Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. Холст, масло. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея |
Сюжетом картины послужил эпизод из истории раннего христианства. Согласно легенде, апостол Павел, находившийся долгое время в тюрьме по обвинению в осквернении иерусалимского храма, т. к. выступил в нем с проповедью христианства, нарушив тем самым иудейские религиозные законы, был вызван римским проконсулом Фестом на суд, где в присутствии иудейского царя Ирода Агриппы и его сестры Береники объяснил ему догматы христианской религии.
Памятник Петру Первому на Сенатской площади в Петербурге. 1870 г. Холст, масло 52х71. Государственный Русский музей
Собор св. Петра в Риме. 1884 г. Бумага, акварель. 17,6х25,2 см. Государственная Третьяковская галерея |
Акварель «Собор св. Петра в Риме» экспонировавшаяся наряду с остальными на XIII передвижной выставке, свидетельствует, насколько самостоятельно воспринимал художник все то, что он встречал во время своей заграничной поездки 1883— 1884 годов. Василий Иванович Суриков не испытал, например, восхищения знаменитым собором. Такое мнение подтверждает его письмо к П. П. Чистякову, где, в частности, сказано: «Купол св. Петра напоминает широкоплечего богатыря с маленькой головой, и шапка будто на уши натянута».
Примечательно, что прославленное сооружение изображено не с традиционной эффектной точки зрения от колоннады, оформляющей площадь перед фасадом, а со стороны бокового крыла, причем жилые дома даже частично закрывают это крыло. Художник словно бы дает понять зрителю, что для Рима, на улицах и площадях которого встречаются буквально все исторические времена и эпохи, отдельные памятники зодчества не занимают исключительного положения, а составляют непосредственный облик города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий