Суриков, Василий Иванович (1848-1916) родился в Красноярске. Старинный казачий род Суриковых происходит с Дона. В 1869-1875 гг. учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде. С 1878 г. - экпонент, в 1881-1908 гг. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1893 г. - действительный член Академии художеств, с 1895-го г. - академик. Творчество Сурикова - вершина реализма в исторической живописи русского и морового искусства. Уже в годы учения суриков стремился преодолеть условность академизма, ввод бытовые мотивы, добиваясь исторического фона и деталей ("Княжий суд", 1874, ГТГ). В 1880-е гг. создал наиболее значительные полотна - "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887, все - в ГТГ). Главное место в его картинах отведено народу, который показан как движущая сила истории. После острой депрессии в 1888 г., вызванной смертью жены, вернувшись к живописи, создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа. В картинах "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) показана смелая удаль стрелецкого войска. Картина "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспевает мужество русских воинов. Из полотен позднего периода следует назвать "Степана Разина" (1907, ГРМ) и "Посещение царевной женского монастыря" (1912, ГТГ). Работал как портретист, создав шедевры в этом жанре ("Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской", 1891, ГТГ). Творчество Сурикова глубоко патриотично, оно повествует о духовном здоровье и внутренней силе русского народа. Плодотворно работал как акварелист (преимущественно в жанре пейзажа) и рисовальщик. Произведения Сурикова хранятся во многих музеях России и за рубежом.
Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автопортрет. 1913 г. Государственный Русский музейБоярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея. |
Основой картины послужил исторический факт: ссылка боярыни Ф. П. Морозовой.
В XVII в. патриарх Никон провел реформу церковных обрядов. Произошел раскол церкви на никониан и старообрядцев (раскольников). Раскол явился религиозной оболочкой социального протеста; к нему примкнули главным образом представители угнетенных сословий и лишь отдельные представители знати. Боярыня Ф. П. Морозова была яростной ревнительницей старообрядчества. За это она подверглась неоднократным допросам, пыткам и ссылке вместе с сестрой — княгиней Е. П. Урусовой в Боровский монастырь.
Картина изображает отправку раскольницы в ссылку. В центре картины — боярыня Морозова. Закованная в кандалы, презирая муки, она высоко подняла руку с двуперстным крестом, знамением старообрядчества. Ее лицо выражает фанатическую непримиримость и страстный призыв твердо, как она, стоять за «истинную» веру. Осужденную провожает народ. Справа приверженцы и сочувствующие Морозовой: сидящий на снегу юродивый, женщина в голубом, странник. Слева — ее враги: ехидно смеющийся поп и купец.
В картине художник показал непреодолимую твердость, мужество и силу духа русского народа.
«Боярыня Морозова» — выдающееся произведение русского искусств XIX века. Впервые картина была выставлена на 15 передвижной выставке.
Задумавшийся подросток. Этюд. 1885 г. Собрание семьи художника
Другие работы художника:
Комментариев нет:
Отправить комментарий