пятница, 3 октября 2008 г.

Александр Дмитриевич Литовченко (1835- 1890)

Литовченко, Александр Дмитриевич (1835-1890) - живописец. С 1855 г. учился в Академии художеств у Ф.А. Бруни. В 1863 г. участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским. Член Артели художников. В 1868-м за картину "Сокольничмй времён царя Алексея Михайловича" получил звание академика. С 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок. Работал в жанре исторической живописи ("Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею", 1875,ГРМ) и как портретист ("Портрет художника В.Г. Шварца", 1870, ГТГ). Его работы имеются также в Киевском музее русского искусства, иузеях Архангельска, Курска, Н.Новгорода, Алматы, Харькова.
Художник А.Д. Литовченко (1835- 1890), Русская школа. «Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею». 1875 г. Холст, масло. 153х236 см. Государственный Русский музей (Из подборки "Художники-передвижники".

Академическое искусство рисовало Ивана Грозного в виде мелодраматического злодея. В противовес этому Александр Дмитриевич Литовченко в картине, экспонированной на пятой передвижной выставке, раскрыл в Грозном черты государственного деятеля. (Позднее, после смерти художника, полотно было показано на XIX выставке Товарищества). 
Богатства царских сокровищниц издревле составлялись преимущественно из "поминок" - подарков иноземных государей. Показывая их на аудиенции, Грозный как бы развёртывает перед иноземными гостями широкую сеть связей московской державы. Он стремится убедить своих собеседников в выгодах, которые сулят их государству торговые отношения с Россией. 
Характерно, что главный герой противопоставлен тупому боярству, настроенному неприязненно к "нехристям". Косность бояр была присуща и их потомкам - помещичьему классу пореформенной России. Поэтому борьба вокруг имени Грозного в русской историографии второй половины XIX века, объяснялась далеко не только лишь научными задачами. Примечательно, что либеральный журнал "Всемирная иллюстрация", комментируя картину Литовченко, именно на её материалах даже оправлывал внутреннюю политику Грозного: "Грозный по свойству ума и ходу времени не может так легко оцениваться как мелкие тираны, лившие кровь по прихоти. Самая дальновидность внутренней политики, стремившейся к поднятию городской жизни, требовала уничтожения гнёта боярского класса.

Владислав Антонович Скок

Художник Владислав Антонович Скок, Русская школа.«Основатели Москвы».

Е.М. Корнеев (1780- 1839)

Корнеев, Емельян Михайлович (1780-1839) - живописец, рисовальщик и гравёр. Учился в Академии художеств (1788-1800) сначала в гравировальном, затем в историческом и ландшафтном классах у Г.И. Угрюмова и Сем. Ф. Щедрина. Участвовал в экспедиции "с целью военно-стратегического осмотра Азиатской и европейской России". Посетил в качестве пенсионера ряд стран Европы. работал в технике акварели и сепии. Исполнял пейзажи, картины бытового жанра ("Рождественское гулянье в Охотске", 1810-1812, акварель, Государственный исторический музей). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном музее А.С. Пушкина.
Художник Е.М. Корнеев (1780- 1839), Русская школа. «Калмыцкая борьба». 1803 г. Акварель, бумага.35,2х48 см. Государственный Русский музей

Эдгар Дега (1834-1917)

Художник Эдгар Дега (1834-1917), Французская школа."Голубые танцовщицы". Картон, пастель .50х63 см. (Открытка из набора "Западно-европейские пастели в музеях Советского Союза).

Анна Фёдоровна Костина (род.1928)

Художник Анна Фёдоровна Костина (род.1928), Русская школа. «Портрет В.В. Петрова, доктора физико-математических наук». 1971 г. Холст, масло. 117х100.Государственный Русский музей. Выставка 1971 г. "Наш современник"

Энгельс Васильевич Козлов (род.1926)

Козлов Энгельс Васильевич Род. в 1926 г в г.Ленинграде.В 1955 г окончил институт им.Репина (Мастерская Ю.М.Непринцева).Народный художник РСФСР. Народный художник Коми АССР.Академик Петровской Академии наук и искусств. Работы имеются в Русском музее.
Художник Энгельс Васильевич Козлов (род.1926), Русская школа. «Портрет А.К. Микушева - доктора философских наук». 1971 г. Холст, масло. 117х100.Государственный Русский музей. Выставка 1971 г. "Наш современник"

В.В. Мазуровский (1859-1944)

Мазуровский, Виктор Викентьевич (Винсенти) (1859-1944) - живописец. Учился в Академии художеств. Автор батальных картин в духе позднего академизма. В 1888 г. получил золотую медаль и звание классного художника первой степени за картину "Дело при селении Телище в 1877 году", которая, как и несколько других, находится в Государственном Русском музее. Его работы имеются также в Государственном центральном музее современной истории России, музее-панораме "Бородинская битва".
Художник В.В. Мазуровский (1859-?), Русская школа. «Дело казаков М.И. Платова под Миром». 1912 г. Холст, масло. 96х189.Музей-панорама "Бородинская битва".


Михаил Осипович Микешин (1835-1896)

Микешин, Михаил Осипович (1835-1896) - рисовальщик, живописец, иллюстратор. Отец Б.М. Микешина. Родился на Смоленщине. Учился в Академии художеств (1852-1858) у Б.П. Виллевальде. С 1869 г. - академик. Почётный член Лиссабонской академии художеств. Автор проектов скульптурных памятников, выполненных группой архитекторов и скульпторов : "Тысячелетие России" (Р.К. Залеман, Н.А. Лаверецкий, П.С. Михайлов, М.А. Чижов, И.Н. Шредер; открыт в Новгороде в 1862), Екатерине II (М.А. Чижов, А.М. Опекушин, открыт в Петербурге в 1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (П.А. Велионский, А.Л. Обер, 1888). Их отличает патриотическая идея, эффектность композиции и конкретность образов. Иллюстрировал произведения русской классической литературы. Работы Микешина имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. пушкина. Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко и других.
Художник М.О. Микешин (1835-1896), Русская школа. «Подвиг батареи Никитина в сражении под Красным». 1854 г. Холст, масло. 139х196. Музей-панорама "Бородинская битва".
См. также :

М.О. Микешин (1836-1896) - Литография к повести Н.В. Гоголя «Вий»