Ф. С. РОКОТОВ (1730-е годы — 1808). Портрет неизвестного в треуголке. Первая половина 1770-х годов Холст, масло. 58x47 см. Государственная Третьяковская галерея
Выходец из семьи крепостных. Ф. С. Рокотов был одним из самых любимых живописцев московского просвещенного дворянства. В 1765 году он оставляет службу в Академии художеств, переселяется в Москву, и с этого времени начинается самый плодотворный период его творчества.
Рокотов — мастер интимного портрета. В образах, созданных художником в 1770-е годы, есть особая таинственность и недосказанность. Люди, изображенные в его произведениях, лишены житейской суеты, бытовой приземленности. Они предстают перед зрителем в состоянии поэтической созерцательности и отрешенности. В колорите «Портрета неизвестного в треуголке» художник добивается тончайшей нюансировки скупой гаммы цветов: черного, красного и белого с вкраплениями золотистого и серо-голубого. Золотисто-розовый цвет камзола светится сквозь прозрачный маскарадный плащ. Жабо, написанное тягучими, вязкими мазками, кажется пронизанным розовым светом. На черной треуголке сверкает драгоценный аграф. Изображая ткани, одежды, украшения, Рокотов не ставит своей целью точное воспроизведение фактуры материала, осязаемого правдоподобия мира вещей, а, очищая от всего случайного, как бы передает их субстанцию, внутреннюю сущность. Так, сверкание драгоценного аграфа на треуголке юноши художник пишет мелкими, то интенсивными, то слабыми белыми мазками, подобными язычкам фантастического пламени, образующим причудливый узор.
Изображенный в традиционном маскарадном костюме — домино — молодой человек как бы находится на грани реальной жизни и странного мира маскарада с его атмосферой игры и загадочности. Его свежее лицо окрашено румянцем юности, но вполне возможно, что это всего навсего лишь грим.
Перед нами галантный кавалер, обаятельный и изящный, истинный сын своего времени: нежная его чувствительность могла неожиданно обернуться холодностью и тонким расчетом.
Рокотов — мастер интимного портрета. В образах, созданных художником в 1770-е годы, есть особая таинственность и недосказанность. Люди, изображенные в его произведениях, лишены житейской суеты, бытовой приземленности. Они предстают перед зрителем в состоянии поэтической созерцательности и отрешенности. В колорите «Портрета неизвестного в треуголке» художник добивается тончайшей нюансировки скупой гаммы цветов: черного, красного и белого с вкраплениями золотистого и серо-голубого. Золотисто-розовый цвет камзола светится сквозь прозрачный маскарадный плащ. Жабо, написанное тягучими, вязкими мазками, кажется пронизанным розовым светом. На черной треуголке сверкает драгоценный аграф. Изображая ткани, одежды, украшения, Рокотов не ставит своей целью точное воспроизведение фактуры материала, осязаемого правдоподобия мира вещей, а, очищая от всего случайного, как бы передает их субстанцию, внутреннюю сущность. Так, сверкание драгоценного аграфа на треуголке юноши художник пишет мелкими, то интенсивными, то слабыми белыми мазками, подобными язычкам фантастического пламени, образующим причудливый узор.
Изображенный в традиционном маскарадном костюме — домино — молодой человек как бы находится на грани реальной жизни и странного мира маскарада с его атмосферой игры и загадочности. Его свежее лицо окрашено румянцем юности, но вполне возможно, что это всего навсего лишь грим.
Перед нами галантный кавалер, обаятельный и изящный, истинный сын своего времени: нежная его чувствительность могла неожиданно обернуться холодностью и тонким расчетом.
Портрет неизвестной в белой косынке. 1776 г. Холст, масло. 58х46,8. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Комментариев нет:
Отправить комментарий