четверг, 21 августа 2008 г.

Антуан Ватто (1684 — 1721)

Художник Антуан Ватто (полное Жан Антуан Ватто, Watteau) (1684 — 1721). Французская школа. Меццетен. 1717-1719 гг. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Антуан Ватто, один из тех, кто лучше всего выразил дух XVIII столетия - века игры, театра, жизни чувств, - обучался живописи у театральных мастеров. Он и сам любил театр, принимал участие в «галантных празднествах», которые устраивал его друг, банкир и коллекционер Пьер Кроза, поэтому большинство работ художника навеяно этим видом искусства. 
Одна из них - картина «Меццетен», на которой изображен персонаж итальянской комедии дель а рте, некогда популярной в Париже, хитрец и шут. Он одет в свой традиционный наряд - берет, полосатый жакет с белым гофрированным воротником и бриджи. Герой поет, аккомпанируя себе на гитаре, серенаду. Но чувство его безответно, на это намекает статуя в виде женской фигуры, повернутая спиной к несчастному влюбленному. Шутливая сценка полна, однако, тонких чувств, которые так ценил галантный век, и в совокупности с дивными оттенками красок и тончайшими лессировками полотно рождает то ощущение от живописи Ватто, о котором французские писатели братья Гонкуры сказали: «Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 
Картину, светящуюся счастьем, больной чахоткой художник написал незадолго до своей ранней смерти. Как и многие его образованные современники, он стремился разделять философию эпикурейцев, учивших не думать о страданиях. Но красивая мелодия Меццетена, которая слышится в этом произведении Ватто, все-таки грустная.

Клод Моне (1840-1926)

Художник Клод Моне (1840-1926) . Французская школа. Подсолнухи. 1881 г. Холст, масло. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Гюстав Курбе (1819-1877)

Художник Гюстав Курбе (1819-1877) . Французская школа. Купальщица. 1868 г. Холст, масло. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666)

Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. Мужской портрет. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

Эдгар Дега (1834-1917)

Художник Эдгар Дега (1834-1917). Французская школа. Танцевальный класс. 1872 г. Холст, масло. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Эдгар Дега (1834-1917)

Художник Эдгар Дега (1834-1917). Французская школа. Туалет. 1885 г. Холст, масло. Нью-Йорк, Метрополитен-музей

РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606—1669) - «Знаменосец»

Художник РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606—1669). Голландская школа. «Портрет Флориса Соопа (Знаменосец)». Холст, масло. 140,ЗХ 114,9. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Гениальный голландский художник Рембрандт родился в Лейдене. После трехлетнего обучения у лейденского живописца Якоба ван Сваненбурга и затем в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме Рембрандт за короткий срок приобретает славу великолепного портретиста, самого популярного в Голландии XVII века жанра. В ранний период творчества Рембрандт неудержимо демонстрировал свое блестящее владение кистью, с виртуозным совершенством передавая как облик модели, так и богатство фактуры одеяния преуспевающих бюргеров, заказывавших ему портреты: шелк, бархат, драгоценности.

«Портрет Флориса Соопа» написан уже зрелым живописцем, прожившим полную волнений трагическую жизнь. Художник как бы трансформирует в своем творчестве испытанные им сполна счастье и горе, мудрость и доброту, прошедшие через испытания. Рембрандт уже не получает заказов, он пишет в основном композиции на библейские темы и портреты близких ему людей. Амстердамский знаменосец Флорис Сооп, несомненно, был хорошо знаком художнику. Во взгляде пятидесятилетнего человека мы видим усталость и понимание жизни, проникновенную доброту и твердость. Рембрандта больше не интересует внешнее великолепие облика, он сосредоточивает все внимание на духовном состоянии человека. Ярким пятном на темном фоне выделяется пронизанное светом лицо знаменосца с мягкими тенями под бровями, в уголках глаз, у крыльев носа и четко прорисованные морщины — следы прожитых лет. Сияние металлических пуговиц камзола и золотой перевязи подчеркивают значительность образа, торжественность и твердость осанки одного из тех, кто завоевывал свободу Голландии

ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727—1788) - «Портрет мисс Сперроу»

Художник ТОМАС ГЕЙНСБОРО (1727—1788). Английская школа. «Портрет мисс Сперроу». Холст, масло. 76,5Х 63,2. Нью-Йорк. Музей Метрополитен
Выдающийся английский живописец XVIII века Томас Гейнсборо наряду с Рейнолдсом был создателем особого типа парадного портрета, восходящего к традиции, принесенной в английскую живопись замечательным фламандским художником, учеником великого Рубенса, Антонисом Ван Дейком. Гейнсборо родился в семье торговца сукном и не получил систематического художественного образования. Некоторое время он обучался ювелирному делу, а затем, возможно, получал советы французского гравера Гравелло и теперь забытого живописца Хеймена. Известность и мастерство пришли к Гейнсборо в Бате, модном курорте на западе Англии, где он создал множество портретов в аристократическом вкусе, сочетающих в себе парадность и изящество форм с правдивой, живой характеристикой модели. Женские портреты кисти Гейнсборо отличаются особой одухотворенностью и мягким лиризмом. Излюбленная гамма построена на сочетании холодных оттенков серебристо-серых и голубых тонов. Гибкость и мягкая плавность мазков передает нежную матовость карнации, серебристо-белый шелк платья, шелковистость чуть припудренных волос высокой прически, сообщающей модели особую горделивость осанки.
«Портрет мисс Сперроу» — яркий пример того периода творчества Гейнсборо, когда художник, переехавший в столицу Англии, имел постоянную клиентуру в среде аристократии и крупной буржуазии. В это время он пишет также огромные парадные портреты короля и членов королевской фамилии, портреты своих друзей и домочадцев, в которых особенно полно раскрываются его лирическое дарование, музыкальность кисти, изысканность колористического видения