пятница, 8 февраля 2008 г.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Автопортрет 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Богатыри
После побоища Игоря Святославовича с половцами. (на сюжет из "Слова о полку Игореве") . 1880 г. Холст, масло. 205х390 см. Государственная Третьяковская галерея
С написанием этой картины, экспонированной на восьмой передвижной выставке, Виктор Михайлович Васнецов не просто начал самостоятельный путь в искусстве, но выступил поразившим широкую общественность самобытным истолкованием исторической темы.
Сюжет полотна живописец почерпнул в хрониках XIII века. Однако он не собирался показать исторический эпизод таким, каким бы он представлялся глазам наблюдателя, перенесенного из XIX века. Васнецов воссоздал событие в том виде, в котором оно продолжало жить в благодарной памяти народа, в великом произведении русского эпоса — «Слово о полку Игореве».
...Надвигающиеся вечерние сумерки бессильны приглушить нарядность красок одежд русских витязей, пришедших на битву за Отчизну, как на праздник. Смерть не посмела исказить мученическим выражением благородные черты их прекрасных лиц. И лежат они, словно бы не погибшие, а мирно покоящиеся в глубоком сне на ковре из изумрудной травы.
Эта возвышенная трактовка персонажей опиралась на прочную основу законов поэтики народного эпоса. Фольклор, чуждый натурализма, всегда наделял своих героев идеальными чертами.
Художнику удалось ощутимо передать сам поэтической строй народного предания. Картина Васнецова убедительно показывала безграничные возможности реализма
Витязь на распутье. 1882 г. Холст, масло. 167х299. Государственный Русский музей (2-й вариант этой картины находится в Государственной Третьяковской галерее)
В суровой степи остановился витязь перед камнем, нa котором высечены пророческие слова: «Как пряму ехати — Живу не бывати... Направо ехати — женату быти, Налево — богату быти». 
Сюжет картины навеян былиной об Илье Муромце и словно символизирует выбор жизненного пути целого народа.
Картина «Витязь на распутье» отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником- передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным. 
Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.
Склонив голову, читает надпись богатырь. Белый конь под ним тоже словно задумался. 3ловеще белеют чьи-то кости, предостерегая от опасного пути. Но не только раздумье выражает поза всадника - он готов пойти навстречу опасности, не страшась смерти.

Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". 1899 г.
Богатырский скок. (Илья Муромец). 1915 г. Холст, масло. 119х142,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Он повыше-то скакал лему стоячего,
Чуть пониже того облака ходячего...
Небольшие реки-озера промеж ног пускал,
А большие-то реки перескакивал.
Баян. 1910 г. Государственный русский музей

четверг, 7 февраля 2008 г.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Автопортрет. 1886 г. Бумага, карандаш. 21х23 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Портрет художника И.И. Шишкина. 1870-е гг. Бумага, карандаш, 54х45,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Куликовская битва. Эскиз. 1916 г. Государственный Русский музей
Иван Грозный смотрит на комету. 1901 г. Бумага, карандаш, 53х69 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге" . 1899 г.
Царь Берендей. Эскиз костюма к спектаклю А.Н. Островского "Снегурочка". Государственная Третьяковская галерея
Нищие певцы. 1873 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Красное крыльцо и Грановитая палата. 1900 г. Проект наружной раскраски части Кремлёвского дворца. Бумага, карандаш, акварель, золото. 25,2х16 см. Дом-музей В.М. Васнецова

среда, 6 февраля 2008 г.

А.П. Рябушкин (1861-1904) (продолжение)


Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904), российский живописец. Красочные жанровые и жанрово-исторические картины воссоздают быт Москвы 17 в. («Свадебный поезд в Москве», 1901).

В гости. 1896 г. Холст, масло. 42,5х31,7. Горьковский государственный художественный музей
Боярышня. 17 века. 1903 г. Картон, масло. 48х26. Государственный Русский музей
Новгородское вече (рисунок)
Русские женщины 17-го столетия в церкви. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент картины
Едут. (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17-го века) 1901 г. Масло, холст. 204х102. Государственный русский музей
Фрагмент картины
Московская улица 17-го века. 1896 г. Государственный Русский музей.
Воскресный день. 1889 г. Холст, масло. 38х60. Новгородский историко-архитектурный музей- заповедник
Семья купца в 17-ом веке. 1896 г. Холст, масло. 143х213. Государственный Русский музей
Творчество А. п . Рябушкина всецело посвящено истории допетровской Руси. Благодаря любви художника к быту и культуре XVII века, его пристальному изучению этнографических особенностей разных земель России, обстановки домов и костюмов, а также погружению в исконно русские традиции и нравы, не сломленные эпохой преобразований Петра 1, воссоздан мир прошлого. 
Портрет семейства московского купца представлен Рябушкиным как привычная к концу XIX века групповая фотография. В центре полотна восседает статный купец - глава семейства, изображенный художником в позе, полной самодостаточности и властности крепкого хозяина и успешного торговца. Нарядная купчиха с ребенком на руках приветлива и мила, несмотря на чересчур насурьмленные брови и раскрашенное согласно моде той поры румянами лицо. Герои полотна создают довольно статичную композицию, где лишь живость ребенка, грызущего калач, вносит некоторую динамику. 
Внимание живописца сосредоточено на точной фиксации материалов одежды, характере узорочья и украшениях нарядов. Изучая труды И . Е . Забелина и Н . И. Костомарова, работая в Историческом музее, Рябушкин создал настоящую, исторически верную иллюстрацию жизни допетровской Руси .
Фрагмент картины
Свадебный поезд в Москве. (17-е столетие). 1901 г. Государственная Третьяковская галерея
Боярышня 17-го века. 1899 г. Холст, масло. 34,5х12, 5 Свердловская картинная галерея

Гагарин Григорий Григорьевич

Гагарин Григорий Григорьевич (1810-93), российский живописец и рисовальщик. Батальные сцены, изящные контурные портретные рисунки, сатирические бытовые иллюстрации к «Тарантасу» В. А. Соллогуба (издан в 1845).
Специального художественного образования не получил. Нёс дипломатическую службу при русских посольствах в Париже, риме, Константинополе и Мюнхене. В 1839 г. принимал участие в военных действиях против кавказских горцев. С 1841 по 1864 гг. числился на военной службе, дойдя до чина генерал-майора. С 1859 по 1872 гг. вице-президент Академии художеств. Помимо картин оставил большое количество рисунков и акварелей.
Портрет княжны М.К. (Машко) Орбелиани. ГРМ
Купцы у самовара. Иллюстрация к повести Ф.А. Соллогуба "Тарантас". Государственный Русский музей
Привал охотников в Мингрелии. Государственный Русский музей
Починка тарантаса. Государственный Русский музей
Всадники. Вологодский музей изобразительных искусств
Портрет червленской казачки А.О. Федюшкиной. Акварель. Государственный Русский музей
Вид Константинополя и бухты Золотой Рог со стороны предместья Перы. Акварель. Государственный Русский музей
В гареме. Акварель. Государственный Русский музей
Сад в окрестностях Тифлиса (Лезгинка). Акварель. Государственный Русский музей
Дорога между Тифлисом и Телавом. 1840 г. Акварель. Государственный Русский музей
Бал у кн. М.Ф. Барятинской. 1834 г. Акварель. Государственный Русский музей
Пред испанкой благородной... (терраса) 1833 г. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина. Государственный Русский музей
Кофейный дом в Смирне. 1835 г. Акварель. Государственный музей изобразительныз искусств им. А.С. Пушкина
Восточная сцена. 1840-е гг. Государственный Русский музей

вторник, 5 февраля 2008 г.

Волков Ефим Ефимович


Ефим Ефимович Волков (1844-1920 гг.) - живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в Академии художеств. С 1899 г. - академик. В качестве художника-иллюстратора сопровождал князя Сергея Александровича в поездке на Ближний восток.
Участвовал на выставках Товарищества передвижников с 1878 по 1918 гг (член товарищества с 1880 г.). Из поездки на Ближний восток Волков привёз ряд пейзажей, экспонированных на 17-й передвижной выставке в 1889 г.
Дорога в лесу
Море. Государственный Русский музей
Ранний снег. 1883 г. Таллинский государственный художественный музей
Октябрь. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Над рекой. 1901 г. Государственный Русский музей
Рыбак
Болото осенью. Орловская областная картинная галерея

ЛОСЕНКО Антон Павлович русский художник-портретист 18 века. (продолжение)

Владимир и Рогнеда. 1770 г. Государственный Русский музей. Масло, холст. 211,5х177,5 см.
Картина передаёт одну из сцен из легенды о наследственном браке Владимира (позднее - великого князя киевского) и полоцкой княжны Рогнеды. Владимир, будучи новгородским князем обратился к отцу Рогнеды полоцкому князю Рогвольду, чтобы тот отдал свою дочь в супружество, разгневанный отказом, Владимир идёт с войной на Полоцкое княжество, князя Рогвольда с сыновьями убивают. На картине князь Владимир сообщает Рогнеде, которую берёт насильно в жены, о своей победе над её отцом и о захвате Полоцкого княжества.
За выполнение этой картины А.П. Лосенко было присвоено звание профессора.
У колыбели. Граф. карандаш, мел. 44,2х25 см. Государственный Русский музей
Путешествующие. 1760-е гг. Государственный Русский музей