пятница, 12 сентября 2008 г.

Л.Л. Каменев (1833-1886)

Каменев, Лев Львович (1833-1886) - живописец. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1854-1857) у К.И. Рабуса и А.К. Саврасова, затем в Германии и Швейцарии 91862-1864). За картины "Вид окрестностей села Поречье" (ГРМ) и "Зимний вид из окрестностей Москвы" в 1869 г. получил звание академика. С 1870 г. - член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Внёс заметный вклад в развитие реалистического пейзажа. Простота и естественность изображаемых мотивов природы в его картинах сочетаются с большой задушевностью ("туман. Красный пруд в Москве осенью", 1871 г. ГТГ). Его пейзажи не потеряли своего обаяния и поныне. Работы Каменева имеются также в музеях Астрахани, Казани, Кисловодска, Козьмодемьянска, Костромы, Краснодара, Н.Новгорода, Н.Тагила, Плеса, Самары, Севастополя, Сыктывкара, Тамбова, Томска, Челябинска, Ярославля и других.
Художник Л.Л. Каменев (1833-1886). Русская школа. "Пейзаж". 1872 г. Холст, масло. 59,5х50,5 см. Государственный Русский музей

Это полотно убедительно показывает главное направление развития школы передвижнического пейзажа. Мажорное восприятие жизни русской природы, звучащее в картине, ново и даже несколько неожиданно для творческой деятельности Каменева. Оно укрепилось у живописца только в коллективе пейзажистов-передвижников.

Члены Товарищества уже с первых выставок поставили перед собой цель - сочетать критику социальной действительности с утверждением своего положительного идеала. Мастера-жанристы, рассказывая о нищете и угнетении русского народа, в то же время показывали, как много в его среде сильных, одаренных людей Пейзажисты воссоздали не только раз-мытые осенней непогодой проселки да развалившиеся избёнки, где все говорило о бедности и убожестве пореформенной Руси, но и запечатлевали бескрайние русские нивы, могучие леса, живописные реки— все то, что могло стать источником народного богатства.

Красота Родины, требующей своего освобождения, сделалась главной темой пейзажной живописи передвижников, темой утверждения их общественного положительного идеала.

Овладевая этой темой, Каменев, изображая в картине «Полдень» лишь небольшой уголок сельской местности, передал ощущение жаркого солнечного летнего дня, воспел пору пышного цветения русской природы.

Комментариев нет: