Художник РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (около 1400—1464). Нидерландская школа. Женский портрет. Дерево, масло. 36,5X27. Лондон. Национальная галерея |
Творчество Рогира знаменует новый этап в развитии раннего нидерландского Возрождения. Со свойственным ренессансному мышлению антропоцентризмом художник вес свое внимание сосредоточивает на человеческой личности, углубляется в ее духовный мир, стремится постичь чувственно-эмоциональные стороны натуры человека. Поэтому, может быть, у Рогира не встретишь того радостного ощущения гармонии бытия, которое так привлекает в картинах Яна ван Эйка. Рогир значительно более остро воспринимает трагизм и несовершенство мира.
Портреты Рогира ван дер Вейдена в большей степени, чем его религиозные картины, выражают дух Ренессанса. Особенно это касается поздних произведений, к которым принадлежит «Женский портрет» из лондонской Национальной галереи. Художник избегает лишней детализации и всеми средствами стремится передать состояние сосредоточенного самоуглубления модели. Перед нами один из первых психологических опытов в европейской портретной живописи.