После побоища Игоря Святославовича с половцами. (на сюжет из "Слова о полку Игореве") . 1880 г. Холст, масло. 205х390 см. Государственная Третьяковская галерея
С написанием этой картины, экспонированной на восьмой передвижной выставке, Виктор Михайлович Васнецов не просто начал самостоятельный путь в искусстве, но выступил поразившим широкую общественность самобытным истолкованием исторической темы.
Сюжет полотна живописец почерпнул в хрониках XIII века. Однако он не собирался показать исторический эпизод таким, каким бы он представлялся глазам наблюдателя, перенесенного из XIX века. Васнецов воссоздал событие в том виде, в котором оно продолжало жить в благодарной памяти народа, в великом произведении русского эпоса — «Слово о полку Игореве».
...Надвигающиеся вечерние сумерки бессильны приглушить нарядность красок одежд русских витязей, пришедших на битву за Отчизну, как на праздник. Смерть не посмела исказить мученическим выражением благородные черты их прекрасных лиц. И лежат они, словно бы не погибшие, а мирно покоящиеся в глубоком сне на ковре из изумрудной травы.
Эта возвышенная трактовка персонажей опиралась на прочную основу законов поэтики народного эпоса. Фольклор, чуждый натурализма, всегда наделял своих героев идеальными чертами.
Художнику удалось ощутимо передать сам поэтической строй народного предания. Картина Васнецова убедительно показывала безграничные возможности реализма
Витязь на распутье. 1882 г. Холст, масло. 167х299. Государственный Русский музей (2-й вариант этой картины находится в Государственной Третьяковской галерее) |
В суровой степи остановился витязь перед камнем, нa котором высечены пророческие слова: «Как пряму ехати — Живу не бывати... Направо ехати — женату быти, Налево — богату быти».
Сюжет картины навеян былиной об Илье Муромце и словно символизирует выбор жизненного пути целого народа.
Картина «Витязь на распутье» отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-
передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших
общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества.
Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным.
Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел
эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный
витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги
(как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.
Склонив голову, читает надпись богатырь. Белый конь под ним тоже словно задумался. 3ловеще белеют чьи-то кости, предостерегая от опасного пути. Но не только раздумье выражает поза всадника - он готов пойти навстречу опасности, не страшась смерти.
Чуть пониже того облака ходячего...
Небольшие реки-озера промеж ног пускал,
А большие-то реки перескакивал.