воскресенье, 14 сентября 2008 г.

Л.К. Плахов (1810-1881)

Плахов, Лавр Кузьмич (1810-1881) - живописец, представитель венециановской школы. Происходил из семьи военного. Первым его учителем был литограф К.П. Беггров. С 1829 г. учился в школе А.Г. Веницианова, с 1832 по 1836 г. - в Академии художеств у М.Н. Воробьёва, в 1836-1842 гг. - в Берлине и Дюссельдорфе. Один из наиболее талантливых и видных венециановцев. Автор картин, изображающих сцены обыденной трудовой жизни ("Кучерская в Академии художеств", 1834; "В кузнице", 1845, обе - в ГРМ; "В столярной мастерской", 1845, ГТГ). Его работы имеются также в Государственном литературном музее, музеях Казани, Великого Новгорода, Перми, Твери, Тюмени, Минска, Риги и других.
На открытках с репродукциями картин этого художника выпуска 1966 года, по всей видимости ошибочно, указаны данные: "Л.С. Плахов (1811-1881)".
Художник Л.К. Плахов (1810-1881). Русская школа. "В кузнице". 1845 г. Государственный Русский музей

Л.К. Плахов (1810-1881)

Художник Л.К. Плахов (1810-1881). Русская школа. "Крестьянский мальчик с лучиной". Государственная Третьяковская галерея
Художник Л.К. Плахов (1810-1881). Русская школа. "В столярной мастерской". 1845 г. Государственная Третьяковская галерея

П.Н. Орлов (1812-1863)

Орлов, Пимен Никитич (1812-1863) - живописец. Родом из Воронежской губернии. Учился в Академии художеств (1834-1837), с 1836 г. - у К.П. Брюллова. С 1841 г. - пенсионер в Италии. С 1841 г. - академик. Автор картин из итальянской жизни, далёких от действительности и отличающихся внешними живописными эффектами ("Октябрьский праздник в Рима", 1851, ГТГ; "Сцена из римского карнавала", 1859, ГРМ) Портретное искусство Орлова отмечено сильным влиянием творчества К.П. Брюллова и чертами салонности ("Портрет А.М. Бек", 1839; "Портрет сестёр Сухово-Кобылиных", 1847, оба - в ГТГ). Его работы имеются также в музеях Иркутска, рыбинска, Минска.
Художник П.Н. Орлов (1812-1863). Русская школа. "Октябрьский праздник в Риме". 1851 г. Государственная Третьяковская галерея

Я.Ф. Капков (1816-1854)

Капков, Яков Фёдорович - живописец. Из крепостных графа М.С. Воронцова; получил вольную в 1820-х гг. Брал уроки рисования у А.Е. Егорова, в качестве вольнослушателя учился в Академии художеств (1832-1845). Пенсионер Академии художеств в Риме с 1847 г. Работал как исторический живописец, жанрист и портретист ("Автопортрет", 1841, ГРМ; "Турчанка", 1851, ГТГ; "Купальщица", 1851, ГТГ, "Благовещение, 1852, ГТГ). Испытал влияние К.П. Брюллова. Наиболее известна картина Капкова "Вдовушка" (1851,ГТГ), неоднократно повторённая автором. Его произведения имеются также в Киевском музее русского искусства, музеях Воронежа, Пскова, Минска.
Художник Я.Ф. Капков (1816-1854). Русская школа. "Невеста". 1851 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник Я.Ф. Капков (1816-1854). Русская школа. "Турчанка". Государственная Третьяковская галерея

суббота, 13 сентября 2008 г.

А.И. Морозов (1835-1904)

Александр Иванович Морозов (1835- 1904) - живописец. В 1852-1953 гг. учился в Академии художеств у А.Т.Маркова. Участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским. Один из организаторов Артели художников. Был экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1864 году получил звание академика за картину "Выход из церкви в Пскове" (ГТГ). Жанровые картины Морозова посвящены изображению народной жизни и народных типов ("Отдых на сенокосе", 1861 ;"Сельская бесплатная школа", 1865; "Шарманщик",1868; "Омутнинский завод", 1885, все - в ГТГ). Работал как пейзажист ("Летний день", 1878, ГТГ, повторение в ГРМ). Член Петербургского общества акварелистов. Его работы имеются также в музеях Козьмодемьянска и Краснодара. Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Отдых во время сенокоса". 1860 г. Государственный Русский музей
Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Летний день". 1878 г. Холст, масло. 34х45,8 см. Государственный Русский музей (повтор картины из Государственной Третьяковской галереи) .Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Хозяйкины заботы". Государственный Русский музей

А.И. Морозов (1835-1904)

Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Отдых на сенокосе". 1861 г. Государственная Третьяковская галерея. За эту картину художник получил 2-ю золотую медаль.
Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Сельская бесплатная школа". 1865 г. Государственная Третьяковская галерея
Художник А.И. Морозов (1835-1904). Русская школа. "Летний день". 1878 г. Холст, масло 34х45,8 см. Государственная Третьяковская галерея Повторение картины находится в Государственном Русском музее.

пятница, 12 сентября 2008 г.

Л.Л. Каменев (1833-1886)

Каменев, Лев Львович (1833-1886) - живописец. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1854-1857) у К.И. Рабуса и А.К. Саврасова, затем в Германии и Швейцарии 91862-1864). За картины "Вид окрестностей села Поречье" (ГРМ) и "Зимний вид из окрестностей Москвы" в 1869 г. получил звание академика. С 1870 г. - член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Внёс заметный вклад в развитие реалистического пейзажа. Простота и естественность изображаемых мотивов природы в его картинах сочетаются с большой задушевностью ("туман. Красный пруд в Москве осенью", 1871 г. ГТГ). Его пейзажи не потеряли своего обаяния и поныне. Работы Каменева имеются также в музеях Астрахани, Казани, Кисловодска, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Н.Новгорода, Н.Тагила, Плеса, Самары, Севастополя, Сыктывкара, Тамбова, Томска, Челябинска, Ярославля и других.
Художник Л.Л. Каменев (1833-1886). Русская школа. "Пейзаж". 1872 г. Холст, масло. 59,5х50,5 см. Государственный Русский музей

Это полотно убедительно показывает главное направление развития школы передвижнического пейзажа. Мажорное восприятие жизни русской природы, звучащее в картине, ново и даже несколько неожиданно для творческой деятельности Каменева. Оно укрепилось у живописца только в коллективе пейзажистов-передвижников.

Члены Товарищества уже с первых выставок поставили перед собой цель - сочетать критику социальной действительности с утверждением своего положительного идеала. Мастера-жанристы, рассказывая о нищете и угнетении русского народа, в то же время показывали, как много в его среде сильных, одаренных людей Пейзажисты воссоздали не только раз-мытые осенней непогодой проселки да развалившиеся избёнки, где все говорило о бедности и убожестве пореформенной Руси, но и запечатлевали бескрайние русские нивы, могучие леса, живописные реки— все то, что могло стать источником народного богатства.

Красота Родины, требующей своего освобождения, сделалась главной темой пейзажной живописи передвижников, темой утверждения их общественного положительного идеала.

Овладевая этой темой, Каменев, изображая в картине «Полдень» лишь небольшой уголок сельской местности, передал ощущение жаркого солнечного летнего дня, воспел пору пышного цветения русской природы.

Л.Л. Каменев (1833-1886)

Художник Л.Л. Каменев (1833-1886). Русская школа. "Полдень". Холст, масло. 53х106 Ульяновский областной художественный музей