пятница, 15 февраля 2008 г.
четверг, 14 февраля 2008 г.
Илья Репин (продолжение)
В русском искусстве XIX столетия, достигшем больших высот, многогранном и ярком, Репину принадлежит одно из первых мест. Воспитанный в традициях революционно-демократической эстетики 60-х годов, он сумел наиболее остро выразить современность, показать ее сложной, противоречивой и многосторонней. Его идеалы были связаны с передовой общественной мыслью второй половины XIX века. Его творчество было подчинено идее борьбы за человеческое счастье. Обличая зло, раскрывая противоречия времени, он, вместе с тем, стремился найти в окружающей жизни подлинных героев, способных бороться и побеждать.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина — представителя одного из самых «низших» сословий. С ранних лет зарабатывая деньги писанием икон, он сумел скопить небольшую сумму и в 1863 году отправился в Петербург. Здесь Репин поступил в Академию художеств. Тут же он познакомился с вожаком передовой художественной молодежи — И. Н. Крамским, который стал его учителем и другом.
Шестидесятые годы прошли для Репина в упорном труде, в овладении мастерством, в знакомстве с современной литературой, с историей культуры. Общение с Крамским, знаменитым критиком В. В. Стасовым, друзьями по Академии художеств способствовало быстрому формированию мировоззрения молодого художника.
В это время Репин проходит как бы две школы -одну академическую, другую — школу Крамского и его друзей. В первой он преодолевает все сложности академической премудрости, однако не подчиняясь господствовавшей тогда в преподавании схоластике и извлекая из академической школы все для себя полезное. Во второй — он следует жизненным наблюдениям. Он рисует портреты друзей и знакомых, стараясь быть точным в воспроизведении их внешнего облика и стремясь проникнуть в людские характеры, раскрыть внутренний мир человека.
В портрете Е. Д. Шевцовой, нарисованном в технике мокрого соуса, Репин старается быть объективным, даже в какой-то мере строгим. Такая же объективность присуща и портрету матери, очень точно воссоздающему каждую черточку лица этой простой женщины.
Но некоторые портреты конца 60-х годов все более проникаются лирическим чувством, в них все более определенно проявляется отношение художника к своей модели. Таков портрет В. А. Шевцовой — невесты художника. В этом образе Репин воплощает тему спокойной, грустной задумчивости; он стремится всеми средствами опоэтизировать образ, передать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека.
Но не только портрет давал художнику повод для познания окружающего мира. Еще в 1864 году Репин создает жанровую картину — «Приготовление к экзаменам» — бесхитростную и незатейливую. Он охотно пишет портретные этюды со сторожа или продавца ученических работ Академии. Его привлекают самые простые проявления жизни.
Однако Академия требовала своего. Репин сочинял картины на евангельские или мифологические сюжеты. А последняя из академических картин — выпускная работа художника «Воскрешение дочери Иаира», удостоенная золотой медали, действительно, стала одним из лучших произведений художника. Эту удачу сам Репин объяснял тем обстоятельством, что евангельский сюжет он сумел как бы «пропустить» через воспоминания детства — он вспомнил смерть своей сестры Усти, полумрак комнаты, где лежала сестра, и ощутил то охватившее его душу чувство тоски и печали, которое он испытал когда-то. Эти живые человеческие переживания помогли Репину одухотворить традиционный сюжет, придать всей картине внутренний драматизм, сделать всю эту сцену близкой современным человеческим эмоциям.
Золотая медаль, полученная в Академии художеств, давала Репину право на поездку за границу, где молодой художник должен был совершенствовать свое мастерство. Но поездка откладывалась в связи с тем, что в России художника задерживали две большие работы, которые необходимо было закончить. Первой был групповой портрет славянских композиторов. Репин изобразил на большом холсте всех знаменитых славянских музыкантов, разбив их на группы и придав каждой из них несколько жанровый оттенок. Это позволило художнику отойти от устаревшей традиции парадного группового портрета.
Другой работой стала большая картина, законченная лишь в 1873 году — «Бурлаки на Волге».
Замысел «Бурлаков» родился еще в Петербурге, когда художник увидел бурлацкую ватагу на Неве. Но первые опыты решить задачу оказались неудачными. Слишком много было в них внешне демонстративного и назидательного: слишком мало художник еще видел и работал с натуры. Но «Бурлаки» запали в душу художника, и в поисках интересного материала для картины Репин отправился на Волгу. Он провел там целое лето, а через два года вновь предпринял поездку на Волгу. Здесь — на великой русской реке, словно собравшей весь простор русской земли, всю ее ширь, всю красоту, он упивался всем тем, что видел — прекрасными пейзажами, людьми, их смелостью, удалью. Волжские бурлаки стали для него близкими и знакомыми. Он рисовал их во время коротких перерывов или вечером у костра, компоновал картину, писал эскизы с изображением бури на Волге. Он восхищался своими будущими героями: Каниным, казавшимся художнику каким-то античным философом, Ларькой, бородатым мужиком — широкоплечим и длинноруким, с наивным детским лицом. Волжские впечатления заставили Репина искать новое решение картины. Художник понял, что его задача не только в том, чтобы обличать, что чаще всего делали художники 60-х годов, но и в том, чтобы выразить в этих образах силу, мощь, красоту.
В отличие от жанристов 60-х годов, писавших небольшие по размерам картины, Репин хотел создать монументальное полотно. Он избрал холст большого формата и так построил композицию картины, чтобы она создавала величественное и монументальное впечатление. Он выделил силуэты фигур бурлаков на фоне прибрежного песка, воды и неба. Он разбил всю ватагу на группы, уравновесив их. Передав движение, он словно замедлил его вертикальными ритмами. Точка зрения немного снизу и фризовое построение композиции еще более усилили значительность образов. Человеческие качества репинских героев, их ум, сила получили как бы подтверждение и в общем строе всей картины — в ритме и в композиции.
Картина Репина принесла художнику заслуженную славу. Не случайно через два года после окончания «Бурлаков» в 1875 году Крамской писал: «Четыре года тому назад Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков»... для всех стало очевидно, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе».
До отъезда в Париж Репин успел создать еще одно произведение, открывшее перед ним широкие перспективы в области портретного творчества. Это произведение— портрет В. В. Стасова 1873 года. В этом портрете художник выявил боевой дух, темперамент, неутомимость знаменитого критика, отстаивавшего интересы прогрессивного искусства.
К началу 70-х годов, когда все эти произведения были закончены, Репин предстает перед нами уже сложившимся мастером. Он владеет формой большой картины, он проявляет себя как тонкий и смелый рисовальщик, он становится глубоким психологом. Только пройдя школу 60-х годов, он оказывается способным справиться с теми сложными задачами, которые сам перед собой ставит.
«Бурлаками» и другими произведениями начала 70-х годов начинается зрелость художника. Но дело не только в той роли, какую сыграли эти произведения в творческом развитии самого Репина. Они открывали перспективы перед всей русской живописью, выдвигали новые психологические, композиционные и живописные проблемы. Репин оказался выразителем нового поколения художников, его знаменем и надеждой. В дальнейшем он подтвердил это свое право быть впереди, постоянно искать и находить новое.
Д. Сарабьянов
Это произведение. экспонировавшееся на шестой передвижной выставке, вызвало ныне, если не больше, нападков обскурантов от искусства, чем картина К. А. Савицкого «Встреча иконы».
Действительно, хотя Илья Ефимович Репин и запечатлел вполне конкретное лицо—чугуевского соборного протодиакона Ивана Уланова, персонаж портрета собирательно воплотил в себе все то, что можно объективно сказать о русском церкви втором половины XIX века.
Не случайно, позднее при отборе Академией художеств произведений русского искусства для Всемирной выставки «Протодиакон» Репина вызвал резкое возражение президента Академии великого князя Владимира Александровича, который заявил: "Такую физиономию духовного лица неудобно показывать иностранцам». Подобная реплика свидетельствовала об опасениях консерваторов, что по «Протодиакону» могли бы вынести общее суждение о православном духовенстве.
Набрякший нос пьяницы, плотоядные губы и обширнейшее чрево указывают на то, чем живет протодиакон. «Весь он плоть я кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев»,— писал о своем герое И. Е. Репин.
Ярлыки:
ГРМ,
ГТГ,
передвижник,
РЕПИН,
русская школа
среда, 13 февраля 2008 г.
Илья Репин (продолжение)
В этой подборке открыток репродуцированы работы Репина, созданные в середине 70-х годов прошлого века. Эти годы художник провел за границей. Окончив Академию художеств с золотой медалью, он получил право на так называемую пенсионерскую командировку в европейские страны, где должен был совершенствовать свое мастерство.
Сначала Репин отправился в Италию. Там он познакомился с искусством великих итальянцев. Затем он поехал в Париж и остался там до конца своей пенсионерской командировки. Всего он пробыл за границей три года—с 1873 по 1876 г. Во время заграничной поездки перед Репиным раскрылся замечательный мир искусства великих мастеров. Со всей страстью темпераментного и увлекающегося человека он восхищался то Рембрандтом, то Эдуардом Мане, то Микеланджело, то Веласкесом. Он постигал смысл замечательных произведении искусства, учился, открывал для себя новое, шел вперед еще неизведанными путями.
Репин приехал в Париж уже сложившимся художником. Увлечение старыми и новыми мастерами, через которые прошел он за границей, не увели его с главного пути, а, напротив, укрепили в исканиях правды и красоты. У Рембрандта он учился глубокому постижению человеческой психологии, у Микеланджело — титанической силе образов, у Мане — непосредственности изображения зримого мира во всей его блистательной красоте.
Сама атмосфера Парижа 70-х годов XIX века захватила Репина. Тут часто открывались новые выставки, собирались художники из разных стран, все они жили интересами искусства, тут все дышало искусством, было пронизано им. Репин оказался в Париже вместе с другими русскими художниками — Поленовым, Савицким, Беггровым и Боголюбовым.
Можно смело сказать, что во Франции в середине 70-х годов возникли лучшие пейзажные этюды Репина. В «Пейзаже с лодкой», в «Лошади для сбора камней в Вёле», в «Окраине Парижа» или в «Дороге на Монмартр» молодой художник с поразительной остротой видит и воспринимает окружающий мир. Эти этюды полны света. Выполненные в гамме холодных тонов, они построены на сложных переходах цвета, с помощью которых Репин передает пространство, воздух, характер освещения. Он непосредственно запечатлевает окружающую природу, находя интересное, поэтическое в самом простом и обычном.
К этим пейзажам примыкает картина 1874 года «Девочка-рыбачка», также написанная в Вёле. Репин изобразил девочку в окружении простого, ничем не примечательного пейзажа. Среди полевых цветов, на фоне далеких полей, бледного голубого неба она кажется такой естественной в своей заплатанной одежонке, непричесанная, грустная. Художника заинтересовал характер модели, а также проблема соотношения фигуры и окружающего пейзажа. Поэтому здесь как бы смыкаются задачи портретного и пейзажного жанров.
Портрет продолжает интересовать Репина и в Париже. По заказу Третьякова он написал портрет Тургенева (1874), который в те годы жил и работал во Франции. В этом произведении Репин продолжает линию, намеченную Перовым, Крамским и Ге. Портрет Тургенева написан очень точно и достоверно. Художник постарался постичь характер писателя, передать присущую ему интеллектуальность, спокойную мудрость, духовное богатство.
Совсем по-другому Репин написал свою дочь Веру (1874)—двухлетнюю девочку, сидящую в кресле. Сам художник указывал на то, что в работе над этим портретом ом старался быть похожим на Эдуарда Мане. Он сделал этот портрет в один сеанс — быстро, решительно и смело, не окончив некоторые детали, не дописав руки и ноги, и однако рискнул оставить холст в таком виде. В этом обстоятельстве проявилось стремление художника к живописной свободе. Ведущей цветовой мелодией портрета стал контраст синего и золотого. Он проведен тактично, даже нежно.
Парижские портретные опыты Репина достаточно многообразны. Он не останавливается на какой-то одной манере, а ищет в самых различных направлениях. Совсем в ином плане по сравнению с портретом Тургенева или Веры сделан «Еврей на молитве» (1875), который по сути своей является портретным этюдом. В нем подчеркнута погруженность модели в свои мысли, длительность внутреннего состояния человека. Он выдержан в рембрандтовских коричневатых тонах.
Портретным этюдом, который, как и «Еврей на молитве», приближается по своему смыслу к картине, является и «Негритянка» (1875—1876). Свежесть живописи сочетается здесь с законченностью и отделанностью деталей.
Но Репин не мог ограничить свое творчество портретом и пейзажем. Главным жанром для него всегда оставался бытовой. Картина на современный сюжет, взятый из окружающей действительности,— вот что всегда привлекало Репина, вот что было для него самым существенным. Тем более, что художник уезжал за границу, имея за плечами такой фундаментальный труд, как «Бурлаки на Волге».
Однако Париж не давал для этого необходимого материала. Парижскую жизнь Репин знал бегло. Он не мог сразу войти в ее гущу, взглянуть на нее «изнутри», как это делал он в России, постичь ее в самом существенном и главном. С другой стороны, русская действительность была от Репина в те годы отделена огромным расстоянием. Подготовительных работ к какой-либо картине на русский сюжет у него не было. Поэтому ему пришлось обращаться к парижской жизни.
И Репин пробует свои силы в этой области. Сразу же по приезде в Париж в 1873 году он пишет небольшую картинку «Продавец новостей в Париже». В этом произведении Репин выступает перед нами, как тонкий наблюдатель и описатель быта и нравов города. Художника привлекают типы парижан, их манеры, одежды, национальные черты.
Позже от этой мелкофигурной композиции художник переходит к большой картине «Парижское кафе» (1875), которая становится его центральным произведением парижского периода. Для этой картины он делает многочисленные этюды, великолепные по живописи, блестящие, свободные, изысканные. Проверив облик каждого из своих героев в натуре, он компонует картину в целом. Воссоздавая обычную сцену в парижском кафе, художник лишь намечает взаимоотношения героев, их внутреннюю связь и взаимозависимость. Он не делает сюжетным стержнем картины какое-либо событие, а просто разворачивает перед зрителем галерею образов, которые привлекают своей типичностью и в то же время индивидуальной неповторимостью.
«Парижское кафе» вызвало разнообразные суждения и толки художников и критиков. Для самого Репина эта картина была важным шагом вперед — к тем сложным композициям, которые возникли у него позже в России— уже в 80-е годы XIX века.
Репин мечтал в Париже о России, о родной Украине. Мечтал с кистью в руках, создавая такие вещи, как «Украинка» (1875) или «Украинка у плетня» (1876). Он делал их в большей мере по воображению и по памяти, видимо, лишь ненадолго прибегая к натуре, скорее воссоздавая тип украинской женщины, нежели заботясь о передаче каких-то конкретных индивидуальных черт.
Другим свидетельством этих воспоминаний о России явилась большая картина художника «Садко в подводном царстве» (1876). Это произведение, над которым Репин работал довольно долго, нельзя считать удачей художника. Сказочный сюжет, который избрал здесь Репин, вряд ли подходил его таланту. В картине есть черты оперности, театральности. Видимо, какую-то роль сыграли впечатления, полученные Репиным от театрального спектакля. Однако некоторые этюды, сделанные к картине, оказались удачными. Для образа Садко Репин писал портретный этюд с Виктора Васнецова, оказавшегося в это время в Париже. Этот этюд, так же, как и этюд женской головы из Музея-усадьбы В. Д. Поленова, свидетельствует о бесспорных достижениях в области живописного мастерства. У Репина теперь чувствуется свобода живописи; он пишет широким мазком, обобщая форму, не останавливаясь на ненужных деталях.
Париж укрепил мастерство Репина. Художник знал, что после возвращения в Россию ему предстоит огромная работа над картинами на сюжеты из самой гущи русской действительности. В Париже он как бы заранее готовил себя к будущим своим самым капитальным творениям.
Д. Сарабьянов
Девочка с букетом. (Вера Репина в саду Абрамцева). 1878 г. Холст, масло. 62,6х48,5 см. Музей-квартира И.И. Бродского НИ музея Академии художеств СССР
В.М. Васнецов. 1875 г. Этюд для фигуры Садко в картине "Садко в подводном царстве". Государственная Третьяковская галерея
Кубана. Госпожа Сара с острова Кубы. Рисунок карандашом. 1880 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Ярлыки:
Васнецов,
ГМИИимПушкина,
ГРМ,
ГТГ,
музей-квартира Бродского,
Н.Новгород,
передвижник,
РЕПИН,
русская школа
вторник, 12 февраля 2008 г.
Илья Репин (продолжение)
Девушка за чтением. 1870 г. Холст, масло. 74х55 см. Картинная галере Государственного музея Татарской АССР. Казань
Ярлыки:
19-20 в.,
передвижник,
РЕПИН,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)