Художник Антуан Ватто (полное Жан Антуан Ватто, Watteau) (1684 — 1721). Французская школа. Меццетен. 1717-1719 гг. Нью-Йорк, Метрополитен-музей |
Антуан Ватто, один из тех, кто лучше всего выразил дух XVIII столетия - века игры, театра, жизни чувств, - обучался
живописи у театральных мастеров. Он и сам любил театр, принимал участие в «галантных празднествах», которые
устраивал его друг, банкир и коллекционер Пьер Кроза, поэтому большинство работ художника навеяно этим
видом искусства.
Одна из них - картина «Меццетен», на которой изображен персонаж итальянской комедии дель а рте, некогда
популярной в Париже, хитрец и шут. Он одет в свой традиционный наряд - берет, полосатый жакет с белым
гофрированным воротником и бриджи. Герой поет, аккомпанируя себе на гитаре, серенаду. Но чувство его безответно,
на это намекает статуя в виде женской фигуры, повернутая спиной к несчастному влюбленному. Шутливая сценка полна,
однако, тонких чувств, которые так ценил галантный век, и в совокупности с дивными оттенками красок и тончайшими
лессировками полотно рождает то ощущение от живописи Ватто, о котором французские писатели братья Гонкуры
сказали: «Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Картину, светящуюся счастьем, больной чахоткой художник написал незадолго до своей ранней смерти. Как и многие
его образованные современники, он стремился разделять философию эпикурейцев, учивших не думать о страданиях.
Но красивая мелодия Меццетена, которая слышится в этом произведении Ватто, все-таки грустная.