пятница, 9 мая 2008 г.

Михаил Владимирович Маторин (продолжение)

У теремов. 1958 г.
Зимнее утро в Кремле. 1958 г.
Рождественский собор. Суздаль
Большой Кремлёвский дворец. 1956 г.
Вид из Кремля на Москву. 1957 г.
Архангельский собор. 1958 г.
Вечер на Москве-реке
Александровский монастырь. Суздаль
Суздаль. Вечер.
Водовзводная башня. 1957 г.
Спасская башня. 1957 г.

четверг, 8 мая 2008 г.

Кравченко Алексей Ильич (продолжение)

Университет. 1924 г. Гравюра на дереве
Кремль. 1926 г. Гравюра на дереве
В дни скорби. Похороны В.И. Ленина на Красной площади. 1924 г. Гравюра на дереве

Михаил Владимирович Маторин (продолжение)

Музей-усадьба В.Д. Поленова
 Василий Дмитриевич Поленов один из замечательных русских художников-пейзажистов второй половины XIX века был выдающимся общественным деятелем, одним из первых удостоенных высокого звания народного художника республики. 
Поленов мечтал, что в каждом губернском, уездном городе будет свой художественный музей, народ будет знать свое русское искусство, своих русских художников. Результатом этого его убеждения и явилось создание художественного музея. 
Поленов долго искал место, где он мог бы построить по своему проекту дом и разместить в нем коллекции, собранные, как он сам говорил, им, его отцом, дедом и прадедом. 
Особенно нравились Поленову приокские районы. И вот однажды, проплывая по Оке со своим любимым учеником К. А. Коровиным, он увидел идущего по берегу человека. Поленов обратился к Коровину: «Смотри, Костенька, какой счастливый человек, в каких благодатных местах он живет». Коровин предложил сойти с парохода под Тарусой, и спустя некоторое время Поленов приобрел там небольшой участок земли. Это было только что сжатое поле ржи, обрамленное молодым сосновым леском-борком, и художник назвал свою будущую усадьбу «Борок». 
В 1892 году была закончена по проекту Поленова постройка трехэтажного дома. Он стоит на высоком бугре над заливными лугами и рекой Окой. 
Вся усадьба — дом-музей и служебные постройки — составляют единый архитектурный ансамбль. 
В доме Поленова всегда царила творческая, трудовая атмосфера. 
Нижний этаж дома до сих пор остался таким, каким он был при жизни художника. Это мемориальная часть музея. Здесь расположены комнаты: портретная, библиотека, столовая и кабинет. 
За последние годы музей очень расширился. Семья принесла в дар советскому народу наследие художника и расположила его в бывших жилых комнатах второго этажа. Здесь находится пейзажная живопись и графика В. Д. Поленова, его учеников и его сестры Е. Д. Поленовой. 
Комнаты третьего этажа предназначались Поленовым для отдыха и работы художников. Этот обычай сохранился до настоящего времени. В этих комнатах работают художники, реставраторы, деятели других видов искусства: музыки, театра, литературы. 
Собрания музея очень многообразны. Это библиотека, состоящая из книг по истории, праву, искусству, театру. Это археологическая коллекция, собранная отцом его — археологом и дополненная Василием Дмитриевичем во время путешествий по Ближнему Востоку. Это произведения народных ремесел и прикладного искусства, собранные главным образом сестрой художника и его женой. 
Основной раздел музея — картинная галерея. В кругу Поленовых установилсяобычай осенью, по возвращении в Москву с летних работ, обмениваться подарками в виде этюдов и картин. Таким образом, у каждого составлялась небольшая картинная галерея. Собрание Поленова состоит из произведений мастеров старшего поколения, товарищей и сверстников Поленова и его многочисленных учеников. Тут рисунки К. П. Брюллова, И. Н. Крамского, А. П. Боголюбова; этюды и несколько картин художников-передвижников:
 И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, И. Е. Репина, В. М. и А. М. Васнецовых, В. И. Сурикова и учеников Поленова: А. Е. Архипова, В. Н. Бакшеева, С. А. Виноградова, А. Я. Головина, С. В. Иванова, С. А. и К. А. Коровиных, И. И. Левитана, С. В. Малютина, В. Н.Мешкова, И. С. Остроухова, К. К. Первухина, М. В. Якунчиковой и других. 
В 1904 году Поленов построил отдельное здание мастерской, за средневековую архитектуру прозванное «Аббатство». В «Аббатстве» летом работали художники, приезжавшие к Поленову. 
Мечта Василия Дмитриевича Поленова — сделать искусство достоянием народа — сбылась. Десятки тысяч посетителей проходят по залам музея, приобщаясь не только к жизни и творчеству большого художника, но и к целой эпохе русской культуры. 
О. Поленова
Дом
Осенний вечер
Мастерская "Аббатство"
Лестница
Библиотечная комната
Мастерская
Библиотечная комната
Столовая
Другие работы художника:

Михаил Владимирович Маторин

среда, 7 мая 2008 г.

Борис Валентинович Щербаков (продолжение)

Работы из серии "Города и люди"Восстановление Старого Дрездена.
Мавзолей Гёте и Шиллера в Веймаре
Замок в Веймаре
Внутренний двор крепости в Вернигероде
Переулок в Веймаре
Крепостная стена замка. 1957 г.
Старый Дрезден за Эльбой
Комната Юноны в доме Гёте
Веймар. Рабочая комната Гёте
Веймар. Комната Шиллера
Вартбург. Въезд в крепость. 1956 г.
Ворота Вартбурга

Евгений Александрович Кацман

КАЦМАН, Евгений Александрович (р. 1890-1976) — советский художник-портретист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Член КПСС с 1949. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (1916). В своих произведениях запечатлел выдающихся деятелей Коммунистической партии, советских рабочих, писателей, ученых, художников. Он изобразил также новый, советский быт. Кацман — автор портретов: Ф. Э. Дзержинского (1923), М. И. Калинина (1924), Е. М. Ярославского (1924), М. В. Фрунзе (1925), М. С. Ольминского (1927), С. М. Буденного (1928), К.Е. Ворошилова (1933), а также И. И. Бродского (1934), А. М. Панкратовой (1947) и др., портретов-картин — «Ходоки у Калинина» (1927), «Калязинские кружевницы» (1928), «Чтение Сталинской конституции» (1939).
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТУХАЧЕВСКИЙ (1893—1937)

В 1893 году, на Смоленщине, в дворянской семье родился мальчик Михаил. Гимназия, кадетский корпус, Александровское военное училище... и сразу фронт 1914 года. Многое повидал молодой офицер. С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции он с народом, а с 5 апреля 1918 года — большевик.
1918 год. Ленин направляет М. Н. Тухачевского и большевика В. В. Куйбышева создавать Первую армию Восточного фронта.
И начались грозные походы Первой Советской. Командарм — М. Н. Тухачевский, член РВС — В. В. Куйбышев.
12 сентября 1918 года, выполняя личное указание Ильича, армия Тухачевского освобождает Симбирск, а в октябре - Сызрань.
Год 1919. М. Н. Тухачевский принимает 5-ю армию. Молниеносным рейдом он опрокидывает колчаковцев и врывается в Челябинск.
Ленин высоко ценил молодого Тухачевского. Вскоре он - командующий войсками Кавказского фронта и бьет Деникина, а во время борьбы с пилсудчиками Михаил Николаевич — командующий Западным фронтом.
1921 год. Кронштадтский мятеж. Тухачевский наносит мятежникам ошеломляющий удар. Контрреволюция на Тамбовщине, — Тухачевский громит банды Антонова.
Когда кончилась гражданская война, М. Н. Тухачевский в Генеральном штабе РККА. Он вместе с М. В. Фрунзе реорганизует Красную Армию, перерабатывает ее устав. Он последовательно занимает посты начальника Академии, начальника штаба РККА, заместителя Наркома обороны СССР.
Верный сын партии. Михаил Николаевич Тухачевский был кандидатом в члены ЦК ВКП(б), членом ЦИК СССР, кавалером почетного революционного оружия и многих советских орденов.
В 1937 году он погиб, став жертвой культа личности. Героическое имя маршала Тухачевского будут помнить советские люди.
ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ БЛЮХЕР (1889-1938)ь

Маршал Советского Союза В. К. Блюхер прошел легендарный путь от рядового царской армии до командующего Особой Дальневосточной Армией. Василий Константинович был награжден орденом Красного Знамени № 1, орденом Красной Звезды № 1 и орденами Ленина, одному из первых ему было присвоено высокое звание Маршала Советского Союза.
Это он совершил легендарный поход через Уральские хребты; этот поход был тяжелее суворовского марша через Альпы. Командуя 4, 30, 51 стрелковыми дивизиями, Блюхер громил Колчака.
Девять лет Василий Константинович командовал воинами-дальневосточниками. Дальневосточная армия превратилась в несокрушимую силу у вод Тихого океана.
Василий Блюхер родился в семье бедняка деревни Баршинка. Барин-крепостник из прихоти дал прапрадеду Василия фамилию немецкого маршала. Крестьянский сын прошел школу рабочей закалки на заводах Петербурга, Москвы. В 1910 году будущий Маршал Советского Союза был осужден царским судом на два года и восемь месяцев за революционную деятельность. С начала войны 1914 года Блюхер на фронте. Он ведет революционную работу среди солдат. В 1916 году становится членом партии большевиков. Октябрь 1917 года Василий Константинович встретил в Самаре.
Так началось его служение Советской Родине. И ярко горели огни блюхеровских побед на Урале и в Причерноморье, у Волочаевки и Хасана.
9 ноября 1938 года верный сын нашей партии пал жертвой репрессий культа личности.
Память о легендарном Командарме живет и в песнях, и в памяти благодарного советского народа.
К.Е. Ворошилов. Центральный музей Советской Армии
Калязинские кружевицы. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея

вторник, 6 мая 2008 г.

Борис Валентинович Щербаков - "Пушкинский заповедник"

ЩЕРБАКОВ Борис Валентинович (1916-95) - российский живописец, народный художник СССР (1986), член-корреспондент Российской АХ (1992; член-корреспондент АХ СССР с 1973). Обобщающие образы русской природы ("Суворовский дуб", 1969, "Русь Подмосковная", 1972), исторические портреты деятелей русской культуры ("Лев Толстой в Ясной Поляне", 1978), портреты современников, тематические картины. Государственная премия СССР (1952).

Прадед Александра Сергеевича Пушкина, Ганнибал Абрам Петрович, завещал земли на Псковщине, пожалованные императрицей Елизаветой за воинские доблести, трем сынам своим — Исааку, Петру и Осипу.

Земли были обширные: с востока граница проходила у озера Белагуль, с небольшим необитаемым островком, широкой панорамой холмов, покрытых кое-где седыми валунами — эпический, богатырский пейзаж. Эти угодья достались Исааку.

Петру назначены были земли по берегу озера Кучане и село стало называться Петровским. Угодья, правда, не очень удобные, больше леса, да луга заливные. А дальше на запад шли земли Осипа — деда Пушкина по матери. Версты на четыре тянулись они до западной «границы владений дедовских» — вдоль правого берега Сороти и озера Кучане.

На самой границе, верстах всего в полуторах от соседнего Тригорского, когда-то стояли три сосны, «одна поодаль, две другие друг к дружке близко...». Сейчас здесь вновь посаженные молодые сосенки приветливо кивают путнику пушистыми вершинками. Сколько раз, почти ежевечерне, отправляясь к милым соседкам, Пушкин наблюдал эту панораму с темным силуэтом тригорского парка на одном из трех холмов над заливными лугами, среди которых извилистой лентой вьется Сороть, поблескивая в лучах солнца.

Поэт писал в альбом П.А. Осиповой:

Я буду мыслию всегдашней

Бродить Тригорского кругом,

В лугах, у речки, над холмом,

В саду под сенью лип домашней.

Мы узнаем в онегинских строфах быт и портреты обитательниц Тригорского — Осиповых. Нам могут показать и «скамью Онегина», а если углубимся дальше в усадебный парк, то встретимся и с другими героями поэзии Пушкина Пускай погибла «ель-шатер», но неподалеку мы увидим ее младшую сестру, а на опушке, воспетый поэтом дуб-исполин.

Идете вы дальше, постепенно удаляясь от усадьбы и оглядываясь в последний раз на излучину Сороти, на силуэт парка, врезающийся зубцами деревьев в чистое, прозрачное небо и опять слышите голос Пушкина:

Прости, Тригорское, где радость

Меня встречала столько раз!..

Зная короткую, не легкую и трагически оборвавшуюся жизнь поэта, мы с особенной ясностью чувствуем, чем были для него эти поля, холмы, дружеская семья в Тригорском.

Не случайно, в начале мая 1835 года скачет Пушкин из Петербурга в Михайловское, чтобы всего лишь два дня провести в деревне и сказать обитательницам Тригорского: «Господи, как у вас тут хорошо! А там-то, там-то, в Петербурге, какая тоска зачастую душит меня!»

Святогорский монастырь. Купола и шпиль колокольни видны на многие версты окрест.

Там, у алтарной стены Успенского собора скромный мраморный обелиск с лаконичной надписью: «Александр Сергеевич Пушкин».

Поднимаясь по лестнице из нетесанного камня к собору, вы начинаете припоминать печальные, как последнее завещание, строки:

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

По этим же неровным каменным ступеням когда-то поднимался в раздумьи поэт и слагались сами собой строки, которым суждено было стать бессмертными.

А сегодня... Сегодня свет пушкинской поэзии приводит сюда сотни тысяч людей и сглаживаются под их ногами грубые, нетесанные камни этой лестницы, ведущей к вершине холма, на котором стоит белый обелиск, обозначивший место вечного успокоения человека, обладавшего великой, мятежной душой и чувством огромной любви к своей родине.

Б. Щербаков
У озера Белагуль.
С востока обширные земли А.П. Ганнибала - прадеда А.С. Пушкина - граничили с озером Белагуль, на западе - с Тригорским
Луна над Белагулем.
У северной части озера - остатки имения, когда-то принадлежавшего И.А. Ганнибалу - двоюродному деду поэта. В южной части озера - небольшой островок. Природа здесь сохранилась в полной неприкосновенности.
Разлив на Сороти.
Ранней весной небольшая, извилистая речка Сороть уподобляется могучей Волге с островами. Противоположный берег отходит на 2-3 километра.
Вешние воды
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
Сороть голубая
На заднем плане - крутой берег озера Кучане, поросший лесом, простирающийся почти до Петровского.
Вспоминаются строки из стихотворения Н.Языкова:
В стране, где Сороть голуба,
Подруга зеркальных озер...
Потопленные берега.
Затопленный луг перед усадьбой в Михайловском. На заднем плане слева - "Савкина горка".
Зимнее утро.
Околица деревни Савкино, находящейся на полпути между Михайловским и Тригорским. Пушкин мечтал приобрести эту деревеньку, но эта мечта не была осуществлена.
Слева у горизонта виднеется Тригорское
Граница "владений дедовских".
По этой лощине проходит граница ганнибаловских земель. Направо земли Осиповых-Вульф, прилегающие к Тригорскому. Здесь проходит дорога, где когда-то стояли воспетые поэтом три сосны, к которым он обращался в стихотворении "Вновь япосетил".
Вечерний час. Вдали - Тригорское.
Часто Пушкин пешком или верхом отправлялся в Тригорское и в какой-то момент перед ним открывался этот вид на городище Воронич и холм, на котором стояла усадьба Осиповых
"Прощай Тригорское..."
Тригорское в течение всей жизни было дорого поэту как уголок земли, где всегда он находил дружеский привет. К Тригорскому относятся строки:
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Дом П.А.Осиповой в Тригорском.
Во время почти каждодневных в 1824-1825 годах визитов Пушкина в Тригорское, Осиповы жили в этом, странной архитектуры, доме, куда вынуждены были переехать после того, как сгорел старый барский дом. До переезда в этом доме размещался полотняный завод.
"Дуб уединённый"
На опушке Тригорского парка стоит могучий дуб. Стоит он одиноко, на небольшом возвышении. Подходя к этому великану, невольно проникаешься настроением поэта, начинаешь мыслить его образами:
Гляжу ль на дуб уединённый,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный
Как пережил он век отцов.
Тригорское
Прощаясь с Тригорским, Сороть делает крутой поворот. В центре на заднем плане - усадьба Осиповых, расположенная на одном из трёх холмов, левее - городище Воронич, - в древности один из форпостов вольного города Пскова, разрушенный в 15-м веке
Конец октября
Роняет лес багряный свой убор.
Среблит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
На горизонте от центра влево - Тригорское. Так выглядит оно со старой дороги, идущей на Псков.
Анастасьинские ворота
Через эти ворота гроб с телом А.С. Пушкина был внесён для захоронения у алтарной стены собора

Здесь Пушкин погребён.
Успенский собор Святогорского монастрыря 16-го века. У алтарной стены - могила А.С. Пушкина