суббота, 2 февраля 2008 г.

Рудаков Константин Иванович - иллюстрации к произведениям Ги де Мопассана

Рудаков Константин Иванович (1891-1949), российский график. Иллюстрации, глубоко раскрывающие содержание литературного произведения, артистичные по рисунку, тонкие по цвету («Милый друг» Г. Мопассана, 1936).

В этой подборке представлены иллюстрации К.И. Рудакова к произведениям французского классика Ги де Мопассана:

К рассказу "Бочёночек"
К рассказу "Сын"
К рассказу "Исповедь Теодюля Сабо"
К рассказу "Пышка"
К рассказу "Буатель"
Иллюстрации к роману "Милый друг". В кафе "Фоли-Бержер"
Вечер г-жи де Марель
Клотильда де Марель и Жорж Дюруа
Клотильда де Марель и Жорж Дюруа
Жорж Дюруа и г-жа Вальтер
Жорж Дюруа разоблачает жену.
Жорж Дюруа вечается


Другие работы художника:

Рудаков Константин Иванович - иллюстрации к ронаму И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" и другим произведениям русских классиков

Павел Петрович Соколов-Скаля


Высокий, широкоплечий, с красивыми, мужественными чертами лица, как бы высеченными резцом скульптора, энергичный, сильный, широкая русская натура — таким всплывает в памяти образ недавно ушедшего из жизни замечательного советского художника Павла Петровича Соколова-Скаля. Человек большого, яркого таланта, неуемного, бурного темперамента, он умер слишком рано, в расцвете сил, полный творческих замыслов.
Народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Павел Петрович Соколов-Скаля родился в 1899 году в Стрельне под Петербургом, детство и юность провел в Саратове. В дни февральской буржуазно-демократической революции Соколов-Скаля находится в Москве, где он с 1914 года обучался в художественной студии известного живописца И. И. Машкова. Революционные события захватывают юного художника, они формируют его общественное сознание. Значительную роль сыграла и та работа, которую он проводил в годы гражданской войны на Урале, где он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества.
В 1921 году Соколов-Скаля окончил Вхутемас в Москве и вскоре вошел в творческую группу «Бытие», а с 1926 года он связал свой путь с самой крупной реали­стической художественной организацией 20-х годов — АХРР. Вместе с передовыми советскими художниками он берется за темы Октября и насыщает их высоким гражданским пафосом, призывом к защите революционных завоеваний народа.
Тематический и жанровый диапазон творчества Соколова-Скаля на редкость многообразен. Он — автор известных историко-революционных картин, батальных, жанровых и исторических полотен, портретов, пейзажей, натюрмортов, плакатов, иллюстраций, тематических серий станковых рисунков, батальных панорам и театральных декораций. Поиски монументальности и революционной романтики, глубокая идейная устремленность творчества сопутствуют художественной деятельности Соколова-Скаля на всех ее этапах. Художник любит показывать грандиозные события, создавать массовые народные сцены, насыщенные действием, динамикой, борьбой.
Иногда большой творческий диапазон и стремление поскорее откликнуться на самые различные животрепещущие явления современности приводят Соколова-СкаЛя к поверхностной иллюстративности, порой художник становится жертвой своего кипучего темперамента, своих чрезмерно широких интересов. Творческие неудачи и срывы бывают в жизни каждого художника. Однако отдельные неудачи не могут заслонить того основного и главного, что характерно для Соколова-Скаля, того ценного вклада, который он внес в советское искусство.
Первым значительным произведением Соколова-Скаля явился «Таманский поход» (1928), в основу которого лег сюжет известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом картины является народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. В горячих цветовых сочетаниях, в звучной красочной гамме, построенной на контрастных черных, зеленых и золотистых тонах, художник повествует об одном из героических эпизодов великой эпохи классовых битв. «Таманский поход» — одна из первых сюжетных многофигурных композиций среди все еще распростра­ненного в это время в советской живописи этюдного отображения действительности.
Следующей значительной работой молодого художника явилась написанная годом позже большая картина «Путь из Горок» (1929). От нее веет скорбью, молчаливым горем, словно застывшим в леденеющем, морозном воздухе тех дней.
Волнующее впечатление производит созданная также в ранний период творчества Соколова-Скаля картина «Братья» (1932), построенная на остром психологическом конфликте. Бурная эпоха гражданской войны передана художником через переживания и борьбу членов одной семьи, где родные братья оказываются во враждебных лагерях.
Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, Соколов-Скаля в тридцатые годы совершил много поездок по стране. Он посетил крупные индустриальные центры, был на иранской, афганской и дальневосточной границах. За эти годы художник создал целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам. В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля делает иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова. Эти полные глубокой романтики рисунки до сих пор остаются лучшими из всего, что создано на эту тему.
В 1938 году на выставке «XX лет РККА» появился триптих Соколова-Скаля, посвященный легендарному герою гражданской войны Щорсу. Левая часть триптиха изображает Щорса-агитатора, выступающего на митинге. В центральной части мы видим Щорса-полководца в момент встречи с партизанским вождем Боженко. Правая часть посвящена героической смерти Щорса. Тяжело раненный комдив, поддерживаемый ординарцем, выпрямляется в последний раз во весь рост, чтобы поднять своих бойцов в наступление. Образ Щорса — большая творческая удача художника.
В годы Великой Отечественной войны глубоко патриотическое боевое искусство Соколова-Скаля проявлялось в самых различных формах и служило большому делу защиты Родины. В качестве художественного руководителя Соколов-Скаля возглавил Московскую мастерскую военно-политического плаката «Окна ТАСС» и сам создал около 400 метких, бьющих по врагу плакатов. Художник выезжает на различные фронты и в результате полученных впечатлений создает монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа, — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и др. Из картин Соколова-Скаля о Великой Отечественной войне наиболее известно произведение «Краснодон­цы» (1948), повествующее о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Художник стремился показать силу и сплоченность юных патриотов-партизан, изобразив их в момент, когда они слушают по радио голос родной Москвы.
Большое место в творчестве Соколова-Скаля занимают исторические полотна. Следует отметить интересную по замыслу серию полотен, посвященных эпохе Ивана Грозного: «Иван Грозный в Ливонии», «Иван Грозный и Владимир Старицкий» и другие. Наиболее значительной исторической картиной Соколова-Скаля является «Емельян Пугачев» (1952). Среди персонажей картины есть много живых и типичных образов. Правдив образ самого Пугачева, характерны лица его соратников — атаманов уральских и приволжских казаков.
В 1953 году художник написал панно «Штурм Зимнего» для главного павильона ВСХВ, ныне Выставки достижений народного хозяйства СССР. На огромном полотне изображена лавина восставшего народа, врывающегося через арку Главного штаба на Дворцовую площадь. Образы участников исторического штурма типичны и убедительны. Цветовое решение картины соответствует драматической напряженности события.
Большое природное дарование баталиста, которое проявились в историко-революционных и исторических полотнах Соколова-Скаля, нашло свое выражение и в его работе над панорамами. Еще в 30-х годах художник участвует в создании панорамы «Штурм Перекопа», а после Великой Отечественной войны проделывает сложнейшую работу по восстановлению знаменитой панорамы Рубо «Оборона Севастополя», возглавляя коллектив советских живописцев.
Неистощимая творческая энергия художника проявилась также в его педагогической и общественной деятельности. Он преподавал в Московском институте декоративного искусства, руководил мастерской в художественном институте имени В. И. Сурикова, чутко и бережно относясь к молодым кадрам. И не случайно Соколов-Скаля возглавлял выставкомы VI Всемирного фестиваля и многочисленных молодежных выставок, в том числе и выставки «40 лет ВЛКСМ».
В 1959 году в связи с 60-летием со дня рождения и 35-летием творческой деятельности в залах Академии художеств СССР была развернута большая персональная выставка его произведений, которая затем была показана в Ленинграде и за рубежом — в Румынии.
В советское искусство Соколов-Скаля вошел как художник-патриот, живший большими идеями своего времени и запечатлевший в ярких образах борьбу народа за светлое коммунистическое будущее.
Э. Полищук
Автопортрет.
Штурм Зимнего. 1953 г. Панно на ВДНХ СССР
Таманский поход. Государственная Третьяковская галерея
Братья. 1932 г. Центральный музей Советской Армии
Гибель начдива (правая часть триптиха "Щорс"). 1938 г. Центральный музей Советской Армии
Путь из Горок. 1929 г. Центральный музей В.И. Ленина
Иллюстрация к повести Д. Фурманова "Чапаев" 1948 г. Государственный Литературный музей.
Освобождение Калуги в 1942 году. 1946 г. Иркутский областной художественный музей
Пленный курбаши. 1935 г.. Музей пограничных войск.

Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году. Государственный музе революции СССР
Хлеб. 1953 г.


пятница, 1 февраля 2008 г.

Дейнека Александр Александрович (продолжение)

Дейнека Александр Александрович [8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва], российский художник. Мастер, воплотивший социально-утопические идеи коммунизма с особой пластической и эмоциональной силой. В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). В 1919-20 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.

Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение — 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-39) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-60; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.

Негритянский концерт. 1935 г. Государственный Русский музей
Будущие лётчики. 1937 г. Холст, масло. 134х161. Государственная Третьяковская галерея
Раздолье. 1944. Холст, масло 204х300. Государственный Русский музей
Хорошее утро. 1959-1960 г.
Хоккеисты. 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.
Открытие колхозной электростанции. 1954 г.
Краснокрылый гигант
Октябрьские лозунги мира. У нарвской заставы 1917 год. 1959-1960. Художественная выставка "Советская Россия"
Эстафета.
Оборона Севастополя. 1942 г. Холст, масло. 204х300. Государственный Русский музей
На просторах подмосковных строек.
Оборона Петрограда. 1927 г. Центральный музей Советской Армии
Окраина Москвы. 1941 год. 1941. Холст, Масло. 92х136. Государственная Третьяковская галерея.

Сомов Константин Андреевич (продолжение)


Константин Андреевич Сомов был одним из виднейших представителей «Мира искусства» — русского художественного течения конца XIX — начала XX века. Объединяя преимущественно людей даровитых, желанием которых было внести искусство в быт, работал во всех областях, где нужен вкус и глаз художника, мирискусники много сделали для русской культуры. Их работы в книге, прикладном и декоративном искусстве, в художественной промышленности заслужили признание. Но идейные установки мирискусников, часто противоречившие их творческой практике, отнюдь не были прогрессивны. Отказываясь от социальной темы в искусстве и открыто противопоставляя себя передвижничеству, они разрушали преемственность демократических традиций в русском искусстве.
К. А. Сомов родился в Петербурге в 1869 году в семье, принадлежащей к интеллигенции. Его отец, А. И. Сомов, хранитель Эрмитажа, знаток искусства и коллекционер, сам немного рисовал и писал, мать была талантливой музыкантшей и певицей. В детстве и юности Константин Сомов одинаково увлекался изобразительным искусством, музыкой и театром. В гимназические годы он брал частные уроки рисования и живописи, посещал рисовальные классы Общества поощрения художеств. Тогда же он сблизился с будущими членами «Мира искусства»: с Александром Бенуа, Л. Бакстом, Е. Лансере, А. Остроумовой-Лебедевой.
В 1888 году К. Сомов поступил в Академию художеств, где наибольшее значение для него имели занятия в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Репин считал К. Сомова способным учеником.
В 1896 году друзья Сомова уезжают в Париж, и художник, не вполне закончив курс, уходит из Академии и две зимы живет во Франции. Там он почти все время отдает работе и возвращается в Россию вполне сложившимся художником.
Как и другие представители «Мира искусств», К. А. Сомов чрезвычайно разносторонний мастер. Он пишет портреты, пейзажи, жанровые картины, работает в книжной графике и оформлении книги, в театре, делает статуэтки, рисует узоры для вышивок и ювелирных украшений и все это с большим вкусом и артистизмом.
В ранних работах Сомова преобладают композиционная ясность, уравновешенность цвета. В 90-е годы он создает ряд портретов близких ему людей: портреты матери, отца, сестры и других. В портретах есть пристальное внимание к внутреннему миру человека и сочувственное отношение к нему.
Со временем Сомов все больше стремится к творческому преобразованию увиденного, к более явному выражению своей индивидуальности. Это сказалось и в портретах, написанных им после 1910 года. По-прежнему Сомов — чуткий, внимательный наблюдатель, но теперь он нередко подчиняет образы людей своему настроению, обычно меланхолическому. Иногда мастер стилизует портреты «под старину».
Но случается, что и сама модель соответствует его замыслу. Блестящим образцом подобного портрета и, может быть, вершиной творчества Сомова является «Дама в голубом платье» (Портрет художницы Е. М. Мартыновой, 1897—1900). Это портрет глубоко психологический и поэтичный, многоплановый и сложный. Он был задуман как романтический портрет-картина в стиле первой половины XIX века. Внешняя декоративность фона, одежды, позы контрастирует с глубоким внутренним драматизмом образа. Несмотря :на атрибуты прошлого, портрет современен. Пейзаж усиливает настроение печали и внутренней надломленности молодой женщины. Выполненный в традициях старой живописи, портрет Мартыновой отличается совершенством композиции, рисунка, красотой цвета.
В одном из своих более поздних портретов— в «Портрете композитора С. В. Рахманинова» (1925) Сомов прежде всего подчеркивает высокую интеллектуальность великого музыканта. Пейзажный фон эмоционально обогащает портрет. Беспокойная пестрота листвы усиливает внутреннюю динамичность картины. Голова композитора с резкими чертами лица вылеплена крепко, легко, энергично. Прекрасно изображена и одежда, написанная более широкими мазками. В портрете Рахманинова как бы собраны достижения Сомова в области портретного искусства разных периодов его творчества. Здесь он возвращается к простоте ранних портретов, но сочетает ее с предельно отточенным рисунком, с чистотой и декоративной приподнятостью цвета и с более крепкой композиционной построенностью.
Глубокое понимание натуры художник проявляет и в своих пейзажах, которым, когда бы они ни были созданы, присуща какая-то особая нежность и музыкальность. Просты и безыскусственны, исполнены меланхолического настроения и умиротворенности его более ранние пейзажи, выполненные с натуры в 1890— 1900 годы. Это портреты уголков природы, сделанные чутким мастером и тонким лириком. И позже пейзажи остаются поэтичными, хотя и делаются более декоративными и графически утонченными. В них остаются грусть, особая бережность в отношении к природе. Со временем Сомов все дальше отходит от работы с натуры и дает все больше свободы воображению. Художник «сочиняет» пейзажи, создает пейзажные композиции. Для Сомова природа становится средством выражения его личных настроений. В этих работах художник широко использует эмоциональное воздействие цвета, декоративно обобщает его и делает более звучным. С особым вниманием он относится к линии, оттачивает ее с тщательностью и предельной точностью. Иногда в пейзажи вводятся фигуры людей, которые часто не играют самостоятельной роли, а лишь дополняют, поддерживают настроение природы.
Велика роль пейзажа в жанровых произведениях Сомова. Его жанры настолько индивидуальны, что само понятие «творчество Сомова» обычно связывают именно с жанровыми работами мастера. Образы его картин нередко навеяны живописью; музыкой и литературой XVIII века, а также рассказами о русской старине, знакомыми ему с детства. Искусство рококо привлекает Сомова легкостью и (изысканностью чувств и декоративностью живописи. В жанрах художник не стремится ни к исторической, ни к бытовой достоверности. Это импровизации на темы литературных, художественных и музыкальных впечатлений, которые передают мысли и чувства человека начала XX века. Как правило, его жанры — интимны.
К числу подобных жанровых композиций принадлежит картина «Арлекин и дама» (1912), относящаяся к серии «Фейерверки». Произведение романтично и празднично. Действие протекает словно на сценической площадке, замкнутой кулисами и задником. Художник не стирает грани между маскарадом и действительностью. В этой декоративной, в основе, работе есть характерная для многих жанров Сомова недосказанность. Построенная на контрастах и повторах композиция обладает большим ритмическим разнообразием, гармонической уравновешенностью и слитностью всех частей. Строгая вертикаль левого боскета и прямые линии обрамления водоема контрастируют со сложной и изысканной линией силуэта фигур, дополняя друг друга. Великолепная красочная гамма картины построена на сочетании звучных, насыщенных, пряных цветов.
Композиции его жанровых работ нередко напоминают декоративные панно.
Если для более ранних жанровых произведений Сомова характерна широта мазка, то позже он часто увлекается миниатюрные письмом, графической четкостью в изображении деталей, иногда стилизует под старые живописные приемы.
Очень много и серьезно занимался Сомов книжной графикой. Он оформлял книги, делал иллюстрации, воспринимая книгу как цельное произведение искусства. Здесь, как и в жанре, особенно ярко выразились большая культура, утонченность творчества Сомова.
Константин Андреевич Сомов проявлял огромную требовательность к своей работе. Александр Бенуа вспоминал о том, как Сомов иногда часами сидел над одной линией, добиваясь ее особой выразительности.
До последних лет жизни Сомов сохранил верность руки и глаза, но произведений, равных его работам 1900-х—1920-х годов, уже не создал.
Умер К. А. Сомов во Франции в 1939 году.
И. Дорогоневская
Автопортрет. 1902 г. Карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Вечерняя дорога. Акварель. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет С.В. Рахманинова. 1925 г. Холст, масло. 63,7х51,6 Государственный Русский музей
Портрет А.А. Блока, 1907 г. Цветной карандаш, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1901 г. Государственный Русский музей
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1909 г. Частное собрание. Ленинград
Детский портрет. 1896 г. Государственный Русский музей
В парке. 1896 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Бенуа и Бакст. Набросок с натуры. 1896 г. Бумага, акварель. 37,3х22,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Грусть. 1919 г. Частное собрание. Ленинград
Пейзаж ( Лето. Вечерние тени. Радуга) 1900 г. Масло, холст. 58х71. Государственный Русский музей

четверг, 31 января 2008 г.

Сомов Константин Андреевич


Сомов Константин Андреевич (1869-1939), российский живописец и график. Сын А. И. Сомова. Член «Мира искусства». Иронически-стилизованные, порой в жеманно-эротическом духе сценки дворянского быта 18 в. («Вечер», 1900-02), островыразительные портреты («Блок», 1907), пейзажи, иллюстрации («Книга маркизы» Ф. Блей и Сомов, 1907-1908). С 1923 жил за границей.

Дама в голубом платье. 1897-1900 гг. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена современница автора, художница Елизавета Михайловна Мартынова (1868-1904 гг.). Сомов учился вместе сней в Академии художеств и рано начал писать её ещё в годы обучения. Он сделал несколько портретных этюдов: один акварелью в профиль в 1893 году, другой - карандашом в 1895 г. и очень интересный небольшой портрет маслом на фоне весеннего пейзажа в 1897 году (астраханская художественная галерея). Работа над портретом прервалась на длительный срок так как Сомов после окончания Академии уехал весной 1897 года на два года в Париж, а Е. Мартынова, страдавшая болезнью лёгких, весной того же года по совету врачей покинула Петербург и поселилась в Тироле (Журнал "Художник" №5 -1971 г. стр. 56-57)
Эхо прошедших времён. 1903 г. Акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Фейерверк. 1922. Музей-квартира И.И. Бродского
Дама у пруда. 1896. Государственная Третьяковская галерея
Арлекин и дама. 1912. Гуашь. Государственная Третьяковская галерея
Эскиз занавеса Свободного театра. 1913 г. акварель. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Портрет молодой девушки. 1904 г. Акварель, гуашь. 18х14,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Весенний пейзаж. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Летний пейзаж. 1900. Государственный Русский музей
Купальщицы. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1900-1902 гг. Государственная Третьяковская галерея