суббота, 2 августа 2008 г.

Ефим Михайлович Чепцов (1874/75 - 1950) - продолжение

Заседание сельской ячейки (Заседание сельячейки). 1924 г. Холст, масло. 59х77 см. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент Школьные работники (Переподготовка учителей). 1925 г. ГТГ
= Из биографии творений искусств =
ГЕРОИ ДВУХ КАРТИН
(Статья из газеты «Вечерний Ленинград» от 28 мая 1965 года)
Однажды, когда я уже направлялся к выходу из Третьяковской галереи, две висящие рядом картины неожиданно привлекли мое внимание. Нет, это были не грустно-поэтические пейзажи Левитана, не глубоко психологические портреты серовской кисти. Персонажи, изображенные на полотнах, показались мне удивительно знакомыми, точно я их уже где-то видел и вот теперь неожиданно снова встретился с ними. Сколько раз проходил мимо этих картин и вот теперь остановился.
Оба полотна принадлежали художнику Ефиму Михайловичу Чепцову. Названия, начертанные на табличках, были довольно прозаическими: «Заседание сельячейки» и «Переподготовка учителей». На первый взгляд, ничего особенного не было в этих произведениях. На одной картине художник изобразил малюсенькую сцену сельского клуба и стоящего посредине оратора. На второй был большой класс сельской школы, в котором собрались педагоги разных возрастов. Но именно эти люди напомнили мне раннюю мою юность, когда встречался именно с такими вот первыми коммунарами, такими вот учителями — «шкрабами», как их тогда прозывали. И задержался я у полотен потому, что повеяло от них чем-то родным и очень знакомым, очень близким сердцу.
Возвратившись в Ленинград, разыскал в литературе все, что было посвящено творчеству Чепцова. Узнал, что Ефим Михайлович был учеником такого знаменитого жанриста, как Владимир Егорович Маковский. Чепцов долго жил в нашем городе, а картины были написаны в слободе Медвенке Курской области, куда в голодное время двадцатых годов поехал художник. Прочитал я о картинах очень положительный отзыв Анатолия Васильевича Луначарского. И тут узнал то, что особенно привлекло мое внимание. Оба полотна, написанные Чепцовым в 1924 и 1925 годах, являются своеобразными коллективными жанровыми портретами земляков художника. Образы первых коммунистов советской деревни и учителей советской школы не выдуманы мастером, а списаны с натуры, взяты из жизни, которую так близко наблюдал художник.
С той поры минуло четыре десятилетия. Если Чепцов написал действительно существовавших лиц, то ведь интересно была бы узнать, как сложилась в дальнейшем судьба героев картин. Что стало с первыми деревенскими коммунарами, какой путь прошли наши «шкрабы»? Я подумал о том, что если найду хотя бы по одному человеку из каждой картины, то эти люди, возможно, поведают о судьбе некоторых других персонажей.
Итак, поиск! Первое письмо было направлено в слободу Медвенку Обонянского района Курской области. Адресовано оно было начальнику почтового отделения. Дело том, что в одной из очень старых статей, в которой говорилось о картине «Заседание сельячейки», упоминалась фамилия написанного художником вожака сельской молодежи Георгия Сухомлинова. О нем я и спрашивал начальника почты, просил немедленно сообщить мне.
Представьте себе мою радость, когда недели две спустя я получил ответ: Георгия Сухомлинова нет, но живет в Медвенке его брат, — ему и напишите.
В тот же вечер я послал в слободу второе письмо. Каждый день с надеждой открывал свой почтовый ящик. Наконец получен ответ, из которого явствовало, что Георгий Акимович Сухомлинов существует, но живет он не в Медвенке, а во Фрунзе. Тут же был адрес столь нужного мне человека.
Взволнованный, я сразу же сел за письмо бывшему комсомольскому вожаку. Отправил и жду. Жду месяц, два, а ответа все нет. Может быть, не дошло письмо? Пишу снова. Еще месяц тщетных ожиданий. Молчит далекий город Фрунзе. Может быть, выехал адресат? Но письмо было отправлено заказным и при выбытии адресата должно было вернуться обратно. И вдруг, когда казалось, все надежды потеряны, почтальон принес объемистый пакет. Это и было долгожданное письмо от Георгия Акимовича Сухомлинова, задержавшего ответ из-за болезни.
Теперь взгляните на помещаемую нами репродукцию картины «Заседание сельячейки». Автор письма сидит вторым справа. На голове — кепка, взгляд задумчиво устремлен в зал. Что же сталось с этим сельским комсомольцем?
В письме своем Георгий Акимович подробно описывает свой жизненный путь вплоть до наших дней, После Медвенки был на комсомольской работе в Курске, учился на рабфаке. Затем снова работа среди молодежи, опять учеба... Выполнял множество партийных заданий. Красной нитью в этой столь обычной биографии советского молодого человека проходит наука. У этого сельского паренька проявились недюжинные математические способности. В дореволюционное время трудно было куда-нибудь податься способному крестьянскому сыну. А в наше время Георгий Акимович стал ректором Фрунзенского политехнического института; он профессор и заведует кафедрой высшей математики.
А что с остальными героями картины Чепцова? К сожалению, никого из них не осталось в живых. Мужчина в белой рубахе с галстуком — это Ефим Коваленко. В те времена он был председателем волисполкома; в последние годы возглавлял Курскую областную контору пчеловодства. Докладчик — секретарь ячейки РКП(б) Наум Карпушин. На нем выгоревшая гимнастерка времен гражданской войны. В центре — заведующий волостным земотделом Ефим Крюков и крайний слева — педагог и одновременно начальник медвенской почты Николай Павленко. Много поработали они на строительстве колхозов, до последнего дня своей жизни оставались верными солдатами партии.
Поиски героев картины «Переподготовка учителей» неожиданно привели меня к знакомству с одной очень старой учительницей, нашей бывшей землячкой Любовью Николаевной Спиридоновой. На полотне Чепцова ее легко найти. Миловидное лицо учительницы очень хорошо видно на черном фоне классной доски. Фамилию этой женщины я узнал от Сухомлинова. Жива ли она, автор письма не знал. И снова помог начальник медвенской почты.
Я написал Любови Николаевне и послал письмо начальнику почты с просьбой, если адресат существует, вручить мое послание. Откровенно говоря, надежды было мало. Времена прожиты тяжелые: Медвенка находилась в годы войны под пятой гитлеровцев.
Ответ прибыл от самой Любови Николаевны. Прежде чем огласить его, я прошу читателей посмотреть на вторую репродукцию. Художник Чепцов изобразил на своей картине знаменательный период в жизни советской школы. Школа наша перестраивалась в те годы на новый лад, старые программы были отброшены, многому должны были поучиться и сами педагоги. Вышедшие из учительских семинарий, закончившие всевозможные курсы, они по-новому должны были излагать учебные предметы, воспитывать нового человека строящегося социалистического государства.
Что же написала мне старая учительница Любовь Николаевна Спиридонова, более полувека своей жизни отдавшая школе? Сейчас ей 81 год. Родилась она в Петербурге, где окончила Литейную гимназию. Три года проучилась на женских педагогических курсах. В это время началась русско-японская война. Два года пробыла Люба Спиридонова сестрой милосердия на полях сражений и в тыловых госпиталях. Потом возвратилась в Питер. Стала учительствовать в одной из начальных школ. Двадцать лет проработала, а потом решила ехать преподавать в деревню. Так оказалась она в Медвенке, где живет и поныне.
«...Я попала в знакомую мне деревню в Курской области, сперва в начальную, а потом в среднюю школу, где меня назначили завучем. Художника Чепцова я знала хорошо. Не раз ему позировала. Он жил по соседству в деревне и часто заходил к нам в школу, предлагая помощь в осуществлении драматических постановок. Он был замечательный артист-любитель, и на сцене вокруг него все оживало.
Расскажу о том, как писалась картина «Переподготовка учителей». Чепцов пригласил педагогов Медвенки прийти в воскресный день в школу, чтобы он мог срисовать их всех вместе. К этому дню подготовили один из классов. Когда все собрались, Ефим Михайлович начал нас рассаживать так, как он задумал для будущей картины. Чепцов объяснил нам, как надо себя вести.
В углу стоял мольберт, лежала палитра. В большинстве своем мы были молоды, веселы и с интересом смотрели на Ефима Михайловича, как он углем на холсте набрасывал контуры будущей картины. Так сложилась первая композиция. Потом уже он отдельно приглашал учителей к себе домой, где вписывал портреты в основную композицию. Так день за днем рождалась картина, которую теперь знают многие, посещавшие Третьяковскую галерею.
Теперь расскажу вам, как сложилась дальнейшая судьба педагогов, изображенных на картине Чепцова. На первом плане художник изобразил двух старейших наших учителей — Н.М. и И.А. Павленко. Они родственники. Оба в старое время окончили семинарию. Дорогу в жизнь пробивали себе трудом. Это настоящие деревенские учителя, знавшие хорошо сельское хозяйство, пчеловодство, они умели разводить сады, хорошо мастерили на верстаках. Один из них сочинил детский букварь, другой расширял свои знания чтением энциклопедических словарей. Оба Павленко до конца жизни преподавали в школе. У Н.М. Павленко осталось два сына: один — заслуженный врач, другой — инженер. У И. А. Павленко тоже сын — мостостроитель.
За столом сидят три женщины. Справа — Агния Леонова. Это была очень одаренная учительница. Уже в зрелом возрасте она настойчиво продолжала учебу и получила высшее образование. Ее педагогический талант был замечен. Агнию пригласили преподавать в Курский областной педтехникум.
Спиной к зрителю за столом сидит Прасковья Золотарева. В нашем драмкружке она была лучшей исполнительницей. Чепцов, который ставил отдельные пьесы, вспоминал Пашу до последних лет своей жизни. Репертуар драмкружка был разнообразным. Ставили, например, «Ревизора». Сам Чепцов играл городничего, и скажу, что нисколько не уступал столичным артистам. Представляли пьесы Островского, «Квадратуру круга» Катаева и многие другие произведения.
Слева за столом — это я. О себе уже рассказала. У простенка, между окон, замечтавшись, сидит Вера Зайцева. Хороший педагог, но тяжелая болезнь рано скосила ее. На первом плане, слева — Оля Носенко. Дальнейшая судьба ее мне не известна. Художник написал также молодых учительниц Зою Сигареву, Майю Гадяцкую. Может быть, если они прочитают мое письмо, то откликнутся. Сзади у шкафа с глобусом стоит наш милый школьный сторож Успенский. Давно уже его нет в живых, но все помнили этого удивительно вежливого старичка.
Теперь Медвенка не такая, какой была при Чепцове. По всему селу выстроены новые дома, магазины, аптека, церковь стала Клубом, высится хорошая трехэтажная школа.
В Медненке до сих пор хорошо помнят Ефима Михайловича. Ведь он наш земляк. В классе, где он учился, устроен музей, собраны его вещи. На доме, где живут его родные, висит мемориальная доска. Племянница Чепцова — врач местной больницы и пользуется заслуженным авторитетом...»
Эти строки — из большого письма от Любови Николаевны Спиридоновой. Как благодарен я старой учительнице, как много пролили они света на историю замечательной картины Чепцова. Да и сам художник предстал перед нами страстно влюбленным в жизнь, мастером, который изобразил первых коммунистов советской деревни, учителей первых лет Советской власти. Обе картины, выставленные в Третьяковке, предстают теперь перед нами не только как замечательные творения живописи, но и как яркие документальные памятники нашей замечательной эпохи.
Эд. АРЕНИН
Другие работы художника:

Ефим Михайлович Чепцов (1874/75 - 1950)

пятница, 1 августа 2008 г.

В. Смирнов ??? Продажа имущества

Продажа имущества. 1850-е гг. ГРМ - Государственный Русский музей

На открытке, выпущенной в 1961 году ИЗОГИЗом даны недостаточные сведения о художнике написавшем эту картину: В.Смирнов, учитывая, что дата написания картины указана как 1850-е гг., то это не может быть Смирнов Василий Сергеевич (1858-1890). В Словаре русских художников (авт.Э.Г. Коновалов), который содержит информацию о 2700 русских живописцах с древнейших времён и кончая художниками ХХ-го века, творческая деятельность которых началась до 1917-го года, нет данных о другом В.Смирнове, поиск в Интернете также не дал результатов, поэтому, если кто-либо из посетителей располагает такой информацией об этой картине и её авторе, прошу поделиться ею в комментариях.
З.Ы. Нашёл  одного художника, который мог бы быть автором этой картины: Смирнов, Василий Иванович (даты жизни не указаны) - ученик Академии Художеств с 1860 г. Получил медали: в 1866 г. - 2 серебряную; в 1867 г. - 1 серебряную. В 1868 г. окончил курс наук; в 1870 г. удостоен звания классного художника 3 степени.
Возможно он же - 
Смирнов, Василий Иванович (1841 - 1922) - Пейзажист, портретист (наиболее известен пастельный портрет И.С. Тургенева). Окончил угличское духовное училище (1856) и Ярославскую духовную семинарию (1860). Учился в Императорской Академии Художеств. По ее окончанию в 1873 г. получил место учителя рисования в Ставропольском реальном училище, где прославился как педагог. Принято считать, что Смирнов стоял у истоков художественного образования в Ставрополе.

Ефим Михайлович Чепцов (1874/75 - 1950)

Чепцов, Ефим Михайлович (1874/75 - 1950) - живописец. Родом из Курской губернии. Начинал как иконописец и иллюстратор, затем учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905-1911) у В.Е. Савинского, Я.Ф. Ционглинского, В.Е. Маковского. В 1912-1913 гг. - пенсионер Академии художеств во Франции. Работал в бытовом жанре, писал картины на темы сельской жизни. был одним из первых создателей жанровых произведений на советские темы ("Заседание сельячейки", 1924; "Переподготовка учителей", 1925, обе - в ГТГ). Член Ассоциации художников революционной России с 1922 г. Педагог, в 1938 г. утверждён в звании профессора. заслуженный детель искусств РСФСР (1946). Его работы имеются также в Государственном русском музее, музеях Краснодара, Курска.
В.И. Ленин и А.М. Горький с рыбаками на о. Капри. 1931 г. Центральный музей В.И. Ленина
Проведение дня кооперации в деревне. 1926 г. ГРМ - Государственный Русский музей
В мастерской художника. 1918 г. ГРМ
Выезд на работу. 1947 г.
Дети в поле. 1925 г.
Утро на дворе. 1924 г. ГРМ
В избе-читальне. 1938 г.
На Капри. 1912 г.
Соседки. Холст, масло. 78х87 см. Иркутский областной художественный музей
Женский портрет. 1910 г. Курская картинная галерея.

Другие работы художника:

Ефим Михайлович Чепцов (1874/75 - 1950) - продолжение

четверг, 31 июля 2008 г.

Павел Фёдорович Судаков (р. 1914 г.)

Судаков, Павел Фёдорович (род. 1914, Москва). Народный художник РCФСР (1982), лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина (1984).

В 1935-1941 гг. учился в МГХИ им. В.И. Сурикова В конце войны начал руководить художественной студией пограничных войск (до 1947 г.).
В 1947 – 1948 гг. пишет первое, получившие широкое признание, монументальное полотно «Капитуляция Квантунской армии». Участник российских и международных выставок с 1943 г. В 1984 г. был награжден медалью Академии художеств СССР. П. Судаков создает целые серии портретов выдающихся людей своего времени. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих музеях страны и за рубежом.

Разговор о земле.

СЕРГЕИ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛАЗО (1894-1920)
Пустынно и хмуро на станции Муравьев-Амур ская. Жарко горит топки паровоза, пламя вырывается из зева и обжигает человека могучего сложения. Израненный, обессиленный от зверских пыток, он молча борется с озлобленными бандитами. Подлые враги, японские захватчики, преда­тельски схватив в апреле 1920 года Сергея Лазо, живым сожгли его в топке паровоза.
Советские люди всегда будут помнить имя и подвиги несгибаемого большевика Сергея Григорь­евича Лазо.
В 1918 году, 24-летним молодым человеком он уже командовал Забайкальским фронтом и яв­лялся членом Центросибири. Живой и общительный Лазо был блестящим организатором и руководителем партизан Сибири и Дальнего Востока.
В непрерывных жарких схватках Сергей Лазо уничтожил банды атамана Семенова, подготовил и осуществил восстание в Приморье, в результате которого 31 января 1920 года на Дальнем Востоке установилась революционная власть.
Будучи членом Дальбюро ЦК РКП(б) и руководя Реввоенсоветом Приморья, Лазо вел беспощадную борьбу с врагами.
Станция Муравьево-Амурская переименована в станцию Лазо.
...Если придется проезжать мимо этой станции, вспомни, товарищ, о Сергее Лазо, чью волю не победили ни пытки, ни огонь.
Мир народам (Выступление Н.С. Хрущева в ООН). 1960. Художественная выставка "Советская Россия"

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)

Поленова, Елена Дмитриевна - живописец и график. Сестра Василия Дмитриевича Поленова.
Училась у П.П. Чистякова, с 1864 г. - в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, затем в Париже.
С 1881 г. - активный член Абрамцевского кружка. Начала с пейзажей и жанровых картин в духе передвижников. Позже много работала над акварельными пейзажами ("Заводь в Абрамцеве", 1888 , Поленово), отличающимися красочной декоративностью. Иллюстрируя в 1890-х гг. русские народные сказки, обратилась к орнаментально-плоскостной манере, близкой национально-романтическому стилю модерн. Её работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее ("Князь Борис перед убиением", около 1896), музее-заповеднике "Абрамцево", музеях Костромы, Челябинска и других.
Иллюстрация к сказке "Дурачок и дурочка"
Чики-чики чикалочки,
Сидит дурак на палочке;
А дурочка в тележке
Щёлкает орешки
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Гуси-ледеби". ГРМ - Государственный Русский музей
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко".
Иллюстрация к русской народной сказке "Сынко Филипко". Иллюстрация к русской народной сказке "Плутоватый мужик".
Иллюстрация к сказке "Рыжий и красный".
Рыжий красного расспрашивал,
Чем он бороду окрашивал.
-Я ни краской, ни замазкой
-Бороды не украшал,-
Красный рыжему сказал,
-Я на солнышке лежал,
-Кверху бороду держал.
Иллюстрация к сказке "Злая мачеха".
Иллюстрация к присказке "За тридевять земель".
Иллюстрация к сказке "Жадный мужик".
Иллюстрация к сказке "Тили-тили телешок".
Тили-тили тесто,
Машенька невеста.
Тили-тили телешок,
Алёшенька женишок. Иллюстрация к сказке "От чего медведь стал куцый". Иллюстрация к сказке "Козлихина семья". Улица в Костроме. 1888 г. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
Гладильщица. Холст, масло. 45х73 см. Частное собрание (?).

среда, 30 июля 2008 г.

Павел Осипович Ковалевский (1843-1903)

Ковалевский, Павел Осипович - живописец-баталист. Сын профессора Казанского университета, окончил казанскую гимназию. Друг художника Семиградского Генриха Ипполитовича.
Учился в Академии художеств (1863-1871) у Б.П.Виллевальде. За картину "Первый день сражения при Лейпциге в 1813 году" получил Большую золотую медаль. За картину "Раскопки в окрестностях Рима" (ГРМ) в 1976 г. получил звание академика, в 1881-ом - профессора.
В годы русско-турецкой войны состоял при штабе корпуса в качестве художника, создал серию батальных картин ("Сражение у деревни Иованово-Чифлик в 1877 году", 1977, Центральный исторический военно-инженерный музей; "12 октября 1877 года. Перевязочный пункт", 1878, ГРМ). Работал в области книжной графики, выполнил иллюстрации к роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Мастер анималистического жанра. С 1897 г. возглавлял батальную мастерскую Академии художеств. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Музее коневодства, музеях Барнаула, Костромы, рыбинска, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси и других.
"Понесли". 1884 г. Холст, масло. 47х61 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Объезд епархии. 1885 г. Холст, масло. 72х143,5 см. ГТГ
Перед грозой на тройке. 1873 г. Холст, масло. 32х63 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Встреча. 1871 г. Холст, масло, 47х74 см. ГТГ
Бечевая тяга на Ижоре. ГРМ

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

Крымов, Николай Петрович (1884-1958) – живописец, театральный художник. Учился на архитектурном (1904-1907) и живописном (1907-1911) отделениях Московского училища живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, в мастерской В.А. Серова. С 1907 г. – член объединения «Голубая роза», с 1910 г. – Союза русских художников, в 1928-1931 гг. – Общества московских художников. Начинал с декоративно-обобщённых, восходящих к примитиву пейзажей («Гроза», 1908; «Жёлтый сарай», 1909, оба – в ГТГ), позже обратился к пейзажам-картинам («Речка», 1929; «Летний день в Тарусе», 1940, обе – в ГТГ). Его картины изображают русскую природу, полны поэзии и элегичности. Преподавал в Высших художественно-технических мастерских в Москве, в Московском полиграфическом институте. В 1920 -1930-е гг. оформил ряд спектаклей (МХАТ и другие театры). Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Работы Крымова имеются также в Государственном Русском музее, музеях Астрахани, Брянска, Волгограда, Вологды, Калуги, Кирова, Костромы, Новокузнецка, Палеха, Пскова, Саратова, Севастополя, Ставрополя, Тулы, Тюмени, Ульяновска, Хабаровская, Ярославля.
Жёлтый сарай. 1909 г. ГТГ
В полдень на дороге. 1911 г.
Снегири. 1907 г.
Звенигород. 1922 г.
Сарай. 1926 г.
Мельница в Тарусе. Масло, холст. 70,5х103. ГРМ
Первый снег.
Летний вечер. Таруса. 1923 г.
Солнечный день. 1947 г. ГТГ
Ветреный день. 1908 г. ГТГ

Другие работы художника:

Николай Петрович Крымов (1884-1958)

Николай Петрович Крымов (1884-1958) - продолжение

вторник, 29 июля 2008 г.

Василий Максимович Максимов (1844-1911) дополнение "Приход колдуна"

В альбоме "Третьяковская галерея" обнаружил более ранний вариант картины "Приход колдуна на сельскую свадьбу". 1874 г.Размеры 43,7х67,5 см. Представляю фото.
Другие работы художника:

Василий Максимович Максимов (1844-1911)