воскресенье, 23 марта 2008 г.

Бруни Федор Антонович

Бруни Федор Антонович (1799-1875 гг.) исторический живописец, портретист и гравёр, видный представитель позднего академического классицизма. С 1855 по 1871 гг. - ректор Российской Академии художеств по живописи и ваянию
Вакхант. 1858 г. Холст, масло. 91,2х71,5 см. Государственная Третьяковская галерея
Вакханка. 1828 г. Государственный Русский музей
Смерть Камиллы сестры Горация. Эскиз к картине. 1824 г. Государственный русский музей.
Смерть Камиллы сестры Горация. 1824 г. Холст, масло. 350х526,5 см. Государственный русский музей.
По древнеримской легенде, ссора между городами Римом и Альба-Лонгой должна была разрешится в единоборстве братьев Горациев и братьев Куриациев. Победившего Горация, возвратившегося в Рим, встретила его сестра Камилла и упрекнула его в убийстве Куриация - её жениха. Возмущённый её антипатриотизмом Гораций убил Камиллу.
Голова женщины. Этюд к картине "Медный змий". Государственный русский музей.

Виктор Михайлович Васнецов (продолжение)

Группа сосен. 1876 г. Бумага, карандаш. 14,8х23 см. Дом-музей В.М. Васнецова

Пруд в Ахтырке. Государственная Третьяковская галерея

Эскизы костюмов к спектаклю А.Н. Островского "Снегурочка" : Бобылиха. 1881 г. Бумага, акварель. 21х11,8 см. Дом-музей В.М. Васнецова.
Гусляры. Государственная Третьяковская галерея
Снегурочка и Лель. Государственная Третьяковская галерея
Лель. 1895 г. Государственный Русский музей
Снегурочка. 1895 г.
Мизгирь и Купава. Государственная Третьяковская галерея
Дед Мороз и Весна-Красна. Государственная Третьяковская галерея
Мальчик-лоточник из Медона, Франция. 1876 г. Бумага, карандаш. 28,2х18,8 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Маляр в люльке. Около 1869-1876 гг. Бумага, карандаш. 37,2х24,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Изба. Проект дачной постройки. 1898 г. Бумага,акварель, тушь. 35,5х49,5 см. Дом-музей В.М. Васнецова
Пастушок. 1870-е гг. Бумага, карандаш. 24,7х37,2 см. Дом-музей В.М. Васнецова

суббота, 22 марта 2008 г.

Фёдор Петрович Толстой (продолжение)

Попугай. 1817 г. Государственная Третьяковская галерея
Ветка сирени и канарейка. 1819 г. Государственная Третьяковская галерея
Семейный портрет. 1830 г. Холст, масло. 89х117 см. Государственный Русский музей.
В "Записках" Ф. Толстого дано следующее описание его картины "Семейный портрет":
" На первом плане у стены, на которой висит картина Вернера старшего, стоит диван, перед ним прочный стол, покрытый зелённым сукном. На этом диване и около стола расположена мною семейная группа - жена моя (в красном платье), две малолетние дочери и я сам, занимающийся лепкой статуи молодого человека ..."
Ветка винограда. 1817 г. Государственная Третьяковская галерея
Натюрморт. Государственная Третьяковская галерея
Ягоды красной смородины. 1818. Государственная Третьяковская галерея
В комнатах. Бумага, акварель. 21,3х33 см. Государственная Третьяковская галерея
Романтический пейзаж. Рисунок. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Букет цветов, бабочка и птичка. 1820 г. Государственная Третьяковская галерея
Душенька при свете лампы узнаёт в супруге прекрасного Амура. Иллюстрация к поэме И. Богдановича "Душенька" 1827 г. Государственная Третьяковская галерея
Другие иллюстрации к поэме Богдановича можно увидеть здесь

пятница, 21 марта 2008 г.

Сорока Григорий Васильевич

Сорока Горигорий Васильевич (1823-1864 гг.) крепостной помещика Тверской губернии Н.П. Милюкова, ученик А.Г. Венецианова в 1842-1847 гг. Автор многочисленных портретов, пейзажей, образов. Принимал деятельное участие в крестьянских волнениях, был приговорён к телесному наказанию и повесился накануне его. Кабинет дома в "Островках". 1844 г. Холст, масло. 65х54. Государственный Русский музей
Вид на озеро в имении "Островки". 1840-е гг. Холст, масло. 50,5х64,5. Государственный Русский музей
Вид озера Молдино. Холст, масло. 69х88,5. Калининская художественная галерея
Отражение в зеркале. 1840-е гг. Холст, масло. Государственный Русский музей
Портрет художника А.Г. Венецианова. 1840-е гг. Холст, масло. 36,5х31. Государственный Русский музей
Портрет Л.Н. Милюковой. 1840-е гг. Холст, масло. 43х33. Государственный Эрмитаж
Портрет Л.Н. Милюковой. Конец 1840-х гг. Холст, масло. 33х25. Государственный Русский музей
Портрет П.И. Милюкова. 1840-е гг. Холст, масло. 29,5х25,5. Государственный Эрмитаж
Часовня в парке. Конец 1840-х гг. Холст, масло. 50х63,5. Государственный Эрмитаж
Рыбаки (Вид в имении Спасское) 1840-е гг. Холст, масло. 67х102. Государственный Русский музей
Гумно. 1840-е гг. Холст, масло. 53,5х65. Государственный Русский музей
Вид в имении "Спасское". 1840-е гг. 1 Холст, масло. 68х88. Государственный Русский музей

КУКРЫНИКСЫ

КУКРЫНИКСЫ - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.
В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [8(21) октября 1903, Тетюши, ныне в Татарстане — 11 ноября 1991, Москва], Порфирий Никитич Крылов [9 (22) августа 1902, дер. Щелкуново, Тульская обл. — 15 мая 1990, Москва] и Николай Александрович Соколов [8 (21) июля 1903, Москва — 15 апрель 2000, Москва]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (1921-29), они с той поры постоянно работали втроем.
С 1927 активно печатались в прессе (газеты «Правда» и «Комсомольская правда», журнал «Крокодил»). В 1930-е большую популярность среди творческой интеллигенции завоевали их иронические шаржи на известных деятелей культуры; чаще всего графические, иногда эти шаржи исполнялись в виде скульптур, а затем переводились в керамику. В графике Кукрыниксы предпочитали рисунок тушью и (для плакатных композиций) гуашь; позднее часто обращались к смешанной технике. Их графические серии («Старая Москва», 1931-34; «Транспорт», 1933-34; «О дряни», 1959-60; и др.) впечатляют свои неистощимым остроумием, составляя сатирическую летопись периодов индустриализации и послевоенной «оттепели».
В плакатах военных лет их графическая манера стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др.) завоевал мировую славу.
Еще до войны обращались к станковой живописи (серия «Старые хозяева», 1936-37), но широкой известности добились в этой сфере лишь в 1940-е гг. Придерживались принципов соц-реалистической «тематической картины», героической («Таня», 1942-47; и др.) или решенной в духе зловещего гротеска («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, «Конец», 1947-48, оригинал не сохранился; повторение 1961-64). Лучше всего удавались им картины второго рода, органически и весьма самобытно соединяющие живопись с карикатурой. Недаром «Конец» с Гитлером и его подручными в берлинском бункере, обреченно прислушивающимися к канонадам и взрывам последнего штурма, по-праву считается самым значительным их живописным опытом.
Внесли значительный вклад и в искусство книги. Здесь тоже, как в графике и живописи, проявилось их острое чувство гротеска, принимающее порой ирреально-экспрессионистский характер (замечательные рисунки тушью к «12 стульям» И. Ильфа и Е. Петрова,1933 и 1967; к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя 1937, «Сказкам» и «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937-39).
Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933) наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького 1948-49 и др.), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945-46).
За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Героей Социалистического труда.
"Конец". 1948 г.
Последний выход Керенского
Залп "Авроры". 1961 г.
"Порхающий бабочник" Из сатирической серии "О дряни". 1959-1960 гг.
Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Портрет". 1951 г.
Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты.
Иллюстрация к повести "Шинель"
"Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами?... " тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять.
Н.В. Гоголь
Заставка к повести Н.В. Гоголя "Шинель". 1952 г.
Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже...

Иллюстрации к трилогии А.Н. Толстого "Хождение по мукам":
В этот час, в этом месте, как обычно, нашло на него [Бессонова] состояние мрачного вдохновения
Под крики и ругань, щелканье кнутов и треск осей об оси, в грязи и дожде, двигались сплошной лавиной обозы наступающей русской армии.
Пароход... зашёл с западной стороны острова... Здесь ошвартовались. Люди с острова высыпали на песчаный берег, - было их человек пятьдесят, ободранные, взлохмаченные.
Ещё сильнее содрогнулась бы Катя, знай, что перед ней стоит сам батько Махно. Он рассматривал сидевшую на кровати молодую женщину, в пыльных башмаках, в помятом, ещё изящном шелковом платье, в тёмном платочке, повязанном по-крестьянски, и, видимо, не мог угадать - что это за птица залетевшая в избу.