вторник, 6 мая 2008 г.

Борис Валентинович Щербаков - "Пушкинский заповедник"

ЩЕРБАКОВ Борис Валентинович (1916-95) - российский живописец, народный художник СССР (1986), член-корреспондент Российской АХ (1992; член-корреспондент АХ СССР с 1973). Обобщающие образы русской природы ("Суворовский дуб", 1969, "Русь Подмосковная", 1972), исторические портреты деятелей русской культуры ("Лев Толстой в Ясной Поляне", 1978), портреты современников, тематические картины. Государственная премия СССР (1952).

Прадед Александра Сергеевича Пушкина, Ганнибал Абрам Петрович, завещал земли на Псковщине, пожалованные императрицей Елизаветой за воинские доблести, трем сынам своим — Исааку, Петру и Осипу.

Земли были обширные: с востока граница проходила у озера Белагуль, с небольшим необитаемым островком, широкой панорамой холмов, покрытых кое-где седыми валунами — эпический, богатырский пейзаж. Эти угодья достались Исааку.

Петру назначены были земли по берегу озера Кучане и село стало называться Петровским. Угодья, правда, не очень удобные, больше леса, да луга заливные. А дальше на запад шли земли Осипа — деда Пушкина по матери. Версты на четыре тянулись они до западной «границы владений дедовских» — вдоль правого берега Сороти и озера Кучане.

На самой границе, верстах всего в полуторах от соседнего Тригорского, когда-то стояли три сосны, «одна поодаль, две другие друг к дружке близко...». Сейчас здесь вновь посаженные молодые сосенки приветливо кивают путнику пушистыми вершинками. Сколько раз, почти ежевечерне, отправляясь к милым соседкам, Пушкин наблюдал эту панораму с темным силуэтом тригорского парка на одном из трех холмов над заливными лугами, среди которых извилистой лентой вьется Сороть, поблескивая в лучах солнца.

Поэт писал в альбом П.А. Осиповой:

Я буду мыслию всегдашней

Бродить Тригорского кругом,

В лугах, у речки, над холмом,

В саду под сенью лип домашней.

Мы узнаем в онегинских строфах быт и портреты обитательниц Тригорского — Осиповых. Нам могут показать и «скамью Онегина», а если углубимся дальше в усадебный парк, то встретимся и с другими героями поэзии Пушкина Пускай погибла «ель-шатер», но неподалеку мы увидим ее младшую сестру, а на опушке, воспетый поэтом дуб-исполин.

Идете вы дальше, постепенно удаляясь от усадьбы и оглядываясь в последний раз на излучину Сороти, на силуэт парка, врезающийся зубцами деревьев в чистое, прозрачное небо и опять слышите голос Пушкина:

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!..

Зная короткую, не легкую и трагически оборвавшуюся жизнь поэта, мы с особенной ясностью чувствуем, чем были для него эти поля, холмы, дружеская семья в Тригорском.

Не случайно, в начале мая 1835 года скачет Пушкин из Петербурга в Михайловское, чтобы всего лишь два дня провести в деревне и сказать обитательницам Тригорского: «Господи, как у вас тут хорошо! А там-то, там-то, в Петербурге, какая тоска зачастую душит меня!»

Святогорский монастырь. Купола и шпиль колокольни видны на многие версты окрест.

Там, у алтарной стены Успенского собора скромный мраморный обелиск с лаконичной надписью: «Александр Сергеевич Пушкин».

Поднимаясь по лестнице из нетесанного камня к собору, вы начинаете припоминать печальные, как последнее завещание, строки:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

По этим же неровным каменным ступеням когда-то поднимался в раздумьи поэт и слагались сами собой строки, которым суждено было стать бессмертными.

А сегодня... Сегодня свет пушкинской поэзии приводит сюда сотни тысяч людей и сглаживаются под их ногами грубые, нетесанные камни этой лестницы, ведущей к вершине холма, на котором стоит белый обелиск, обозначивший место вечного успокоения человека, обладавшего великой, мятежной душой и чувством огромной любви к своей родине.

Б. Щербаков
У озера Белагуль.
С востока обширные земли А.П. Ганнибала - прадеда А.С. Пушкина - граничили с озером Белагуль, на западе - с Тригорским
Луна над Белагулем.
У северной части озера - остатки имения, когда-то принадлежавшего И.А. Ганнибалу - двоюродному деду поэта. В южной части озера - небольшой островок. Природа здесь сохранилась в полной неприкосновенности.
Разлив на Сороти.
Ранней весной небольшая, извилистая речка Сороть уподобляется могучей Волге с островами. Противоположный берег отходит на 2-3 километра.
Вешние воды
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
Сороть голубая
На заднем плане - крутой берег озера Кучане, поросший лесом, простирающийся почти до Петровского.
Вспоминаются строки из стихотворения Н.Языкова:
В стране, где Сороть голуба,
Подруга зеркальных озер...
Потопленные берега.
Затопленный луг перед усадьбой в Михайловском. На заднем плане слева - "Савкина горка".
Зимнее утро.
Околица деревни Савкино, находящейся на полпути между Михайловским и Тригорским. Пушкин мечтал приобрести эту деревеньку, но эта мечта не была осуществлена.
Слева у горизонта виднеется Тригорское
Граница "владений дедовских".
По этой лощине проходит граница ганнибаловских земель. Направо земли Осиповых-Вульф, прилегающие к Тригорскому. Здесь проходит дорога, где когда-то стояли воспетые поэтом три сосны, к которым он обращался в стихотворении "Вновь япосетил".
Вечерний час. Вдали - Тригорское.
Часто Пушкин пешком или верхом отправлялся в Тригорское и в какой-то момент перед ним открывался этот вид на городище Воронич и холм, на котором стояла усадьба Осиповых
"Прощай Тригорское..."
Тригорское в течение всей жизни было дорого поэту как уголок земли, где всегда он находил дружеский привет. К Тригорскому относятся строки:
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Дом П.А.Осиповой в Тригорском.
Во время почти каждодневных в 1824-1825 годах визитов Пушкина в Тригорское, Осиповы жили в этом, странной архитектуры, доме, куда вынуждены были переехать после того, как сгорел старый барский дом. До переезда в этом доме размещался полотняный завод.
"Дуб уединённый"
На опушке Тригорского парка стоит могучий дуб. Стоит он одиноко, на небольшом возвышении. Подходя к этому великану, невольно проникаешься настроением поэта, начинаешь мыслить его образами:
Гляжу ль на дуб уединённый,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный
Как пережил он век отцов.
Тригорское
Прощаясь с Тригорским, Сороть делает крутой поворот. В центре на заднем плане - усадьба Осиповых, расположенная на одном из трёх холмов, левее - городище Воронич, - в древности один из форпостов вольного города Пскова, разрушенный в 15-м веке
Конец октября
Роняет лес багряный свой убор.
Среблит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
На горизонте от центра влево - Тригорское. Так выглядит оно со старой дороги, идущей на Псков.
Анастасьинские ворота
Через эти ворота гроб с телом А.С. Пушкина был внесён для захоронения у алтарной стены собора

Здесь Пушкин погребён.
Успенский собор Святогорского монастрыря 16-го века. У алтарной стены - могила А.С. Пушкина

понедельник, 5 мая 2008 г.

Михаил Владимирович Маторин

Кремль. Соборы. 1957 г.
Музей-усадьба В.Д. Поленова. Берёзовая аллея
Москва. Кремлёвские куранты
Успенский собор. 1957 г.
Музей-усадьба В.Д. Поленова. Вид на реку Оку
Ока. Поленово
Музей-усадьба В.Д. Поленова. Пристань
Музей-усадьба В.Д. Поленова. Въезд
Уголок Московского Кремля

воскресенье, 4 мая 2008 г.

Верещагин, Василий Петрович

Василий Петрович Верещагин (1835—1909) — русский живописец, профессор Императорской Академии Художеств.
Мужской портрет. Холст, масло. 46х42 см. Николаевский государственный художественный музей имени В.В. Верещагина
Свидание заключённого со своим семейством. 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Усталая. 1883 г. Молотовская государственная художественная галерея

Верещагин, Пётр Петрович

Пётр Петрович Верещагин (1836—1886) — русский живописец, академик пейзажной живописи, брат Василия Петровича Верещагина.
Москва, Кремль. Ок. 1868 г.
Река Чусовая. Камень "Красный". Пермская государственная художественная галерея

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич - русский художник-баталист

Горы. Казахская Государственная художественная галерея имени Т.Г. Шевченко
"Не замай, дай подойти!". Холст, масло. Серия "1812 год".
Житель Западного Тибета. 1873-1876 гг. Государственная Третьяковская галерея
Факир Бомбейской провинции. 1874-1876. Государственная Третьяковская галерея

пятница, 2 мая 2008 г.

Василий Васильевич Мешков

Мешков Василий Васильевич (1893-1963), российский живописец, народный художник России (1963), действительный член АХ СССР (1958). Сын В. Н. Мешкова. Величественные эпические пейзажи («Сказ об Урале», 1949). Государственная премия СССР (1951).
Былина Севера
На Оке. 1946 г. Государственная Третьяковская галерея
Ранний снег
Вступление Красной гвардии в Кремль 2 ноября 1917 года. 1930 г. Государственный музей Революции СССР
Сказ об Урале. Эскиз. 1949 г. Холст, масло. 37,5х80,5. Государственный Русский музей
Мечты рыбака
Золотая осень в Карелии. Государственная Третьяковская галерея
Осень в Карелии. Музейный фонд Министерства культуры СССР
Золотое подмосковье. 1947. Холст, масло. 71х142. Государственный Русский музей

Сергей Васильевич Малютин

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937), российский живописец и график. Передвижник. Один из основателей АХРР (Ассоциация художников революционной России). Жанровые сцены («По этапу», 1890), портреты деятелей русской и советской культуры («К. Ф. Юон», 1914; «Д. А. Фурманов», 1922), иллюстрации к детским книгам, произведения декоративного искусства, архитектурные проекты. Ребёнок в кресле. Портрет В.С. Малютина, сына художника. 1895 г. Холст, масло. 63х52. Государственная Третьяковская галерея
Автопортрет. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет И.С. Остроухова. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея (Остроухов Илья Семенович (1858-1929), русский живописец.
Портрет профессора К.В. Снегирёва. 1922 г. Холст, масло. 107х80 см. Николаевский государственный художественный музей им. В.В. Верещагина
Портрет В.Я. Брюсова. 1913 г. Государственный Литературный музей. (Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма).
Портрет М.В. Нестерова. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея {Нестеров Михаил Васильевич [19 (31) мая 1862, Уфа — 18 октября 1942, Москва], русский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Государственная премия СССР (1941)}.

Портрет мисателя Д.А. Фурманова. (1891-1926). 1922 г.
Фурманов Дмитрий Андреевич (1891-1926), русский писатель. В 1919 комиссар 25-й стрелковой дивизии (командир В. И. Чапаев). Романы о Гражданской войне, о коммунистах — воспитателях масс: «Чапаев» (1923; одноименный фильм, 1934), одно из первых значительных произведений социалистического реализма, и «Мятеж» (1925); повесть «Красный десант» (1922); очерки, дневники.
"Сказка о мёртвой царевне" А.С. Пушкина
Партизан. 1936 г. Центральный музей Советской Армии