среда, 23 января 2008 г.

Федор Павлович Решетников - советский художник

Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.
Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.
С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.
С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток.
Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.
Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.
Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.
Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы Великой Отечественной войны. Художник с первых же дней войны ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистских головорезов.
В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек. Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. ...Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».
За картины «Прибыл на каникулы» и «За мир» Ф. П. Решетников был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.
В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.
Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.
В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы.
К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям, искателя, устремленного в завтра.
М. Кузьмина
Нарушитель
Опять двойка. 1952 г.
За уроками. 1952 г.
Прибыл на каникулы. 1948 г. Государственная Третьяковская галерея
Достали языка. 1943 г. Государственный Загорский музей
Н.Н. Жуков (дружеский шарж) 1961 г. Государственная Третьяковская галерея
Утро (интерьер) 1950 г.
Портрет Л.И. Бродской. 1948 г.
С.Т. Коненков (дружеский шарж). 1961 г.
А.А. Дейнека (дружеский шарж). 1961 г. Государственная Третьяковская галерея
Кукрыниксы (дружеский шарж). 1961 г. Государственная Третьяковская галерея
Ромашки. 1952 г.
Голуби мира
Болгарская девушка. 1960 г.
Ранняя весна. 1958 г.
За мир. 1950 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея

вторник, 22 января 2008 г.

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич - российский живописец (продолжение)

Мать партизана. 1943 г. Государственная Третьяковская галерея
За власть Советов. 1957 г. Государственная Третьяковская галерея
Октябрь в Дрёмове. Иллюстрация к роману "Дело Артамоновых"

ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович, русский, советский художник (продолжение)

В.И. Ленин на трибуне. 1930 г.
И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1938 г. Государственная Третьяковская галерея
К.Е. Ворошилов. Центральный музей Советской Армии

понедельник, 21 января 2008 г.

Георгий Константинович Савицкий (1887-1949)


Савицкий, Георгий Константинович (1887-1949) - живописец. сын К.А. Савицкого. Родился в Петербурге. учился в Пензенском художественном училище (1902-1908) и Высшем художественном училище при Академии художеств (1908-1915) у В.Е. Маковского и Ф.А. Рубо. Член Ассоциации художников революции (1922-1929). Автор динамических жанровых, историко-революционных и батальных картин ("!(!( год", 1921, ГТГ; "На маневрах", 1934 ГРМ). Участвовал в создании панарамы "Штурм Перекопа" (1934-1938). Работал в области политического плаката и иллюстрации. Действительный член Академии художеств СССР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР. Его работы имеются также в музеях Пензы, Ульяновска, Хабаровска.
Баррикады на Садово-Кудринской улице. Декабрь 1905 года. 1925 г. Государственный музей революции СССР
Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году. 1928 г. Центральный музей Вооруженных сил СССР
Арест городового. Акварель. Государственный музей революции СССР
Всеобщая железнодорожная забастовка. Октябрь 1905 года. Государственный музей революции СССР
Бега. 1939 г.
Бой у Горбатого моста на Пресне. Декабрь 1905 года. 1945 г. Центральный музей В.И. Ленина
Первые дни Октября. 1949 г.
Щенки у миски. 1946 г.
Рождение Холстомера. Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого "Холстомер". 1947 г. Государственная Третьяковская галерея
Елатьма. 1948 г.
Пионы. 1944 г.
Поход Таманской армии в 1918 году. 1933 г. Центральный музей Советской Армии.
1919-й год. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея
Мальвы. 1949 г.
Вечер на Волге. Плёс. 1948 г.

воскресенье, 20 января 2008 г.

ЮОН Константин Федорович (продолжение)

Автопортрет. 1953 г. Холст, масло, 110х75. Государственная Третьяковская галерея
Парад на Красной площади в Москве 7 нобря 1941 года. 1949 г. Государственная Третьяковская галерея
Штурм Кремля в 1917 году. 1947 г. Холст, масло 70х101. Государственная Третьяковская галерея
Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота. 1927 г. Бумага, акварель, белила. 32х43. Государственый музей революции СССР
Ростов Великий. 1906 г. Холст, масло. 76х162. Рязанский областной художественный музей
Ростовский кремль.
Старая Москва. Москворецкий мост. Акварель, белила. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея
Троице-Сергиева лавра. Бумага, акварель. 23х31. Частное собрание, Ленинград
Псков. Лодки у берега. 1904 г. Музей-квартира И.И. Бродского, Филиал Н.-и. музея Академии художеств СССР
Загорск. Троицкий посад. Акварель, бумага. 22,7х30,2. Государственный Русский музей
Итальянский зал Останкинского дворца. 1954 г. Холст, масло. 75х110. Государственная Третьяковская галерея

Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и несколько неизвестных художников

Дионисий (ум. после 1502 г.) Алексий митрополит с житием. Деталь - два клейма. Начало 16 века. Московская школа. Государственная Третьяковская галерея.
Дионисий (ок.1440 г. - ок. 1508 г.) Воин. Фреска. 1500-1502 гг. Ферапонтовский монастырь близ Вологды.
Творчество замечательного русского живописца Дионисия относится ко времени сложения общенационального русского государства. Его искусство продолжало рублевские традиции, однако внося в них свой особый вклад. Благодаря ему московская школа живописи заняла главенствующее положение среди других школ Руси, которые начали подражать его стилю.
Известно, что самым достоверным созданием его кисти являются фрески Храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, который он расписал вместе со своими сыновьями Феодосией и Владимиром в 1500—1502 годах, о чем свидетельствует cохранившаяся старинная надпись. Сюжетно росписи посвящены прославлению Богоматери. Глаз сразу же поражает необычайная праздничность и разнообразие декоративного решения, ликующая красота светлых, радостных красок. Поразительны тонкие сочетания оттенков холодных и теплых тонов, золотисто-розовых с желтыми, серебристо-серых с бледно-зелеными. Усилению декоративного начала способствуют обильно вводимые Дионисием архитектурные фоны, драпировки, горки. Фигуры с маленькими головами и руками, с сильно вытянутыми пропорциями обладают удивительной легкостью. Художник достигал впечатления одухотворенности своих персонажей.
Фигура воина не имеет прочной опоры, ноги прикасаются к земле, но не опираются на нес. И вместе с тем Дионисий использует богатый запас жизненных наблюдений, особенно в передаче одежды воина, внимательно воспроизводя кольчугу с ее сложным узором.
Образ воина отмечен торжественной величавостью и силой. Художник стремился воплотить в нем героические черты, присущие русскому народу.
Феофан Грек (ок. 1340- ум. ок. 1410 г.) Успение. Деталь. 1392 г. Новгородская школа. Государственная Третьяковская галерея
Андрей Рублёв (ок. 1370 г. - 1430 г.) Троица. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея
Икона «Троица» Андрея Рублева вошла в замечательную сокровищницу шедевров не только русского, но и мирового искусства.
Сюжет ее связан с библейской легендой, рассказывающей о том, как старцу Аврааму и его жене Саре явились три странника, в которых они будто бы узнали воплощение трех лиц Троицы. Рублев оставляет лишь центральные персонажи легенды. Он стремится наиболее ясно и обобщенно выразить основную теологическую идею троицы — единство и согласие. Но религиозная мысль перерастает у Рублева в общечеловеческую, которая обладает неотразимой силой очищающего нравственного воздействия.
Прекрасные ангелы сидят на невысоких скамьях, они погружены в состояние глубокой задумчивости. Настроение полной внутренней сосредоточенности невольно передается зрителю, требуя от него длительного созерцания картины. Легкая грация движений не нарушает полного, чуть торжественного покоя их фигур. Тела вписаны в замкнутый круг, склоненные головы как бы направляют взгляды зрителя от одного персонажа к другому, заставляя снова и снова ощущать их неразрывное единство. Весь композиционно-ритмический строй картины подчинен выражению согласия, связи этих прекрасных юношей, лица которых говорят о доброте и сердечности. Стройные тела кажутся почти невесомыми. Однако Рублев дает почувствовать их объем в округлости голов, овале лица, нежной мягкости шеи. В их образах он высказывает свое глубокое преклонение перед гармоническим совершенством духовного и физического начала в человеке. Чистые синие, нежно-изумрудные, золотистые, вишневые, сиреневые тона составляют дивной красоты цветовую гамму, вызывая чувство душевной радостной просветленности.
Андрей Рублёв. Апостол Лука и ангелы. Деталь фрески "Страшный суд" 1408 г. Успенский собор. Владимир.
Имя великого художника Андрея Рублева окружено в России славой и почитанием в течение шести столетий. Уже вскоре после смерти Рублев был признан выдающимся мастером, а его творчество — самым совершенным образцом для подражания иконописцам. Точная дата рождения его неизвестна. Деятельность Андрея Рублева связана с Москвой, с Троицким монастырем, основанным Сергием Радонежским, Сав-вино-Сторожевским монастырем близ Звенигорода и Успенским собором во Владимире.
Фрески Успенского собора во Владимире были начаты А. Рублевым вместе с его другом Даниилом Черным и помощниками 25 мая 1408 года. Росписи были расчищены в 1918 году. Сохранились лишь немногие из тех, что некогда составляли грандиозную композицию «Страшный суд». На одном из фрагментов представлены апостолы, за которыми стоят несколько рядов ангелов. Примечательно то, что большие нимбы ангелов ритмически вторят полукружию свода, на склоне которого расположены, создавая удивительное единство росписи и архитектуры. Того же впечатления достигает прозрачная живопись в изображении стройных фигур с удлиненными пропорциями. Рублев вносит в лица апостолов черты национальные, русские, изменяя тем самым сложившиеся иконографические образцы. Образ апостола Луки глубоко человечен и прекрасен своей одухотворенностью. Художник воплощает в нем свое восхищение достоинством человека, его гордым, ясным умом и нравственной силой. Нежная задумчивость ангелов своим тонким лирическим очарованием оттеняет более мужественный облик апостолов.
В росписи нашли отражение реальные впечатления Рублева и его искренняя вера в нравственную красоту людей.
Неизвестный художник конца 17 века. Портрет В.Л. Кочубея (1640-1708). Холст, масло. 67х53 см. Харьковский государственный музей изобразительного искусства
Украинская народная картина 18 века. Казак-бандурист. Холст, масло. 65х96 см. Харьковский государственный музей изобразительного искусства
Неизвестный художник. 18 век. Портрет неизвестного. Холст, масло. 81х65. Костромской областной музей изобразительных искусств

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение)

Неизвестный художник Портрет Фонвизина Михаила Александровича (1788—1854). Холст, масло. Начало 20-х годов XIX века
Отставной генерал-майор. Участник Отечественной войны 1812 года, адъютант А.П. Ермолова. Участник заграничного похода 1813 года, при Бриенне был ранен. Член Северного Общества, один из его активнейших деятелей-организаторов. Осужден по IV разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода, куда за ним последовала его жена Н. Д. Фонвизина.
На поселении жил в Енисейске, Красноярске и Тобольске. В 1848 году, когда эпидемия холеры обрушилась на Тобольск, вместе С другими поселенными там декабристами, рискуя жизнью, ухаживал за больными, снабжал их медикаментами и пищей. Оказывал помощь И. Д. Якушкину при создании им ланкастерских школ в Ялуторовске, в 1853 году получил разрешение выехать в Европейскую Россию с правом жительства в селе Марьине Бронницкого уезда Московской губернии» где и умер.
Портрет публикуется впервые.
Неизвестный художник. Портрет Каховского Петра Григорьевича (1797—1826). Бумага, акварель. Начало 20-х годов XIX века
Отставной поручик. Член Северного Общества. Активный участник движения. Известны слова П. Г. Каховского: «Для Отечества я всем готов жертвовать». Намечался К. Ф. Рылеевым для покушения на Николая I. Однако 14 декабря Каховский этого не смог совершить, а смертельно ранил военного генерал-губернатора Петербурга М. А. Милорадовича и командира Гренадерского полка Н. К. Стюрлера.
Поставленный вне разряда, П. Г. Каховский был повешен 13(26) июля 1826 года.
Портрет публикуется впервые.
Неизвестный художник. Портрет Бестужева-Марлинского Александра Александровича (1797—1837) Холст, масло. 30-е годы XIX века
Штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка. Член Северного Общества, входил в его Думу. Активный участник восстания 14 декабря 1825 года. Вывел вместе с братом М. А. Бестужевым на Сенатскую площадь Московский полк. Осужден по I разряду. Сослан в Якутск. В 1829 году определен рядовым на Кавказ.
Выдающийся критик и писатель, имя которого (он писал под псевдонимом «Марлинский») уже в 20-х годах было известно в России.
На Кавказе, будучи солдатом, много страдал от притеснений начальства. Ему было разрешено печататься, и в короткое время он приобрел огромную известность. Марлинского называли «Пушкиным прозы» и «русским Бальзаком».
7 июня 1837 года при занятии русскими войсками мыса Адлер на Черноморском побережье Кавказа А. Бестужев-Марлинский был тяжело ранен и погиб в бою.
Портрет относится ко времени пребывания декабриста в Дербенте в 1833-1834 годах. Публикуется впервые.
Неизвестный художник. Портрет Рылеева Кондратия Федоровича (1795—1826). Гуашь на кости. 1826 год
«Рылеев был человек с твердыми, непоколебимыми убеждениями... В нравственном отношении он был безукоризнен». (Декабрист Н.В.Басаргин.)
Отставной подпоручик. Участник заграничного похода 1814 года, заседатель от дворянства Петербургской Палаты Уголовного суда (1820-1824 годы). С 1824 года — правитель дел Российско-Американской компании. Крупнейший поэт. В 1822 году вместе с А. А. Бестужевым-Марлинским предпринял издание альманаха «Полярная звезда», который выражал взгляды будущих декабристов и объединил все прогрессивные силы русской литературы.
Вождь Северного Общества, главный организатор восстания 14 декабря 1825 года.
Поставленный вне разряда, повешен 13(26) июля 1826 года.
Миниатюра - посмертный портрет К. Рылеева, принадлежала жене декабриста - Н. М. Рылеевой.

суббота, 19 января 2008 г.

Портреты декабристов. Подборка открыток (продолжение)

Неизвестный художник. Портрет Нарышкина Михаила Михайловича (1798—1863) Акварель на кости. Начало 20-х годов XIX века
Полковник лейб-гвардии Измайловского полка М. М. Нарышкии. Неизвестный художник. 1823. Из собрания Ю. Б. Шмарова.
Полковник, командир батальона Тарутинского пехотного полка, член Союза Благоденствия; один из виднейших деятелей раннего периода Северного Общества.
Осужден по IV разряду. На поселении находился в городе Кургане. Вместе с женой, Е. П. Нарышкиной (дочерью героя Отечественной войны 1812 года генерала П. П. Коновницына), последовавшей за ним в Сибирь, лечил местное население, оказывал помощь окрестным жителям одеждой, деньгами, хлебом.
В 1837 году определен на Кавказ рядовым. В 1844 году, выйдя в отставку, поселился в селе Высоком Тульской губернии, где открыл школу и содержал ее на свои средства. Умер а Москве.
Портрет публикуется впервые.
Неизвестный художник Портрет Оболенского Евгения Петровича (1796—1865) Масло на жести. 30-е годы XIX века
Поручик лейб-гвардии Финляндского полка. Член Союза Благоденствия и Северного Общества; один из основных руководителей и организаторов восстания на Сенатской площади.
Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода. На поселении в Ялуторовске. Оставил «Воспоминания о К. Ф. Рылееве». Умер в Калуге.
Портрет - возможно копия с работы Н. А. Бестужева 30-х годов в Петровском заводе был получен В. Н. Фигнер от потомков сестер Е. П. Оболенского.
Неизвестный художник. Портрет Одоевского Александра Ивановича (1802—1839) Бумага, акварель, начало 20-х годов XIX века
Корнет лейб-гвардии Конного полка. Поэт. Музыкант. Близкий друг А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева-Марлинского. Член Северного Общества. Участник восстания на Сенатской площади. Осужден по IV разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода. В Чите создал свой знаменитый ответ на послание А. С. Пушкина «В Сибирь» — «Струн вещих пламенные звуки...» и целый ряд стихотворений, записанных его соузниками.
Поселенный в Ишиме, в 1837 году был определен рядовым на Кавказ, где встретился и сблизился с М. Ю. Лермонтовым. Умер в Псезуапе (ныне селение Лазаревское) от злокачественной малярии.
Портрет определен М. Ю. Барановской.
Неизвестный художник. Портрет Поджио Александра Викторовича (1798—1873) Дерево, масло. Начало 20-х годов XIX века
Отставной подполковник. Член Южного Общества, один из ближайших сподвижников П. И. Пестеля. Осужден по I разряду. Находился в тюрьмах Читы и Петровского завода. Затем на поселении в селе Усть-Куда Иркутского округа и Иркутске.
После так называемой «амнистии», данной в 1856 году, за границей встретился С А. И. Герценом.
Последние годы жизни провел в селе Вороньки Черниговской губернии, в имении дочери своего соузника С. Г. Волконского, где и умер.
Автор «Записок», которые остались незаконченными.
Портрет публикуется впервые.
Неизвестный художник. Портрет Поджио Иосифа Викторовича (1792—1848). Бумага, акварель. Начало 20-х годов XIX века
Отставной штабс-капитан Преображенского полка, участник Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения и заграничных походов 1813—1814 годов.
Член Южного Общества. Осужден по IV разряду. По «высочайшему повелению» вместо отправил в Читу был заключен в Шлиссельбургскую крепость — одну из самых страшных царских тюрем, на 8 лет, что было скрыто от семьи декабриста. И только после отбытия наказания поселен в селении Усть-Куда Иркутского округа, где находился и его брат А. В. Поджио.
Музыкант. Умер в Иркутске, в семье декабриста С. Г. Волконского.
Портрет публикуется впервые.