Живопись Николая Борисовича Терпсихорова разнообразна: композиционная картина, портрет, пейзаж в равной мере увлекали художника. Тематическая живопись занимала большое место в раннем периоде его творческой жизни, в более поздние годы он работал преимущественно в пейзаже.
Н. Б. Терпсихоров принадлежит к той славной плеяде художников-реалистов, которые явились зачинателями нового, советского искусства. Они заложили основу социалистического реализма.
То было начало двадцатых годов, время, полное революционной героики и романтики. Этим ощущением пронизана картина Терпсихорова «Первый лозунг» (1924).
Мы входим в мастерскую художника. Свет из высокого запыленного окна тускло освещает аскетически-суровую обстановку: рядом с самодельными, сколоченными из досок скамьями и столами уживаются гипсовые слепки с бессмертных античных скульптур. Свет висячей электрической лампочки, бережно огороженной простым листом белой бумаги, падает на фигуру художника, сосредоточенно работающего над лозунгом. Четки белые буквы на красном полотнище: «Вся власть Советам».
В мансарде холодно. Плохо греет догорающая «буржуйка». На столе типичный для того времени «натюрморт» — простой жестяной чайник, скудный хлебный паек. Так жили и работали в то время художники, принявшие Советскую власть, — писали лозунги, плакаты, портреты вождей, оформляли революционные праздники, вместе с народом терпели нужду, холод и голод, но дышали революцией и искусством. Эта картина не только документальна, но и автобиографична: на ней изображена мансарда в одном из домов на Арбате, в которой в то время работали Н. Б. Терпсихоров и братья Корины.
Здесь началась творческая жизнь Терпсихорова, когда в 1921 году он вернулся из Красной Армии, куда ушел добровольцем три года назад воевать с бандами белогвардейцев и интервентов, защищать Советскую власть. Позади остались годы учения в Училище живописи, ваяния и зодчества, оконченного в 1918 году. Ученик замечательных художников — Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова, К. А. Коровина — Терпсихоров воспринял от своих учителей много хороших традиций: идейную глубину искусства, поэтическое восприятие природы, ощущение красоты мира.
Остались позади и годы гражданской войны, бои под Петроградом, Одессой, на Волге, в Белоруссии. Это была суровая школа жизни для человека и художника.
В Москве, попав в среду художников, Терпсихоров сдружился с теми из них, кто поднял знамя борьбы с формалистами за новое реалистическое искусство. Группа художников-реалистов основала в 1922 году Ассоциацию художников революционной России (АХРР). После трех лет разлуки с красками и кистями Терпсихоров энергично и жарко взялся за работу. На ахрровских выставках одно за другим появлялись его произведения. Тремя словами можно определить круг их тематики — революция, труд, быт. Мы напомним его лучшие историко-революционные картины: «После приказа. «Патронов не жалеть!» (1925), «1905 год в Сормове» (1930), «Партия ссыльных» (1931), посвященные первой русской революции, «Бой у Никитских ворот» (1929) — из истории Октябрьских боев.
Темы и материал для своих картин Н. Б. Терпсихоров искал и собирал в творческих поездках — на фабриках и заводах, на транспорте и в деревне. Так, в поездке в Архангельскую и Вологодскую области родилась его замечательная картина «Русь обучается». Это целая эпоха из истории культурной революции. Появились и другие его полотна о новых советских трудовых людях, о новом быте: «Пошивочное отделение фабрики Москвошвей» (1924), «Первый субботник на железнодорожном транспорте» (1925), «Враги коллективизации» (1931) и многие другие. Ряд композиций посвятил Терпсихоров жизни Красной Армии, с которой крепко связали свою судьбу советские художники: «На маневрах. Красноармейцы среди населения» (1927), «Агитпоход красноармейцев на лыжах в деревню» (1933), «Веселые проводы» (1937) и многие другие. Картины Терпсихорова подкупали зрителей своей жизненной наблюдательностью типажа, жестов, движений, психологических коллизий.
Особо следует остановиться на многократных поездках Терпсихорова в Среднюю Азию в 1929. 1935 и 1939 годах. Эти поездки дали ему не только превосходный материал для картин, но и многому научили его как живописца.
Узбекские и туркменские этюды Терпсихорова — острые зарисовки национального быта, отмеченного приметами нового времени. В наши дни великих преобразований этих республик среднеазиатские работы Терпсихорова примечательны как яркий документальный материал недавнего прошлого. Внимание художника привлекли природа и архитектура, труд и быт людей. Все здесь было исключительно колоритно — синее небо, яркое солнце, шумные базары с красочными коврами, шелками, расписной керамикой, великолепием фруктов и овощей. И художник впервые так смело, напряженно — в цвете, уверенно, энергично — в рисунке запечатлевает все виденное и пленившее его.
Из поездки в Узбекистан в 1929 году он привез сюиту «Старый Самарканд». Лучшие работы — «Шах-и-Зинда», «Уличные сапожники», «Виноградный базар», «Чайхана». Еще более продуктивной была поездка в Туркмению. Здесь художник собрал материал для двух композиций — «Богатый урожай. Сбор хлопка» (1937) и «Ковровщицы» (1936). Значительны яркие, своеобразные типы туркменов тех лет, запечатленные Терпсихоровым. Из женских образов выразительна «Сборщица хлопка» как обобщенный образ новой женщины освобожденного Востока. Ее осанка, движении полны особого достоинства и гордости, в ней пленяют красота и грация национального типа. Очаровательна и «Девочка туркменка». Ее темная фигурка, вылепленная сильными рефлексами, контрастно выделяется на пронизанном солнцем пейзаже. Уходящим миром кажется «Бабушка за пряжей». В ее облике словно читаешь трудную историю многих поколений Туркмении...
Широко и темпераментно написаны мужские портреты с их яркими характеристиками, крепкой скульптурной лепкой, насыщенным цветом: «Охотник на барсов» (1935), «Колхозник» (1935), «Колхозный сторож» (1936) и др.
Работа в Средней Азии была для Терпсихорова началом нового периода в творчестве — рождения художника-колориста, тонкого мастера пейзажа. Но, конечно, не прерывалась у него и линия развития тематической картины и портрета. В годы Великой Отечественной войны им были написаны «Денек в тылу» (1943), «В обход на врага» (1943), «Письмо с фронта» (1947) и др.
Однако, начиная с конца тридцатых годов, Терпсихоров все больше и больше увлекается пейзажной живописью. Он писал этюды на Кавказе, в Крыму, в Подмосковье. Терпсихоров вошел в историю советского пейзажа как поэт среднерусской природы. Художник нашел свою «обетованную землю» в окрестностях старого русского городка Тарусы на Оке. Здесь им исхожены все дороги и тропы. Особенно полюбилась ему деревня Ладыжино на берегу Оки. Он жил здесь месяцами, с ранней весны до поздней осени, нередко приезжал и зимой.
Но его любимое время года — ранняя весна, когда на снегу так ярко и нежно ложатся голубые тени и рефлексы от мартовской лазури неба, когда начинают рыжеть проталины на снежной целине, когда в легкой дымке безлиственного леса глаз начинает улавливать тонкие цветовые переливы сиреневого, серебристо-палевого. Он любил писать овражки с весенними ручьями, звонко перекликающимися своей синевой с апрельским небом. Художника волновал величественный праздник пробуждения природы — бурный ледоход. Одна из его лучших картин — «Закон жизни» (1952). Могучая глубокая стремнина уносит последние оковы зимы. Снова и снова сила жизни возрождает природу...
Много чудесных мест запечатлел Терпсихоров. Перед нами встают живописные берега Оки с широкими заречными далями, поля со ржавыми скирдами хлеба, зеленый шум лесов, осенние золотистые опушки, полные затаившейся тишины и грусти. И почти всегда в пейзажах его мы видим человека или чувствуем его творческий труд на земле. Все это образы нашей великой прекрасной Родины, поэтичные, глубокие, искренние.
Имя Николая Борисовича Терпсихорова вписано в историю советского искусства как одного из основоположников советской тематической картины и как вдохновенного мастера русского реалистического пейзажа.
С. Разумовская
Первый лозунг. 1924 г.
В доме отдыха
Зимой. 1953 г.
Девочка туркменка. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Аул Киши. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Утро над Окой. 1951 г.
Тишина. 1956 г.
Ковровщицы. Из цикла "По Туркмении". 1935-1936 гг.
Март. 1959 г.
Берегите леса. 1954 г.
Гурзуф. Море. 1950 г.
Непогода. 1945 г.
Закон жизни (Ледоход). 1952 г.
Этап (эскиз). 1926 г. Государственный музей Революции СССР
Конец разрухи на транспорте. 1931 г.