов на этюде. Акварель. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея