понедельник, 14 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Молодая итальянка. Акварель. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
Крестьянская девушка в старинном русском костюме. Акварель. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Сцена из римского карнавала. Холст, масло. Собрание семьи художника
Итальянка. Этюд. 1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Голова мальчика в шапке. 1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет. 1911 г. Государственный Русский музей
Боярышня. Этюд. Музей-квартира И.И.Бродского. Филиал Н.И. музей Академии художеств СССР
Женский портрет. Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет. Орловская областная картинная галерея
Боярышня. Этюд. Музей-квартира И.И.Бродского. Филиал Н.И. музей Академии художеств СССР

воскресенье, 13 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Княжий суд. Холст, масло. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины не вполне ясен. Пред­полагают, что здесь изображена сцена из жизни Киевской Руси вскоре после приня­тия христианства, когда княжеская власть и церковь устанавливали на Руси новые порядки, а в народе очень сильны еще бы­ли пережитки язычества. Княжьи судьи строго карали за различные преступления, в том числе за многоженство, которое было обычным в языческое время. По-видимому, стоящая на коленях перед князем женщи­на, возле которой стоит мальчик, истица, ее муж — полуобнаженный воин с длинны­ми усами, пышным чубом и серьгой в ухе. Другая жена этого воина — женщина с ре­бенком на руках, повернувшаяся в сторону князя.
Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный Русский музей
Эпизод из русско-шведской войны. После поражения русских войск под Нарвой Петр стал готовиться к войне за отвоевание у шведов Невы для выхода в Балтийское море. Он разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург (старое русское название крепости — Орешек, впоследствии — Шлиссельбург, ныне Петрокрепость), которая занимала ключевые позиции при выходе Невы из Ладожского озера. Для штурма крепости, расположенной на острове посередине реки, нужен был флот, и Петр решил тайно от шведов переправить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро. В августе 1702 года крестьяне окрестных сёл и монастырей тащили суда волоком па протяжении 160 километров через непроходимые леса и болота. По Онежскому озеру и реке Свирь флотилия Петра вошла в Ладожское озеро, осадила Нотебург, и вскоре крепость была взята приступом.
Обед и братство Петра Великого в ломе князя Меншикова с матросами голландско­го купеческого судна, которое Петр I, как лоцман, провел от острова Котлин до дома генерал-губернатора. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный литературный музей
После отвоевания у шведов Невы Петр I решил закрепить свои позиции и в мае 1703 года заложил крепость С.-Петербург. В ноябре 1703 года в Неву вошел голланд­ский корабль под командованием шкипера Выбеса. Петр I решил сам провести судно, минуя мели. Одевшись в матросскую одеж­ду, он выдал себя за лоцмана и провел голландское судно до пристани на Васильев­ском острове. Голландские матросы были приглашены в дом генерал-губернатора Меньшикова и там они узнали, кто был их лоцманом. Петр I побратался со шкипером, щедро наградив его и матросов, и пообе­щал награду следующему иноземному ко­раблю, который придет в Петербург.
Царевка Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича. Эскиз неосуществлённой картины. 1881 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Старик на огороде. 1883 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Взятие снежного городка. 1891 г. Холст, масло. 156х282. Государственный Русский музей
Картина изображает старинную казачью военную игру, распространённую среди Украинского и Сибирского казачества
Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразал молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр. 
За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Казак. Этюд. Дальневосточный художественный музей. г. Хабаровск
Пугачёв. 1911 г. Рисунок. Государственная Третьяковская галерея
Барская прогулка. Бумага, акварель, граф. карандаш, тушь. 1870-е гг. Государственная Третьяковская галерея
Невский проспект днём. Бумага на картоне, акварель. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песнь о царе Иване Васильевиче, удалом оприччнике и молодом купце Калашникове". 1891 г. Государственный Русский музей

суббота, 12 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Бегущая лошадь. Рисунок тушью. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея
Воз с сеном. Акварель. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея
Бой быков. Севилья. 1910 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 25,5х34,7 см. Государственная Третьяковская галерея
Под дождём в дилижансе на Чёрную речку. 1871 г. Бумага, сепия, акварель. 16,8х21,8 см. Государственная Третьяковская галерея
Извозчик. 1880 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Зубовский бульвар зимой. Государственная Третьяковская галерея
Московский дворик. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Боржоми. Акварель. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид Красноярска. 1887 г. Калининская областная картинная галерея
Зима. Этюд. Кировский областной художественный музей
Горы близ Красноярска. 1909 г. Государственный Русский музей
Вид Красноярска с сопки. Государственный Русский музей
Минусинская степь. Акварель. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Сибирский пейзаж. Торгошино. Бумага, акварель, граф. карандаш. 1870-е гг. Государственная Третьяковская галерея

пятница, 11 апреля 2008 г.

Рокотов Федор Степанович (продолжение)

Портрет Г.Г. Орлова в латах. 1762-1763 гг. Государственная Третьяковская галерея
Портрет адмирала А.Н. Сенявина. 1770-е гг. Государственный Русский музей
Ф. С. РОКОТОВ (1730-е годы — 1808). Портрет неизвестного в треуголке. Первая половина 1770-х годов Холст, масло. 58x47 см. Государственная Третьяковская галерея

Выходец из семьи крепостных. Ф. С. Рокотов был одним из самых любимых живописцев московского просвещенного дворянства. В 1765 году он оставляет службу в Академии художеств, переселяется в Москву, и с этого времени начинается самый плодотворный период его творчества.
Рокотов — мастер интимного портрета. В образах, созданных художником в 1770-е годы, есть особая таинственность и недосказанность. Люди, изображенные в его произведениях, лишены житейской суеты, бытовой приземленности. Они предстают перед зрителем в состоянии поэтической созерцательности и отрешенности. В колорите «Портрета неизвестного в треуголке» художник добивается тончайшей нюансировки скупой гаммы цветов: черного, красного и белого с вкраплениями золотистого и серо-голубого. Золотисто-розовый цвет камзола светится сквозь прозрачный маскарадный плащ. Жабо, написанное тягучими, вязкими мазками, кажется пронизанным розовым светом. На черной треуголке сверкает драгоценный аграф. Изображая ткани, одежды, украшения, Рокотов не ставит своей целью точное воспроизведение фактуры материала, осязаемого правдоподобия мира вещей, а, очищая от всего случайного, как бы передает их субстанцию, внутреннюю сущность. Так, сверкание драгоценного аграфа на треуголке юноши художник пишет мелкими, то интенсивными, то слабыми белыми мазками, подобными язычкам фантастического пламени, образующим причудливый узор.
Изображенный в традиционном маскарадном костюме — домино — молодой человек как бы находится на грани реальной жизни и странного мира маскарада с его атмосферой игры и загадочности. Его свежее лицо окрашено румянцем юности, но вполне возможно, что это всего навсего лишь грим.
Перед нами галантный кавалер, обаятельный и изящный, истинный сын своего времени: нежная его чувствительность могла неожиданно обернуться холодностью и тонким расчетом.
Портрет неизвестной в белой косынке. 1776 г. Холст, масло. 58х46,8. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

Рокотов Федор Степанович

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Переход Суворова через Альпы. 1899 г. Холст, масло. 495х373. Государственный Русский музей

Сюжетом картины послужил знаменитый аль­пийский поход Суворова в 1799 г. Командуя сое­диненными русско-австрийскими войсками, А В Суворов стремительно очистил северную Италию от французов. Русская армия горными тропами направилась в Швейцарию. Переход совершался в беспримерно тяжелых условиях.

Картина изображает спуск с хребта Паникс 26 сентября 1799 г. С обледенелой горной кручи скатываются вниз солдаты. Семидесятилетний пол­ководец (слева на коне) подбадривает их острой шуткой. Масса солдат, послушная слову полковод­ца, монолитна. Однако они по-разному пережива­ют момент опасности: суровы и напряженны лица старых солдат (седоусый ветеран с георгиевским крестом на груди, бережно сжимающий ружье, смуг­лый гренадер в треуголке, стремительно летящий вниз солдат в развевающемся плаще).

Веселым беззаботным смехом светятся лица мо­лодых солдат в ответ на шутку полководца.

Картина прославляет мужество и героизм рус­ского народа.

Фрагмент картины "Переход Суворова через Альпы".
Смеющийся солдат. Этюд к картине "Переход Суворова через Альпы". 39,4х31,7 см. Государственная Третьяковская галерея
Меншиков в Берёзове. 1883 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Деталь картины.
Фрагмент картины
Деталь
Мария Меншикова. 1882 г. Акварель. Собрание семьи художника
Мужской портрет. 1882 г. Этюд к картине "Меншиков в Берёзове". 1882 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея