четверг, 24 апреля 2008 г.

Виктор Николаевич Перельман

Когда начинаешь знакомиться с творчеством Виктора Николаевича Перельмана ощущаешь прежде всего вдумчивое, серьезное отношение художника к объекту изображения, поэтичность и правдивость целого ряда его картин.
Организованная в 1962 году персональная выставка произведений В. Перельмана познакомила зрителей с творчеством семидесятилетнего художника. Картины художника, написанные в разные годы, занимают по праву место в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Революции и других картинных галереях страны.
Виктор Перельман принадлежит к старшему поколению советских художников: он родился в Липецке в 1892 году, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы, когда в нем преподавали замечательные русские мастера — Константин Коровин, Абрам Архипов и Николай Касаткин.
Профессиональная школа, которую прошел Виктор Перельман, учась у этих художников, обладает особенностями, имеющими принципиальное значение для развития традиций русской демократической живописи конца XIX — начала XX века.
К поискам выражения, к борьбе за правду и выразительность художественного языка Коровин, Архипов и Касаткин подходили как сторонники реалистического направления. Они были приверженцами колористической системы, лаконизма и обобщенности формы, проповедниками любовного и внимательного отношения к натуре.
У нас еще до сей поры немного написано о Константине Коровине — необыкновенном человеке и тончайшем художнике. Вот что рассказывает Виктор Перельман о своем учителе: «Мне он (Коровин) казался баловнем судьбы, в сорок лет это был признанный мастер, слава и популярность которого в ту пору вышли уже за пределы России. Коровин редко показывался в своей мастерской, но когда он приходил, его тотчас же окружала толпа учеников и начиналась вдохновенная беседа о служении красоте, о способности видеть и подмечать эту красоту в окружающей природе.
Коровин в Училище живописи, ваяния и зодчества был своеобразным мостом между классическим искусством, звавшим к содержанию, и художниками нового поколения, выше всего ставившими чистую живописность. Молодежь тянулась к Коровину, потому что он в своем искусстве избегал крайностей.
Мне импонировал сам облик Коровина — человека на редкость жизнерадостного. Нравилась и его живопись — мерцающие темно-фиолетовые, ярко-ультрамариновые тона переходили на его полотнах в сверкание изумрудно-зеленых, в пламенеющие огненно-красные, лимонные и оранжевые — и все это замирало в еле уловимых оттенках.
Как-то, когда Коровин вошел в класс и его по обыкновению окружили ученики, я продолжал работать у мольберта, прислушиваясь к разговору. Вдруг Коровин прервал свою беседу и загремел на весь класс:
— Не нюхайте холста, Перельман. Не нюхайте! Держитесь подальше от него, а не то я закажу вам метровые кисти.
Он раскатисто засмеялся и с ударением добавил:
— Будете холст нюхать, потеряете «общее». А это гибельно для художника. Подальше! Подальше,— гремел он,— шире берите мазок, шире, сочнее!»
А вот еще одно воспоминание Перельмана — об Ар-хипове: «Помню, писал я этюд обнаженной фигуры, выделявшейся силуэтом на фоне светлого окна. Задача была трудная, и я никак не мог взять силы отношений, которые были в натуре. Вдруг слышу за спиной характерный шепоток Архипова: «Не то, не то. Надо работать так, чтобы быть, как туго натянутая струна. Струна звучит только тогда, когда она хорошо натянута. Так-с... Только очень струны не натягивайте. Может лопнуть. Запомните это!»
В этих отрывках воспоминаний ярко виден метод обучения в Училище; из них можно составить себе представление и об учителях. Виктор Перельман в начале своего творческого пути проявил себя последовательным учеником Коровина и больше всего работал над тем, чтобы добиться углубленности и эмоциональности образа, чтобы не утрачивать знаменитого коровинского «общего».
Картину «Копка свеклы», написанную художником коровинской школы в 1930 году, по праву можно считать одной из лучших работ Перельмана, и она не случайно попала в Русский музей. В 1962 году она была экспонирована на юбилейной выставке «30 лет МОСХа».
В картине как бы три плана: на переднем — четыре женские фигуры. Для каждой из них художник находит свой ракурс, ни одна не повторяет движений другой. Мерцающий свет обтекает фигуры, но они не ускользают от зрителя, а напротив, чем дальше отходишь от картины, тем рельефней становится каждая фигура. Лошади, тележки, серебристые и желтые стога, подернутые розоватой дымкой дали и бледное небо — все дышит и движется. Это подлинная живопись.
В 1923 году Виктор Перельман участвовал в последней выставке передвижников. Написанный в том же году портрет писателя Николая Ляшко — поистине великолепное по обобщенности образа произведение. Тридцатилетний художник пользуется темной гаммой красок и в духе своих учителей с поразительной точностью разрешает в картине проблемы света, цвета и воздуха.
С портрета устремлен пристальный взгляд умных, добрых человеческих глаз, волевое и мужественное лицо писателя как бы освещено изнутри светом трудолюбия, благородной цельности характера. В этом произведении чувствуется сила и убежденность подлинного художника.
В ранних картинах Виктора Перельмана, когда он тяготел к портретному жанру, особенно привлекает свободный легкий мазок, лиризм, тонкое чувство тона.
Виктор Перельман был одним из создателей Ассоциации художников революционной России — организации, сыгравшей в первый период своего существования положительную роль в становлении молодого советского изобразительного искусства. В Ассоциацию вступили такие замечательные мастера, как Архипов, Малютин, Кустодиев, Юон, Машков. Они внесли в Ассоциацию новые силы, принесли много бодрых, ярких, насыщенных густыми соками жизни произведений. Именно тогда работы В. Н. Перельмана получили признание, они были показаны на тематических, всесоюзных выставках, и о них писал А. В. Луначарский.
В таких работах художника, как «Печатник Козлов», «Синяя блуза», «За составлением стенгазеты», «Костромская кустарница», «Коммунист Гильман», привлекает новый социальный типаж, большое чувство любви к людям.
Помимо портретов, на персональной выставке Виктора Перельмана было представлено много пейзажей и натюрмортов. О них могут дать представление помещенные в этом комплекте работы, такие, как «Пушкинская аллея», «Мимозы», «Зимние сумерки», «Церковь в Литвинове». Глядя на них, убеждаешься в том, что Перель­ман в своей живописи остался верен заветам старых мастеров, которые говорили, что картины должны за­ставлять зрителя любить, надеяться, трепетать, жить.
Особенно ярко дарование Виктора Перельмана проявилось в его пейзажах. В своих жанровых карти­нах, таких, как «Синяя блуза», «Крестьянка-рабфаков­ка», художник чистосердечно следовал требованиям времени; в пейзажах Виктора Перельмана подкупа ет его нежная влюбленность в русскую природу.
Идешь ли в зимний день по хрусткому снежку или плещешься в стылой осенней речке — ты знаешь, что такой снежок и такая речка есть только в России. Так и на картинах Перельмана узнаешь ее — нашу родную землю: вот солнце упало на прохладную влажную рощу молодых берез, вот белая кипень цветущих яблонь разлилась по саду, а там вырвалось на волю золотое пламя орешника, тронутая осенью, поникла завязь шиповника, или разошлась изумрудными пятнами озерная гладь.
Художник передает живую трепетность природы и лиловым полыханием сирени, и серебристым туманом в Абрамцеве, и серым зимним утром Подмосковья, и опрокинутой над морем синевой южного неба в Мисхо-ре. Эта красота и влюбленность в природу воплощены художником в полотнах задушевных, эмоционально впечатляющих.
Время отбирает в творчестве каждого художника наиболее ценное и значительное. Несмотря на то что Виктор Перельман много сил отдал общественной деятельности, увлеченно занимался журналистикой, может быть, даже вопреки всему этому он создал отличные по живописи вещи. Время отбирает среди его картин лучшие — те, что согреты живым человеческим чувством, наполнены правдой искусства, поэзией души и талантливой живописной красотой.
Григорий Анисимов
За составлением стенгазеты. 1928 г. Центральный музей Вооруженных сил СССР
Девушка на террасе. 1941-1942 гг.
Портрет писателя Н.Ляшко. 1923 г. Государственная Третьяковская галерея
Зимние сумерки. 1961 г.
Церковь в Литвинове. Памятник архитектуры начала 18-го века. 1960 г.
Мимозы. 1964 г.
Синяя блуза (Частушки). 1926 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет жены. 1929 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет маляра Насти Жура. 1958 г.
Печатник Козлов. 1922 г. Государственный музей Революции СССР
Рабкор. 1924-1925 гг. Государственная Третьяковская галерея
В.И.Ленин в Бернской библиотеке. 1939 г. Государственный музей Революции СССР

среда, 23 апреля 2008 г.

Пётр Васильевич Васильев

ВАСИЛЬЕВ, Петр Васильевич (1899-1975), российский график и живописец, народный художник России (1970). Серии рисунков, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Государственная премия СССР (1947).

ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧ ЧАПАЕВ (1887 — 1919)
Только два года успел провоевать Василий Иванович Чапаев на Восточном фронте гражданской войны, только два года, а имя его, имя легендарного героя, вписано навеки в историю нашей Родины.
Крестьянский сын из бедняцкой семьи уже в первые дни Октября стал большевиком. Василий Чапаев организовал отряды по борьбе с кулацко-эсеровскими мятежами на Саратовщине. Партия поставила его во главе 2-й Николаевской дивизии красных стрелков. В 1919 году М. В. Фрунзе, командовавший тогда 4 армией, отметил талантливого начдива. Предстояли решительные бои с Колчаком. М. В. Фрунзе назначает 32-летнего Чапаева, полководца-самородка, начдивом 25-й стрелковой дивизии. И он не ошибся в своем выборе.
Чапаевцы, подобно молнии, налетали на врага в самые неожиданные моменты, в самое трудное время. Весть о разгроме колчаковцев под Бугурусланом, Уфой, Бугульмой, Уральском и Белебеем облетела весь Восточный фронт, всю страну. Эти вести обеспокоили хозяев Колчака — зарубежных интервентов. Все силы были брошены против Чапаева. В ночь на 5 сентября 1919 года в тяжелом и неравном бою под Лбищенском (ныне Чапаеве), прижатый к реке Урал, легендарный начдив Чапаои погиб, отражая атаки белых полков.
Словно воды бурного Урала, льется и не иссякает слава о любимом сыне нашего народа по всему миру. В дни, когда испанские герои сражались против фашизма, там героически действовал батальон имени В. И. Чапаева. В дни Великой Отечественной войны сражались с фашизмом партизанские отряды имени В. И. Чапаева. В эти дни солдаты на всех фронтах наиболее смелых командиров называли: «.Наш Чапай!»
Вечно горит и светит слава народного героя.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЩОРС (1895—1919)
30 августа 1919 года в тяжелых боях за Коростень погиб командир 44 стрелковой дивизии Николай Щорс. Ему было только 24 года. Только 24.
Всю свою короткую огневую жизнь молодой большевик, герой гражданской войны, герой, о котором песни поет народ, отдал без остатка борьбе за дело Ленина, за Советскую власть.
В первые же дни боев с белогвардейщиной и немецкими оккупантами проявился военный талант Николая Александровича Щорса. В те дни на Унече действовали разрозненные повстанческие отряды. Николай Щорс сумел быстро объединить все эти силы в 1 украинский советский полк им. Богуна. Слава о Богунском полку прокатилась по Украине. Освободив Чернигов от петлюровцев, Щорс начал укреплять Советскую власть в освобожденных районах.
5 февраля 1919 года богунцы вступили в столицу Украины Киев. Полк был награжден почетным революционным знаменем. Его командир, Николай Щорс, — почетным золотым оружием. Через дна месяца, в марте 1919 года партия поставила героического полководца во главе 1 Украинской советской дивизии, которая со славой прошла в боях и сражениях через Сарны, Ровно, Броды, Проскуров и железной стеной загородила от врагов Коростеньский железнодорожный узел.
21 августа 1919 года Николай Щорс принял 44 стрелковую дивизию. Предстояли новые тяжелые бои с врагами Родины.
Но 30 августа, через 9 дней после назначения комдивом 44, герой гражданской войны Н. А. Щорс погиб в бою.
Память его свято чтят ветераны богунцы, щорсовцы и весь наш благодарный советский народ.
Сирень. 1958 г.
Розы
В.И. Ленин с красноармейцами в Смольном. 1956 г.
В.И. Ленин
В.И. Ленин по дороге в Петроград
В.И. Ленин
Выступление В.И. Ленин на первом всероссийском съезде крестьянских депутатов в Петрограде, 22/V 1917 г. 1955 г.
В.И. Ленин беседует с красногвардейцами в Смольмом. 1944 г.
В.И. Ленин в Горках беседует с крестьянами. 1943 г.
В.И. Ленин и А.М. Горький слушают пианиста. 1949 г.
В.И. Ленин с делегатами в Кремле. 1946 г.
В.И. Ленин, А.М. Горький и Н.К. Крупская. 1943 г.
Другие работы художника:

Пётр Васильевич Васильев - рисунки о Ленине

вторник, 22 апреля 2008 г.

Пётр Васильевич Васильев - рисунки о Ленине

Безгранична любовь народов к великому Ленину. В умах и сердцах всего прогрессивного человечества живёт и будет жить вечно образ Ленина—вождя и учителя трудящихся, человека кристальной нравственной чистоты, необычайной скромности и простоты, неиссякаемой революционной энергии, строжайшей принципиальности, беспредельной самоотверженности, непримиримости к эксплуататорам и глубочайшей любви к людям труда.
Жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина— одна из главных тем советского изобразительного искусства.
Работа над созданием образа Ленина — самый ответственный этап творческой биографии многих советских художников.
Петр Васильевич Васильев известен именно тем, что все свое творчество посвятил работе над воссозданием бессмертного образа Владимира Ильича Ленина. Неустанно, на протяжении многих лет работает он над ленинской темой.
В эту подборку открыток включена серия рисунков, выполненных П. В. Васильевым в последнее время. Они показывают нам Владимира Ильича в различные моменты жизни. Очень человечны черты Ленина — вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалистической революции. Таким мы знаем Ильича, таким рисует нам его облик художник.
Вглядитесь внимательно, перед нами вечно живой, родной Ильич в повседневной будничной жизни. Он всегда в действии, всегда в работе. Художник точно и правдиво передает напряженную работу мысли гения человечества, разнообразие и богатство его чувств.
Знакомясь с этой серией открыток, мы задерживаем свое внимание на рисунке «Наш Ильич». Посмотрите, как тонко, до мельчайших деталей, мелкими точными штрихами проработано лицо, как верно выявлены живые лучистые, искрящиеся светом, ленинские глаза. И на память приходят стихи Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин»:

Он, как вы
                 и я,
                      совсем такой же,
                                                только,
                                                          может быть,
                                                                    у самых глаз
                                                                                         мысли
                                                                                                больше нашего
                                                                                                                        морщинят кожей,
да насмешливей
                            и тверже губы,
                                                      чем у нас.

В рисунке «Ленин за работой» художник помогает нам увидеть, почувствовать живую пульсирующую мысль Ленина, всецело поглощенного работой. Скупыми штрихами передает он знакомые нам до мельчайших подробностей черты прекрасного ленинского лица, его сократовский лоб, его обаятельнейший человеческий облик ...самого земного
изо всех прошедших по земле людей.
Как характерно изображает художник читающего Ильича. Как переданы всепоглощающее внимание и непроизвольное движение руки, продолжающей помешивать ложечкой, вероятно, уже остывший чай, — некогда, очень дорожит Ленин каждой минутой драгоценного времени. Весь свой талант и воображение сосредоточивает художник на лице Ильича. Едва очерчены наброшенный на плечи пиджак и стопка книг, лежащая на столе.
Все знают Владимира Ильича Ленина как блестящего оратора — подлинного трибуна трудящихся масс. Не было человека, которого не покорила бы сила и убедительность ленинских слов, их необычайная простота и доходчивость. Я знал рабочего.
Он был безграмотный. Не разжевал даже азбуки соль. Но он слышал, как говорил Ленин,
И он  знал— все.
Глубоко эмоциональный образ Ленина-оратора изображен на рисунке «Ленин — трибун революции». Мы видим, как энергичным взмахом руки чеканит он произносимые слова. Большая жизненная убедительность бессмертного образа передана художником с острой и тонкой наблюдательностью. Васильев тщательно прорабатывает лицо и голову, помогая нам сосредоточить внимание на главном, и лишь слегка очерчивает фигуру и поднятую руку. В той же манере легкого наброска исполнен рисунок «Ленин за правкой рукописи».
Серия завершается законченным рисунком «В. И. Ленин». Этим рисунком, выполненным в живописной манере, художник дает глубокую характеристику портретного образа Владимира Ильича. Перед нами тщательно проработанный и мастерски выполненный рисунок. Прекрасно лицо Ленина. Прозорливый, острый ленинский взгляд устремлен в будущее, к грядущим поколениям. К нам, осененным светом ленинских идей, обращены его мысли и чувства.
В рисунках, посвященных В. И. Ленину, художник нашел свой ярко выраженный стиль реалистической трактовки образа великого вождя пролетариата.
Техника карандашного рисунка наиболее близка Васильеву. Он предпочитает рисовать на подцвеченной бумаге. Иногда вместо серого графитного карандаша художник применяет специальный белый карандаш. По его мнению, тонированная бумага способствует большей мягкости общей гаммы рисунка, а белые блики на нем значительно оживляют его. Автор рисунков о Ленине зарекомендовал себя тонким наблюдательным художником и умелым рисовальщиком. За каждым рисунком стоит кропотливый упорный труд художника, постоянно совершенствующего свое профессиональное мастерство.
Значительную помощь в работе над образом В.И. Ленина оказали Васильеву близко знавшие Владимира Ильича Е.Ярославский, Н.Семашко, Г.Петровский, Н.Подвойский, Н.Веретенников. Неоценимо значение советов и критических замечаний ближайшего друга и соратника Ленина Надежды Константиновны Крупской, которая неоднократно беседовала с художником и рассматривала его рисунки.
Вот как вспоминает Васильев о своей последней встрече с Надеждой Константиновной 22 февраля 1939 года: «Состоялся большой разговор о ленинской теме в искусстве, посвященной человеку, с которым она десятки лет делила радости и горести. Больше двух часов она просматривала и откровенно говорила свое мнение об удачах и недостатках моих рисунков, извиняясь за критику. Упрекала некоторых художников за то, что они изображают Ленина статичным, спокойным, иногда равнодушным. «Выражение лица у Ленина,— говорила Надежда Константиновна,— было живое, очень выразительное, на котором всегда можно было прочесть его настроение. В дни Октября я его совершенно не узнавала — необычайно воодушевленного, радостно озаренного; каждая черточка его лица говорила— какое счастье!»
Петр Васильевич Васильев — постоянный участник всесоюзных художественных выставок. Его работы находятся в Центральном музее Владимира Ильича Ленина, Государственном музее Революции СССР, Государственной. Третьяковской галерее и во многих других музеях нашей страны и за рубежом.
В.И. Ленин за работой
Наш Ильич
В.И. Ленин
В.И. Ленин за правкой рукописи
В.И. Ленин
В.И. Ленин
В.И. Ленин
В.И. Ленин за работой
В.И. Ленин
В.И. Ленин. 1948 г.
В.И. Ленин слушает
В.И. Ленин
В.И. Ленин - трибун революции
В.И. Ленин

понедельник, 21 апреля 2008 г.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)

Из прошлого. Холст, масло. 1969 г.
Сенокос. 1945 г. Государственная Третьяковская галерея
Жатва. 1945 г.Государственная Третьяковская галерея
Купание коней. 1938 г. Музей коневодства. Москва
Фашист пролетел. 1942 г. Холст, масло. 138х185 см. Государственная Третьяковская галерея
Лето. 1959 г. Государственная Третьяковская галерея
Деревенский март. 1965. Холст, масло. 114х170см . Ульяновский областной художественный музей
Сбор картофеля
Зима. Тульский областной художественный музей

Полдень. 1961 г. Государственный Русский музей


 "Вечером" - картина написана сыном художника Николаем Аркадьевичем Пластовым (1930-2000)

воскресенье, 20 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев (продолжение)

Раннее утро. Государственная Третьяковская галерея
Заря в Петербурге. 1869 г. Холст, масло. 23х33,5. Государственный Русский музей
Вечер. Государственная Третьяковская галерея
На берегу моря. Тюменская областная картинная галерея
Сушка сетей и камни на берегу Волги. Государственный Русский музей
В поле. Граф. кар. 17,7х26,5. Государственный Русский музей
Кучевое облако. Этюд. Холст, масло. 32х37. Государственный Русский музей
Заброшенная мельница. Государственный Русский музей
Деревья у дороги. Государственный Русский музей